Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательные системы в западноевропейских странах

Выводы

Справочно

Под «фактическим снижением» в данном контексте понимается установленная в 2009 г. квота, позволяющая малым партиям, не преодолевшим 7% барьер, но получившим на выборах 5 и более процентов голосов избирателей, рассчитывать на 1-2 депутатских места в Государственной Думе РФ.

Российские партии получили право выдвигать кандидатов на должности руководителей субъектов Федерации, а также гарантии равного освещения их деятельности в государственных средствах массовой информации.«Мы, – подчеркнул Президент Д.А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года, – должны продолжить совместную работу по улучшению качества народного представительства и созданию дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями». В частности, сегодня «…ведётся межпартийная дискуссия о необходимости перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам. Эту идею высказывали и представители правящей партии, и представители оппозиционных партий. Общее мнение пока не выработано. Предлагаю начать его вырабатывать. Обсуждение этого вопроса должно быть продолжено.…» [15].

1. Современные политические демократии есть не что иное, как «переплавленные» в институты государственной власти и гражданского общества социальные интересы, знания, чувства и чаяния граждан. Процесс «переплавки» осуществляется посредством выборов, основывающихся на фундаментальных демократических принципах – всеобщности и свободы, равенства и справедливости, альтернативности и периодичности, тайного голосования и др. Однако это не стихийный процесс. Он включает ряд этапов и процедур, регламентированных избирательным законодательством государства.

2. Избирательные системыхарактеризуют самый важный – заключительный этап избирательного процесса, непосредственно определяющий на финише предвыборной гонки победителей и побеждённых. Их отличают установленные законом способы голосования и, прежде всего – распределения мандатов. Однако избирательные системы не сводятся к чисто «технологическим» процедурам. Они оказывают огромное, порой определяющее политическое влияние на весь избирательный и в целом – на демократические процессы в стране.

3. Различают два основных типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная. Обе они не идеальны. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Мажоритарная система, содействуя стабильной двухпартийной демократии, допускает несправедливость в отношении представительства меньшинства во власти. Пропорциональная же, в целом обеспечивая условия для справедливого представительства в парламенте всем партиям, создаёт власть, «беременную» кризисами.

4. Дискуссии о наиболее приемлемой для российской демократии избирательной системе, начавшиеся в конце 80-х годов, продолжаются и поныне. В отличие от американцев за основу поисков у нас взята не мажоритарная, а пропорциональная избирательная система, используемая в большинстве европейских государств. Однако «Россия не была бы Россией, – замечает член Центральной избирательной комиссии РФ И. Борисов, – если бы мы попросту ввели у себя классическую пропорциональную избирательную систему с присущими ей недостатками без учета текущих условий развития государства»[16].

5. Выбор избирательной системы, наиболее соответствующей идеалу демократии в конкретных условиях конкретной страны, может быть осуществлён лишь в тесном содружестве политической науки, исторического опыта и политического искусства. Ибо это всегда выбор между справедливостью и целесообразностью, между формальной демократией и политической стабильностью.

 

Таблица 1

 

  Страна   Мажоритарная система   Пропор­циональ­ная система     Оговорка о про­центном барьере
Великобритания +
Германия + (+) 5%
Италия* + +
Франция +
Бельгия +
Нидерланды +
Люксембург +
Швеция + (4%)
Дания +  
Норвегия +
Финляндия +
Исландия +
Австрия +
Швейцария +
Испания + 3%
Португалия +
Греция +
Ирландия +
 

* В 1993 г. в Италии установлена смешанная, преимущественно мажоритарная избирательная система.

П р и м е ч а н и е. (+) – земельные округа в Германии с пропорциональной системой; (4%) – процентный барьер в Швеции только по «национальному округу».

 

Таблица 2

 
 


СВЕДЕНИЯ

об общей численности избирателей, численного состава законодательных органов регионов РФ и применяющихся в регионах избирательных систем

(на начало 2010 г.)

№ п/п Субъект Российской Федерации Число избирателей Численный состав законодат. органа (пропорц. / мажоритарн.)
       
  Республика Адыгея (Адыгея) 332 234 54 (27/27)
  Республика Алтай 142 421 41 (21/20)
  Республика Башкортостан 2 961 055 120 (60/60)
  Республика Бурятия 701 413 66 (33/33)
  Республика Дагестан 1 447 708 72 (пропорц.)
  Республика Ингушетия 170 149 27 (пропорц.)
  Кабардино-Балкарская Республика 518 451 72 (пропорц.)
  Республика Калмыкия 212 808 27 (пропорц.)
  Карачаево-Черкесская Республика 313 156 73 (37/36)
  Республика Карелия 557 662 50 (25/25)
  Республика Коми 743 064 30 (15/15)
  Республика Марий Эл 550 257 52 (26/26)
  Республика Мордовия 665 204 48 (24/24)
  Республика Саха (Якутия) 591 726 70 (35/35)
  Республика Северная Осетия – Алания 490 240 70 (35/35)
  Республика Татарстан (Татарстан) 2 867 987 100 (50/50)
  Республика Тыва 170 402 32 (16/16) 1
  Удмуртская Республика 1 222 792 100 (50/50)
  Республика Хакасия 375 643 75 (38/37)
  Чеченская Республика 576 493 41 (пропорц.)
  Чувашская Республика – Чувашия 981 561 44 (22/22)
  Алтайский край 1 973 572 68 (34/34)
  Забайкальский край 799 827 50 (25/25)
  Камчатский край 263 198 50 (27/23)
  Краснодарский край 3 819 774 70 (35/35)
  Красноярский край 2 147 244 52 (26/26)
  Пермский край 2 116 315 60 (30/30)
  Приморский край 1 511 446 40 (20/20)
  Ставропольский край 1 944 660 50 (25/25)
  Хабаровский край 1 059 850 26 (13/13)
  Амурская область 650 850 36 (пропорц.)
  Архангельская область 1 000 099 62 (31/31)
  Астраханская область 762 153 58 (29/29)
  Белгородская область 1 220 797 35 (18/17)
  Брянская область 1 046 819 60 (30/30)
  Владимирская область 1 215 001 38 (19/19)
  Волгоградская область 1 966 338 38 (22/16)
  Вологодская область 987 549 34 (17/17)
  Воронежская область 1 921 386 56 (28/28)
  Ивановская область 884 192 48 (24/24)
  Иркутская область 1 876 130 50 (25/25)
  Калининградская область 744 244 40 (20/20)
  Калужская область 812 386 40 (20/20)
  Кемеровская область 2 132 479 36 (18/18)
  Кировская область 1 137 144 54 (27/27)
  Костромская область 571 872 36 (18/18)
  Курганская область 773 110 34 (17/17)
  Курская область 969 808 45 (23/22)
  Ленинградская область 1 309 970 50 (25/25)
  Липецкая область 950 001 56 (28/28)
  Магаданская область 120 780 25 (13/12)
  Московская область 5 538 805 50 (пропорц.)
  Мурманская область 688 846 32 (16/16)
  Нижегородская область 2 737 471 50 (25/25)
  Новгородская область 535 682 26 (13/13)
  Новосибирская область 2 099 694 98 (49/49)
  Омская область 1 540 204 44 (22/22)
  Оренбургская область 1 631 751 47 (24/23)
  Орловская область 661 107 50 (25/25)
  Пензенская область 1 129 289 25 (13/12)
  Псковская область 587 613 44 (22/22)
  Ростовская область 3 307 315 50 (25/25)
  Рязанская область 964 197 36 (18/18)
  Самарская область 2 513 381 50 (25/25)
  Саратовская область 2 002 031 36 (18/18)
  Сахалинская область 396 422 28 (14/14)
  Свердловская область 3 474 777 28 (пропорц.) 2
  Смоленская область 825 318 48 (24/24)
  Тамбовская область 859 606 50 (25/25)
  Тверская область 1 161 886 33 (17/16)
  Томская область 757 692 42 (21/21)
  Тульская область 1 288 003 48 (24/24)
  Тюменская область 1 027 746 34 (17/17)
  Ульяновская область 1 079 683 30 (15/15)
  Челябинская область 2 729 605 60 (30/30)
  Ярославская область 1 069 387 50 (25/25)
  Город Москва 7 040 798 35 (20/15)
  Город Санкт-Петербург 3 389 957 50 (пропорц.)
  Еврейская автономная область 138 232 16 (8/8)
  Ненецкий автономный округ 30 780 11 (пропорц.)
  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 1 060 795 28 (14/14)
  Чукотский автономный округ 36 908 12 (6/6)
  Ямало-Ненецкий автономный округ 359 378 22 (11/11)
  Численность избирателей на территории РФ      
  Численность избирателей за пределами территории РФ    
  город Байконур    
  Общая численность избирателей Российской Федерации    

1 В Палате представителей Великого Хурала Республики Тыва – 130 депутатов, избираемых по

мажоритарной системе.

2 В Законодательном Собрании Свердловской области (Палате Представителей) – 21 депутат, избираемый по мажоритарной системе.

См.: http://cikrf.ru/newsite/news/actual/president/chisl_izb.jsp

КОНТОРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Что понимается под избирательной системой?

2. Охарактеризуйте место и роль избирательной системы в избирательном процессе.

3. Какова роль избирательной системы в демократическом процессе?

4. Какие типы избирательных систем вы знаете, и в чём заключаются их коренные отличия?

5. Назовите и охарактеризуйте положительные стороны и существенные недостатки мажоритарной избирательной системы.

6. Дайте характеристику основным видам плюральной избирательной системы и сравните их роль в демократическом процессе.

7. Попробуйте объяснить, почему, несмотря на явные недостатки плюральной избирательной системы, она широко используется в США и Великобритании, считающихся форпостами современной демократии?

8. Какие разновидности мажоритарной избирательной системы вам известны?

9. В чём заключается демократическая сущность и справедливость пропорциональной избирательной системы?

10. Дайте развёрнутую характеристику основным принципам системы пропорционального представительства.

11. Каковы основные преимущества и слабости пропорциональной избирательной системы?

12. Назовите и прокомментируйте главное противоречие системы пропорционального представительства в демократическом процессе.

13. Что такое заградительный барьер? Какие другие его названия вы знаете, и с какой целью он устанавливается и применяется на выборах?

14. Что такое партийный список? Какие бывают списки, кем и как они формируется и какую роль играют в избирательном процессе?

15. Какие факторы учитываются государством при выборе той или иной избирательной системы? В каких государственно-правовых актах закрепляется согласованное решение о ней?

16. Попробуйте сформулировать и обосновать аргументы «за» и «против» пропорциональной избирательной системы для современной России.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Тип избирательной системы Основные отличия избирательных систем
Способ голосования избирателей Правила распределения мандатов среди кандидатов Получают мандаты
  Мажоритарная За фамилию кандидата (или партийный список) По большинству (относительному или абсолютному) полученных голосов Кандидаты (списки), собравшие большинство голосов
  Пропорциональная   За партийный список   Пропорциональ-но полученным партиями голосам Все партии, Участвовав- шие в выборах
Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) Одна половина состава депутатов представительного органа избирается по мажоритарной, вторая – по пропорциональной системе

Простота и прозрачность технологии определения победителя
Преимущества
Доступность участия в выборах в качестве кандидатов для всех граждан
Формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами
Лёгкость формирования стабильного парламента и правительства после выборов

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Известно ли вам, что | Отличия идеологии от политической науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.