КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Известно ли вам, что
Политические партии Российской Федерации по-разному оценили введение с 2007 г. пропорциональной избирательной системы на выборах Государственной Думы. Одни – как содействующее процессу развития многопартийности, а, следовательно – демократии, что действительно характерно для пропорциональной избирательной системы. Другие – усмотрели в этом нововведении стремление правящей партии Единая Россия закрепить свои лидирующие позиции в Государственной Думе за счёт отсечения мелких партий, неспособных преодолеть повышенный семипроцентный заградительный барьер. Понятно, что последние оценили это как нарушение принципов демократии. Сторонники нововведения, в свою очередь, утверждают: парламент, состоящий из чрезмерно большого числа мелких партийных фракций, ведёт к так называемой «плохой» – нестабильной и неэффективной демократии, которая может оказаться даже хуже авторитаризма. Они ссылаются на опыт Украины, где проходной барьер для партий в Верховную раду составляет всего три процента голосов избирателей. В результате многопартийный состав Рады парализует её конструктивную работу, содействует политическому расколу общества на многочисленные непримиримые лагери, дестабилизирует его и без того шаткую политическую систему.
Не «продвинутый» в политическом отношении читатель удивлённо спросит: «Если указать единственно правильную, ведущую государство верным путем к демократии избирательную систему политическая наука бессильна, тогда чем она занимается? Какую конечную цель преследуют её многотомные фундаментальные исследования, труды и прикладные разработки, а также создаваемые на их основе учебные материалы, включая настоящую лекцию?». Ответ заключён в двуединой сущности самой политики. Если помнит читатель, политика – это наука и искусство управления общественными делами и процессами. Обратим внимание – наука и искусство одновременно. Каждое из этих двух фундаментальных слагаемых сущности политики выполняет свои функции, решает свои задачи. В том числе, и в выборе наиболее адекватной историческим условиям и целям политического развития эффективной избирательной системы. Современная политическая теория накопила и продолжает пополнять огромный багаж знания, позволяющий производить оценку эффективности избирательных систем, измерять их свойства, соотносить избирательные системы с партийными системами, определять характер влияния избирательных систем на электоральное поведение, то есть на политическое поведение тех или иных групп, объединений избирателей и т.д. Политик-практик видит свою задачу в том, чтобы рационально использовать этот багаж знаний. Пропустив их через призму собственных политических устремлений и опыт, политическую мудрость и волю, он выбирает и внедряет в избирательную практику ту исследованную и осмысленную наукой избирательную систему, которая, по его убеждению, является наиболее приемлемой для данных конкретных условий и обстоятельств. Искусный, творческий политик, опираясь на научные знания, нередко вносит свои собственные новации в существующие модели и даже создаёт новые разновидности избирательных систем. Искусство выбора – это и есть искусство политики. Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который, опираясь на научные знания, определяется соотношением политических сил в стране и, прежде всего, в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям и, естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия – наоборот, от мажоритарной – к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума. В нашей стране на выборах разного уровня уже был испытан ряд избирательных систем и их модификаций. Но это лишь капля в море, только небольшая часть из тех десятков и сотен их разновидностей, которые в разное время применялись и/или продолжают применяться в современном мире. Избирательная система России находится в процессе становления и поиска наиболее приемлемых вариантов. Только в 2009 году парламентским большинством по инициативе Президента РФ был «фактически снижен до пяти процентов» так называемый «барьер» прохождения партий в Государственную Думу.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |