Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политики

Проблема личностного измерения

ДЕМОКРАТИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ.

«Нежелание заниматься политикой не освобождает от её результатов»

Отто фон Бисмарк

«Демократия – наихудший образ правления, но остальные ещё хуже»

Уинстон Черчилль

Человек и политика – эта проблема исключительно важна для понимания того, как «устроено» общество, как оно функционирует и развивается.

Для понимания места и роли личности в политике сформулируем вопросы:

1. Есть ли у политики «человеческое», «личностное» измерение? Можно ли человека «вписать» в мир политики естественным образом? Или все же политика изначально чужда человеку, противостоит ему как враждебная сила?

2. Можно ли рассматривать политическую среду как «естественную среду обитания» цивилизованного человека? Или эта среда агрессивна по отношению к человеку?

От избранного варианта ответа на вопросы зависят мировоззренческие установки человека, его ценностные ориентации, а, следовательно, и характер его поведения, деятельности.

Еще в античности обнаружились два несовпадающих подхода к проблеме «человек и политика».

Первый – восходит к Сократу, Платону и Аристотелю, которые исходили из тождества понятий «человек» и «гражданин». Быть человеком – значит быть гражданином и принимать участие в политической жизни своего полиса. Не случайно Аристотель определял человека как «политическое животное».

В тех греческих городах-полисах, где господствовали демократические устои, люди, ощущали свою неразрывную связь с государством, имели возможность оказывать влияние на принимаемые политические решения. Человеком, который не интересовался политикой, были недовольны и называли его «идиотом», что по-гречески дословно означает «занятый личными интересами».

Второй – связан с учением Эпикура, который пытался разъединить понятия «человек» и «гражданин». Человек должен осознавать свою индивидуальность, индивид автономен. Участие в политике совсем не обязательно. Политическая жизнь не обогащает человека, а дезориентирует, разобщает людей.

Подобные взгляды получили распространение в тот период, когда связь между человеком и государством стала ослабевать вследствие деградации демократических идеалов. Монархия и тирания как формы правления предполагали, что власть исходила уже не от народа, а от одного или немногих. В этих условиях не могли не проступать эксцессы эгоизма и индивидуализма, социальной апатии. Участие в политической жизни уже не рассматривалось как неотъемлемая сторона человеческого существования.

Оба эти подхода существуют в наше время. И сегодня люди занимают две диаметрально противоположные позиции по отношению к политике:

1. Человек должен сознательно и активно участвовать в политической жизни (политический активизм);

2. Человек должен всеми силами избегать участия в политике жизни (политический индифферентизм).

Рассмотрим, каково же действительное место человека в мире политики и как человек субъективно это место осознает, осмысляет.

Довольно распространено сравнение политики с театром. Политика – это сцена, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц. Столкновение между ними составляет содержание каждого эпизода политической драмы. Перед наблюдателем политического спектакля возникают вопросы: кто участвует в нем, какими мотивами руководствуются актеры, какие роли разыгрывают, кто герой, а кто лишь участник массовки.

Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, вспомним о том, что политика – это специфический вид человеческой деятельности. Следовательно, мы имеем право обратиться к т. н. деятельностному подходу.

Структура политики в этом случае может быть представлена следующим образом: цель политикисубъект политикисредства политикиполитические действияобъект политикирезультат политики.

Рассматривая политику как специфический вид деятельности, мы можем получить самые общие представления о месте человека в политике.

Человек может рассматриваться в качестве субъекта и объекта, цели и средства политики. При этом в обществе, построенном на демократических началах, человек выступает прежде всего как субъект и цель политики, а в обществе, построенном на антидемократических началах (тоталитаризм, авторитаризм), акцент смещается на человека как объект и средство политики.

Затронем одну важную теоретическую и практическую проблему. Некоторые люди с гордостью заявляют о том, что политика их не интересует, и они принципиально отказываются ею заниматься. Однако возникает вопрос: насколько возможна реализация субъективного желания индивида оставаться вне политики?

Если политику рассматривать как специфический вид деятельности, то человека можно рассматривать в качестве субъекта, объекта и средства политики. Человек может отказаться от роли субъекта политики (не участвовать в выборах, не интересоваться политическими новостями, не занимать политических должностей и т.д.), но, живя в политическом обществе, он всегда будет оставаться объектом и средством политики.

Чтобы зафиксировать более тонкие оттенки взаимосвязи, взаимообусловленности человека и политики рассмотрим ещё одно понятие – «личность».

Понятие «человек» указывает на уникальное живое существо, обладающее двойственной биосоциальной природой. Личность – данное понятие обозначает человеческого индивида, взятого в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, мораль и т.д.). Личность – это всегда человек, прошедший определенные стадии и этапы своего развития.

Процесс формирования личности неразрывно связан с процессом социализации – процессом усвоения знаний, ценностей, норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Социализация личности включает в себя две фазы:

Первая фазасоциальная адаптация, т. е. приспособление индивида:

- к социально-экономическим условиям;

- к ролевым функциям, социальным нормам;

- к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Вторая фазаинтериоризация, т. е. процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека (характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом).

Понятие социализации в полной мере приложимо и к сфере политики. Человек проходит политическую адаптацию, без чего нельзя быть сознающим свои интересы и цели субъектом политики, усваивая и осваивая методы политических действий, общественной или аппаратной работы, постигая какие-то идеи, поднимаясь в их понимании от одних ступеней к другим.

С одними политическими идеями человек просто знакомится, другие воспринимает как особо близкие ему, он включает их в свой внутренний мир и начинает в них верить. В этом случае произошла интериоризация политических, идеологических, иных социально и/или политически значимых представлений.

Личностью в политическом смысле («политической личностью») можно считать только человека, прошедшего хотя бы какие-то начала политической социализации. Это означает, что если практически каждый человек может считаться личностью в социальном смысле слова (поскольку он овладевает какими-то, пусть предельно минимальными, навыками жизни в обществе), то политической личностью может быть признан далеко не каждый.

Существенным представляется необходимость различения политической личности и личности в политике:

- личность в политике есть, по сути, человек, попавший в непривычную, непонятную, неизвестную (или очень малоизвестную) ему сферу жизни и деятельности;

- политическая личность, наоборот, действует в сфере политики как в привычной среде, понятной и известной, поскольку обладает для своих действий некоторой подготовкой и навыками.

Практический смысл выделения политической личности заключается в том, что её представления, мотивация, интересы в значительной мере формируются в сфере политики и подчиняются внутренней логике этой сферы. А вот «простая» («неполитическая») личность, попав в политику, может начать действовать в ней вопреки всем политическим принципам и правилам просто потому, что не имеет о них ни малейшего представления.

Следует также различать личность (политическую личность) и субъект (политический субъект):

1. Субъектом в политике может быть не только индивид, но и сложное социальное образование (государство, партия, общественное движение, нация и т. д.);

2. Само качество субъектности (т. е. способности быть субъектом) указывает всего лишь на способность к самостоятельному поведению, к формулировке своих интересов, целей, к осуществлению собственного выбора, проявлению своей воли, но ничего не говорит о том, какими причинами предопределяется поведение субъекта, каково содержание, качество этого поведения, с какой мерой способностей, умения оно осуществляется. Для того чтобы быть субъектом, вовсе не обязательно быть личностью (например, душевно больные, утратившие все признаки личности, полностью сохраняют способность к субъективному поведению). В то же время можно быть личностью в политике и даже политической личностью, но не выступать при этом субъектом политики, т. е. не играть в ней самостоятельной роли – такова, например, в идеале функция государственных служащих, включая самых высокопоставленных.

Итак, личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть.

С точки зрения политической субъектности (т. е. способности личности влиять на политику) выделяются следующие типы личности:

- аполитическая личность, отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

- пассивная личность, с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся сравнительно компетентной критикой политических реалий;

- гражданин (как правило член политической организации, участник общественного движения), опосредованно включенный в сферу политической практики;

- гражданин (как правило член политической партии или сочувствующий ей) целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

- общественный (общественно-политический) деятель;

- профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

- политический руководитель, лидер высшей инстанции (организационный или идейный, формальный или неформальный).

Таким образом, политическая субъектность личности проявляется в самом широком спектре её политического поведения: от абсентеизма (уклонение от политического участия глухого сопротивления до яростного политического экстремизма).

Личности аполитичные и пассивные, чаще всего, выступают объектом политики и в этом качестве могут составлять серьезную базу для самых различных, в том числе и реакционных, политических манипуляций.

Критерии политического развития личности:

- наличие системы политических ценностей;

- относительная стабильность политических мотивов;

- способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации;

- конкретное участие в политической жизни и способность вовлечь в политическую деятельность других;

- уважение к альтернативным взглядам и позициям;

- общий уровень политической культуры и некоторые др.

Степень вовлеченности личности в политику обусловливается уровнем её политического развития, степенью политической социализации, и, наоборот, политическое развитие, политическая социализация личности во многом обусловливаются их вовлеченностью в политическую практику.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические партии, общественно-политические организации и движения | Политическая элита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.