КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политика как социальное явление. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях
ЛИТЕРАТУРА Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Важнейшими чертами внешней политики является: -- выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности; -- активное влияние внешней политики на реализацию целей внутренней политики; -- способность государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства; -- тесная связь внешнеполитической деятельности государства с направленностью и характером международных отношений. Международные отношения – более сложное явление, чем внешняя политика. Это совокупность экономических, политических, правовых, военных, информационных и других связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, организациями и движениями на мировой арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях: -- пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре; -- агрессивная внешняя политика, которая заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства; -- активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой; -- консервативная внешняя политика, заключающаяся в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации. Основными субъектами внешней политики являются: -- государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств; -- неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Внешняя политика выполняет следующие функции: -- охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка. -- информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п. Функции внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств). Осуществляя внешнюю политику, государство применяет информационно-пропагандистские, политические, экономические и военные средства. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. Политические средства внешней политики используются прежде всего в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Внешняя политика государства как общий курс стратегии в международных делах должна сочетать национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных проблем, в контексте современных геополитических моделей.
1. Актон, Д. История свободы в античности. / Д. Актон // Полис. – 1993. – № 3. 2. Александров, И.А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации / И.А. Александров. – М., 2000. 3. Алескеров, Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии / Ф.Т., Алескеров, П. М. Ортешук – М., 1995. 4. Алмонд, Г., Верба, С. Политическая культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С.Верба // Полис. – 1992. – № 4. 5. Антанович, Н.А. Окружение политической системы как детерминанта ее функционирования / Н.А. Антанович // Веснік БДУ. Серыя 3. – 1997. – № 3. 6. Арендт, Х. Традиции и современность (К истории политических идей) / Х. Арендт // Советское государство и право. – 1991. – № 2. 7. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. 8. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев – М., 1990. 9. Бобков, В.А. Кузнецов, Н.В., Осмоловский В.П. Политические партии Беларуси / В.А. Бобков, Н.В. Кузнецов, В.П. Осмоловский – Мн., 1997. 10. Бобков, В.А., Божанов, В.А. Исполнительная власть в политической системе Республики Беларусь: теория, опыт, проблемы / В.А. Бобков, В.А. Божанов – Мн., 2002. 11. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус) / Г.А. Василевич – Мн., 1999. 12. Введение в теорию политических систем: Учебное пособие для студентов по курсу "Политология". – Мн., 1995. 13. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990. 14. Вішнеўская, І.У. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі / І.У. Вішнеўская – Мн., 2004. 15. Воронецкий, В.В. В системе европейских координат / В.В. Воронецкий // Беларуская думка. – 1999. – № 10 16. Всеобщая Декларация прав человека. // Социс. 1991, 17. Вятр, Е. Социология политических отношений / Е. Вятр – М., 1979. 18. Гаджиев, К.С. Политическая наука: Учебное пособие / К.С. Гаджиев – М., 1995. 19. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель – М., 1990. 20. Годин, Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению / Ю.Ф. Годин – М. 2001. 21. Гоулд, Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании / Ф. Гоулд // Политология. Хрестоматия. / Под ред. М.А. Василика. – М., 2000. 22. Громыко, А.Л. Политические режимы / Громыко А.Л. – М., 1994. 23. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт – М., 1969. 24. Даль, Р. Введение в экономическую демократию / Р. Даль – М., 1992. 25. Дарендорф, Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе / Р. Дарендорф // Вопросы философии. – 1990, – № 9. 26. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм – М., 1990. 27. Евдокимов, В.Б. Политические партии в зарубежных странах (Политико-правовой аспект) / В.Б. Евдокимов – Екатеринбург, 1992. 28. Егоров, А.Н. Политическая система Республики Беларусь / А.Н. Егоров // Весн. Бел. дзярж. экан. ун-та. – 1998. – № 2. 29. Иванян, Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США / Э.А. Иванян // США, Канада: экономика, политика, культура. – 2000. – № 11. 30. Ильин, В.В. Философия политики / В.В. Ильин, А.С. Панарин – М., 1994. 31. История политических и правовых учений. Домарксистский период. М., 1991. 32. Завершинский, К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта / К.Ф. Завершинский // Полис. – 2001. – № 2. 33. Кабаченко, А.П. Политический процесс и политическая система / А.П. Кабаченко // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. – 2001. – № 3. 34. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти // Человек нашего столетия. – М., 1990. 35. Качанов, Ю.Л. Опыты на поле политики / Ю.Л. Качанов – М., 1994. 36. Кин, Джон. Демократия и гражданское общество / Джон Кин – М. 2001. 37. Кистяковский, Б.А. Государство правовое и социалистическое / Б.А. Кистяковский // Вопросы философии. – 1990, – № 6. 38. Кистяковский, Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) / Б.А. Кистяковский // Вехи. Из глубины. – М., 1991. 39. Козик, Л.П., Кохно, П.А. СНГ: реалии и перспективы / Л.П. Козик, П.А. Кохно – М., 2001. 40. Констан, Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей / Б. Констан // Полис. – 1993, – № 2. 41. Конституция Республики Беларусь (с изменениями дополнениями). – Мн., 2004. 42. Косолапов, Н. Международные отношения и мировое развитие / Н. Косолапов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 2. 43. Коукли, Дж. Двухпалатность и разделение властей в современном государстве / Дж. Коукли // Полис. – 1997. – № 3. 44. Котляров, И.В. Беларусь на пути к многопартийности / И.В. Котляров – Мн., 1997. 45. Котляров, И.В. Социально-политический портрет Беларуси / И.В. Котляров – Мн., 1996. 46. Кочетков, А.П. Политические партии и партийные системы / А.П. Кочетков // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. -1998. – № 6. 47. Круглова, Г.А. Политология / Г.А. Круглова – Мн., 1996. 48. Латыпов, У.Р. Мыслить и действовать в измерении завтрашнего дня / У.Р. Латыпов // Беларуская думка. – 1999. – № 5. 49. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев – М., 2000. 50. Ленин, В.И. Государство и революция / В.И. Ленин // Полн. Собр. Соч. Т. 33. 51. Макаренко, В.П. Главные идеологии современности / В.П. Макаренко. Ростов-на-Дону, 2000. 52. Макарин, А.В. Бюрократия в системе политической власти / А.В. Макарин – С.Пб., 2000. 53. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли – М., 1989. 54. Малкин, Е. Основы избирательных технологий / Е. Малкин, Е. Сучков – М., 2000. 55. Маннгейм, К. Идеология и утопия / К. Маннгейм // Политология. Хрестоматия. / Под ред. М.А. Василика. – М., 2000. 56. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. 57. Матусевич, Е.В. Политическая система в Беларуси / Е.В. Матусевич // Беларусь и Россия: императивы нового столетия. Сборник научных трудов. – Мн., 2000. 58. Мельник, В.А. Политология / В.А. Мельник – Мн., 1999. 59. Мельник, В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология / В.А. Мельник – Мн., 1998. 60. Мельников, А.П. Политология. Учеб.-метод. пособие (структурно-логические схемы) / А.П. Мельников – Мн., 1999. 61. Милль, Дж. Ст. Размышления о представительном правлении / Дж. Ст. Милль – Вермонт, 1991. 62. Михельс, Р. Социология политической партии в условиях демократии / Р. Михельс // Диалог. – 1990, № 5, 7, 13, 18. – 1991. 63. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1989, – № 3, 4. 64. Падокшын, С.А. Палітычная і прававая думка Беларусі XVI-XVII стст / С.А. Падокшын, С.Ф. Сокал – Мн., 1999. 65. Павлютенкова, М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе / М. Павлютенкова // Власть. – 2000. – № 8. 66. Панарин, А.С. Введение в политологию / А.С. Панарин – М., 1994. 67. Панарин, А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе / А.С. Панарин – М., 1999. 68. Паречина, С.Г. Место Президента в системе разделения властей (сравнительный анализ Беларуси и России) / С.Г. Паречина // Беларусь и Россия: императивы общественного развития. – Мн., 2002. 69. Парсонс, Т.. О понятии "политическая власть" / Т. Парсонс // Политология. Хрестоматия. Под ред. М.А. Василика. – М., 2000. 70. Платон, Государство. Законы. Политика / Платон – М., 1998. 71. Подкопаев, В.В. Политическая и экономическая элиты Республики Беларусь: особенности взаимодействия / В.В. Подкопаев // Беларусь и Россия на пути в XXI век: сб. ст. / ред. кол.: Е.В. Матусевич [и др.]. – Мн., 2000. 72. Подкопаев, В.В. Политическая элита РБ: сущность и факторы формирования / В.В. Подкопаев // Беларусь и Россия: цивилизационные приоритеты: Сб. ст. / ред. кол.: Е.В.Матусевич [и др.]. - Мн., 1999. 73. Политическая социология. – М., 2001. 74. Политическая теория и политическая практика: Словарь-справочник / под ред. А.А. Миголатьева. – М., 1994. 75. Политические элиты России и Беларуси: Сб. ст. - М.-Мн., 2000. 76. Примаков, Е. Международные отношения накануне ХХI века: Проблемы, перспективы / Е. Примаков // Международная жизнь. – 1997. – № 8. 77. Приходько, Ф.С. Политический режим / Ф.С. Приходько – Мн., 1995. 78. Проблемы формирования новой системы международных отношений / под ред. В. Снапковского, В. Астапенко. – Мн. 2001. 79. Пугачев, В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев – М., 1995. 80. Решетников, С.В. Политический процесс / С.В. Решетников – Мн., 1993. 81. Решетников, С.В. Политология в Республике Беларусь: теоретико-методологические и прикладные аспекты / С.В. Решетников – Мн., 1999. 82. Решетников, С.В. Системный подход как методология анализа публичной политики / С.В. Решетников, Н.А. Антанович – Мн., 2000. 83. Санистебан, Л.С. Основы политической науки / Л.С. Санистебан – М., 1992. 84. Серебрянников, В.В. Ответственность как принцип власти / В.В. Серебрянников // Социально-политический журнал. – 1998. – № 4. 85. Соловьев, А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции / А.И. Соловьев // Полис. – 2001. – № 2. 86. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин – М., 1992. 87. Специфика формирования социального государства в России и Беларуси. – Мн.-М., 2002. 88. Старовойтова, Л.В. Теория политики. Учебно-методическое пособие по политологии / Л.В. Старовойтова, В.В. Ровдо – Мн., 1994. 89. Сумбатян, Ю.Г. Монархия - традиционная форма государственности / Ю.Г. Сумбатян // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. – 2001. – № 1. 90. Токвиль, А. Демократия в Америке / А. Токвиль – М., 1992. 91. Тоффлер, О. Проблема власти на пороге XXI века / О. Тоффлер // Свободная мысль. – 1992. – № 2. 92. Троцкий, Л.Д. К истории русской революции. / Л.Д. Троцкий – М., 1990. 93. Чыгрынаў, П. Грамадская думка ў Беларусі: палітыка-гістарычны аспект (Х – пач. ХХ стст.) / П. Чыгрынаў – Мн., 1996. 94. Унтелев, А.Г. Политология: власть, демократия, личность: Учебное пособие / А.Г. Унтелев – М., 1994. 95. Формирование новой элиты в условиях трансформации общества: политические предпочтения и интересы (сравнительный анализ на материалах России и Беларуси). – М., 2001. 96. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я / З. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Мн., 1991. 97. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм – М., 1990. 98. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма //Вопросы философии. – 1990. – № 3. 99. Шалькевіч, В.Ф. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі / В.Ф. Шалькевіч – Мн., 2002. 100. Шаран, П. Сравнительная политология / П. Шаран – М., 1992. 101. Шестопал, Е.Б. Очерки политической психологии / Е.Б. Шестопал – М., 1990.
Выражение “если современный человек не интересуется политикой, политика тем не менее интересуется им”. Родилось как результат наблюдения за тенденциями, формирующими лик современной общественной жизни: это высокая степень организации общества, усложнение общественных процессов и усвоение темпов их изменения. На всех этапах становления и развития цивилизации люди постоянно ощущали на себе воздействие политики, пытались понять ее сущность и анатомию, творили ее использовали как в социально-значимых, так и в личных целях. К началу 20 века в мире сформировалась достаточно разветвленная система научных знаний о политике и политическом регулировании социальными процессами в обществе. Более того - накопленные рациональные знания оказали мощнейшее воздействие на формирование и облик политических систем многих европейских стран. Характерной особенностью политологии является то, что она все более выступает в качестве интегративной политической науки, включающей в себя различные направления политических знаний. Центральной проблемой политологии является проблема политической власти. Насколько актуальна проблема политической власти можно судить на примере стран СНГ. На всем геополитическом пространстве бывшего СССР в постперестроечный период наблюдается обострение борьбы за власть, сохраняется нестабильность, конфликтность в обществе. О хорошей власти мечтают миллионы людей. Достойную жизнь обещают согражданам многие политики. Зададимся вопросом: “ А знают ли миллионы сограждан, а также те, кто обладает властью или же стремится к ней, что такое власть? Какова её природа, законы и механизмы функционирования, оптимальная форма образования и т.д.?”. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо иметь цельное научное представление о сущности и особенностях политики, политической власти, политическом поведении масс и лидеров, политической идеологии и т.д. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии, фирмы или даже отношения жены и мужа, подчиненные определенной цели. Причем бытует мнение о большей или меньшей компетентности в политике. Частично такое утверждение справедливо так как возрастает политический опыт людей. Поскольку индивидуальный опыт человека сводится, как правило, к опыту, обретенному им в качестве потребителя, а не творца, политика обычно ассоциируется с ограничениями, силой, давлением, отчуждением, аморальностью, двусмысленностью и т.п. Так возникает расхожее представление о политике как о чем-то таком, от чего “порядочному человеку” лучше держаться подальше. Часто характеризуют ее как “грязное дело”. Такое представление о политике связано не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней,, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, разнообразием проявления этого феномена. Кроме того, политические явления и процессы имеют свою специфику, которая заключающуюся в том, что они выступают главным образом в макроструктурном контексте общественных явлений. Столь обширное для обычного человека поле наблюдения и есть причина того, что трудно овладеть фактическим знанием о политике и ее законах. Политика - необходимость и одновременно потребность современного человека; она стала путеводителем и одновременно ограничителем любых его действий. Поэтому знание политики отвечает интересам каждого человека, стремящегося понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои потребности, оказывать влияние на выбор целей и средств их реализации. Вряд ли сегодня найдется человек, который бы мог доказать, что он свободен от политики и не испытывает на себе её влияние. Все действия и решения современных политиков во многом определяют и облик мира в целом. Поэтому интерес к политике, который был у людей всегда, ещё более возрос в 20 веке. За это столетие человечество пережило две мировые войны, несколько социальных революций, зарождение и крушение страшных диктаторских режимов, оказалось перед угрозой кризиса цивилизации и получило в свои руки разрушительное ядерное оружие. В современных условиях, когда цена политических ошибок необычайно возросла, становится очевидной потребность в особой политической науке, которая объясняет прошлое и настоящее, предвидит будущее. В политической жизни, в прошлом, большую роль играла случайность, интуиция политика, его житейский опыт. Сегодня не обойтись без знания законов политики, без технологии принятия политических решений. Все это должно быть дополнено точным расчетом построенном на анализе информации. Но политические знания нужны не только профессионалам. Понимание политики как сложного, динамичного и цельного явления - неотъемлемая часть общей образованности современного человека. Для того, чтобы стать истинным гражданином своего Отечества, нужно уметь разбираться в политических отношениях, анализировать политические процессы, ориентироваться в конкретной политической ситуации, а в нужный момент - брать на себя роль лидера в больших и малых социальных группах. Именно поэтому мы и приступаем к изучению политической жизни общества.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |