Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективистская модель демократии

Классическая либеральная модель демократии

Базовые принципы, на которых строится современная реальная, в основе своей либеральная модель демократии, мы уже воспроизвели. Здесь же уместно обратиться к её теоретическим основаниям в их изначальном «первозданном» виде, разработанным в своё время идеологами либерализма Дж. Локком, Ш. Монтескье, И. Кантом, А. де Токвилем и другими мыслителями. Суть этой теории в максимально обобщённой форме можно свести к следующим положениям:

1. Действительный источник власти – индивид (отдельный человек), поэтому демократия – это конкуренция индивидов. Аргументацию этого тезиса находим в фундаментальной аксиоме либерализма: человек, его права и свободы – высшая ценность. Интересы и потребности личности первичны, а интересы народа, общества, группы и, тем более государства, вторичны. Поэтому любая власть, стоящая над человеком, есть ограничение его прав и свобод. Отсюда вывод: формула «демократия – власть народа» ущербна в самой своей основе. Власть народа «такое же абсолютное зло, как и абсолютная монархия». Править должен не народ («абсолютное зло»), а исключительно и только его полномочные представители. Правление представительной власти – это, как и всякое принуждение, тоже конечно зло, но зло относительное, не абсолютное и управляемое. Что же касается народа, то единственное что ему можно доверить – это ограниченное рядом цензов участие в периодических выборах представительных органов власти.

2. Для того чтобы максимально оградить права и свободы индивидов от неизбежного зла в лице государства, его функции и полномочия следует минимизировать, свести к минимуму. За государством надо оставить только одну обязанность – охрана прав и свободной конкуренции граждан, сведя его многовековое всевластие до роли «ночного сторожа».

Главная заслуга раннего классического либерализма заключается в том, что он выступил под знаменем свободы личности, ограждения её от государственной тирании, выдвинул идею естественных прав человека, обосновал теории: парламентаризма, представительной (в отличие от античной прямой) демократии, а также разделения властей, сдержек и противовесов как необходимого условия контроля граждан над государством. Эти и ряд других положений до сих пор составляют основу современной либеральной модели демократии.

Однако в социальном плане классическая либеральная модель демократии не на много отличалась от античной, рабовладельческой. Она предполагала декларативную, формальную, социально ограниченную демократию – демократию для богатого, состоятельного меньшинства – нарождавшейся буржуазии. Не допускала к участию во власти пролетариев, женщин, другие «низшие» слои населения. Несостоятельной оказалась и идея «государства – ночного сторожа», приведшая общество к торжеству правил «дикого капитализма». К началу 20 в. это привело западные демократии на грань существования и вынудило их идеологов поставить вопрос об уточнённой – плюралистической модели демократии.

Практическим же ответом на недостатки либеральной конкурентной демократии стало массовое рабочее движение, а также противоположные либерализму концепции демократии и, прежде всего – её коллективистская, социалистическая модель.

Основывается на идеях Ж-Ж. Руссо (1712-1778), а также К. Маркса и его последователей (В. Ленин и др.). Различия между руссоистами и марксистами заключаются, во-первых, в их неодинаковом отношении к частной собственности: руссоисты, хотя и в ограниченной форме, допускают её необходимость, марксисты же считают её главной преградой на пути народовластия. Они утверждают, что в условиях господства частной собственности демократия может быть только для меньшинства – для тех, кто этой собственностью владеет, т.е. для богатых. По отношению к наёмным работникам она останется диктатурой. Поэтому полная, т.е. тотальная демократия – демократия большинства возможна только при господстве общественной собственности на орудия и средства производства. Во-вторых, различие между руссоистами и марксистами заключается в их неодинаковом понимании народа.

Основные идеи коллективистской (тоталитарной) демократии:

1. У Ж-Ж. Руссо власть должна принадлежать народу как единому монолитному «общественному телу», состоящему из индивидов-атомов. Тем самым достигается прямое совпадение идеи народовластия с сутью демократии. У марксистов народ – только те, кто трудится. Те же, кто эксплуатирует чужой труд, – не народ. Ядро народа и его единой воли – рабочий класс, его интересы. Поэтому и власть должна вначале принадлежать только ему. Отобрав власть у буржуазии, пролетариат поделится ею с другими трудящимися классами. Когда по мере строительства социализма социально-классовые различия между ними сгладятся полностью, наступит власть единого, социально монолитного трудящегося народа. Это и будет подлинная социальная, а не формальная политическая демократия, т.е. коммунизм. Рабочий класс – это большинство и он правит исключительно в интересах большинства. Эксплуататорские классы (капиталисты и помещики) – это всегда меньшинство и поэтому им не должно быть места во власти и в политике вообще.

2. Ж-Ж. Руссо – за прямую демократию (монолитный народ правит непосредственно). Ленин – за представительную демократию: народ правит через своих представителей в составе Советов, вначале – «рабоче-крестьянских», а по мере стирания социальных различий между ними – «народных» представителей. Отсюда и понятие «советская власть», которую её сторонники считали и считают «высшей формой демократии».

3. В. Ленин считал, что политическим авангардом, просветителем и организатором рабочего класса и его власти может быть только одна партия – коммунистическая. Другим партиям в народно-пролетарской демократии места нет. После ликвидации частной собственности и уничтожения буржуазии не останется социальной основы для их существования.

Такова теория. На практике в руках коммунистической партии Советского Союза, монополизировавшей за собой право выражать интересы «единого монолитного» народа и не имеющей политических конкурентов, безраздельно сосредоточилась вся полнота государственной власти над обществом и личностью. Идея «народной» коллективистской демократии на деле реализовалась в тоталитарном единовластном политическом режиме вождя, весьма относительно подконтрольного только своей политической партии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идейно-теоретические обоснования моделей демократии | Плюралистическая модель демократии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.