КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочно. Классический или традиционный либерализм
Классический или традиционный либерализм Либерализм и неолиберализм как политическая идеология Либерализм (лат.) – имеющий отношение к свободе: свободный, свободно мыслящий, вольнодумец. Как политическая идеология либерализм – система идей о приоритетности свободы и прав человека и политических механизмах их обеспечения. Он представляет собой одно из наиболее распространённых в современном мире мировоззрение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства. Это весьма динамичная, подвижная и многоликая идеология. Её содержание с течением времени изменяется, модифицируется, отвечая на новые вызовы исторического времени. Различают две основные исторические формы либерализма: классический или традиционный либерализм и неолиберализм, то есть новый, обновлённый либерализм. Неолиберализм имеет множество разновидностей, которые можно объединить в две основные: левый (или социальный) либерализм и правый (или консервативный) либерализм (см. схему 1). Наиболее радикальную в отношении ограничения роли государства современную форму правого либерализма, тяготеющего к традиционному либерализму, называют «либертаризмом».
· Время формирования идеологии – 17- начало 19 в. · Классовый характер – это буржуазная идеология (вернее – идеология угнетённых классов того времени и, прежде всего – нарождавшейся буржуазии). · Направленность – против господствовавшего в тот исторический период абсолютизма, а также против официальной религиозной идеологии и морали, оправдывавшей полную политическую зависимость человека от единовластия монарха. · Родина либерализма – Европа и США, а также, частично, Россия. В качестве программы государственного строительства впервые был провозглашён в США (1776 г.) и во Франции (1789 г.). Основоположники классического либерализма: В Англии: Томас Гоббс (1588-1679); Джон Локк (1632-1704); Адам Смит (1723-1790); Джон.Стюарт Милль (1806-1873); Герберт Спенсер (1820-1903) и др. Во Франции: Шарль Луи Монтескье (1689-1775); Жан Жак Руссо (1712-1778); Бенжамин Констан (1767-1830); Алексис де Токвиль (1805-1859) и др. Схема 1
В Германии: Иммануил Кант (1724-1804) и др. В США: Томас Джефферсон (1743-1826); Джеймс Мэдисон (1751-1836) и др. В России: Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839); Анненков Павел Васильевич (1813-1887); Новгородцев Павел Иванович (1866-1924); Милюков Павел Николаевич (1853-1943) и др. Либерализм формировался в 17- начале 19 вв. не случайно.
Социальные, религиозные и философские предпосылки классического либерализма Социальные предпосылки связаны споявлением на исторической арене нового класса – буржуазии, заявившей о своём нежелании зависеть, как писал Дж. Локк, «от непостоянной, неизвестной, неопределённой воли одного человека», от монарха. Буржуазию поддержали и другие угнетаемые монархической властью слои общества той далёкой от нас бурной эпохи Нового времени. Религиозно-нравственные предпосылки – это отколовшийся ещё в 16 в. от католицизма протестантизм и его этика с её идеей о богоизбранности человека, независимо от того, король он или простой лавочник. Богоизбранный человек свободен от моральных предрассудков официальной религии, человек-труженик, прагматик, нацеленный исключительно на успех, на достижение личного благополучия и превосходства. Другие люди для него – это средства. Согласно М. Веберу («Протестантская этика»), протестанты-кальвинисты, бежавшие из Европы в Америку, так формулировали своё кредо: «Из скота добывают сало, из людей деньги».
Справочно Француз Жан Кальвин (1509-64), с 1541 г. – диктатор Женевы, основатель и лидер названного его именем одного из многочисленных течений протестантизма, наряду с лютеранством, англиканской церковью, методистами, баптистами, адвентистами и др. Философская основа либерализма – индивидуализм, который означает: а/ Основным движущим началом общества, «венцом творения» является индивид, отдельный человек. Он сам, а не коллектив, общество, государство или правительство, должен отвечать за себя, быть творцом своей судьбы. Дж. Локк утверждал: человек сам «хозяин своей собственной персоны». б/ Интересы отдельного человека (индивида) выше интересов общества и государства. Государство – это просто шляпа, которую человек может сменить в любое время, и ничего более. в/ Мораль – это частное дело. Человек сам определяет что хорошо, а что плохо. Общественная мораль, понятия греховного, безнравственного – это надуманные абстракции. г/ На место общественной морали (неписанных норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми) ставится и возводится в культ ПРАВО и провозглашается принцип: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Но способны ли законы – писаные (в отличие от моральных – «неписанных» норм общежития) правила, охватить всё бесконечное многообразие межличностных и общественных отношений? Ведь эти отношения настолько неповторимы и сложны, что они, как учила официальная христианская мораль, доступны только Богу, Творцу. Известный французский писатель и философ 20 в. А. Камю в этой связи едко заметил: «Логично, что соперники Творца (либералы – А.Д.) замыслили переделать мироздание на свой лад». Таким образом, из одной крайности – из утверждения полного бесправия и незначительности человеческой личности, характерного для средневековья, либерализм впадал в другую крайность – в абсолютизацию автономии личности, в полное отрицание её общественной природы. Это одно из уязвимых мест либеральной философии. Ещё Аристотель писал, что человек по природе своей есть существо общественное, политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчётно стремятся к совместному жительству. А, следовательно, заметим уже от себя – к общепринятым моральным ценностям и правилам. Идея «одеть» все эти правила в формальные сухие рамки закона внешне заманчива, но уже при ближайшем рассмотрении представляется недостижимой и утопичной. Основные политические идеи классического либерализма 1. Идея о прирождённых и неотчуждаемых правах человека (прежде всего – на жизнь, свободу и собственность), а также об изначальном равенстве людей. В «Декларации независимости» США от 4 июля 1776 г. (автор Джефферсон, 3-й президент США) было записано: «Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью». Имеются в виду права, которые, по убеждению идеологов либерализма, принадлежат каждому человеку от рождения, независимо от его происхождения, родства, цвета кожи и т.д. и которые никто не вправе ограничить или отобрать у него. 2. Ограничение, минимизация государства, сведение егороли к охранительной функции – к функции «ночного сторожа». Целью государства должно быть сохранение формальных, то есть политических и юридических, прав человека, а также обеспечение правопорядка, обороны и безопасности. Этой охранительной функцией обязанности государства перед обществом и соответствующие его правомочия исчерпываются. Во Французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. читаем: «Целью всякого политического объединения являетсясохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». От кого надо защищать права и свободы человека и гражданина? Согласно идеологам классического либерализма, прежде всего и главным образом, от государства. Поэтому либеральные свободы называются «негативными свободами», их характеристика начинается с приставки «НЕ»: государство «не» в праве, «не» должно, «не» вмешивается, «не» ограничивает и т.д. и т.п. Свои э кономические и социальные проблемы свободный человек, полагали основоположники либерализма, решит сам для себя лучше и эффективнее любого государства. Джон Милль писал: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». На протяжении длительного времени либерализм не может точно сформулировать свою позицию относительно пределов функций государства «ночного сторожа». Представители различных течений в либеральной идеологии до сих пор колеблются между концепциями «нулевого государства» (направление, именующее себя либертаристским) и «минимального государства» классического образца, сводимого к полиции и армии. 3. Идея свободной рыночной экономики и конкуренции, то есть ничем и ни кем не ограниченной торгово-экономической, а также и всех других видов деятельности: политической (свободная конкуренция за власть), информационной (свобода и конкуренция в СМИ), духовной, идеологической и т.д. От государства требовалось лишь одно: не мешать людям, не ограничивать свободу их действий, их инициативу. Laissez faire «Не мешайте действовать») – таким было главное требование нарождавшегося торгово-промышленного капитала того времени к государству – к этому, с точки зрения либеральной идеологии, главному врагу правам и свободам человека. Но каким должен быть политико-правовой механизм обеспечения прав человека? Т.е., как должны быть устроены общество и государство, чтобы обеспечивать сохранение прав человека? На этот вопрос отвечает следующая идея либерализма. 4. Демократия как политико-юридический механизм обеспечения прав человека. Демократия, напомним, предполагает: · Суверенитет народа, а не монарха, и выборность власти. · Правовое государство, жёстко ограниченное конституцией и законами. Дж. Локк, автор идеи правового государства, писал, что «там, где нет законов, там нет и свободы» («Два трактата о гражданском правлении»). · Гражданское общество, способное извне контролировать государство. · Разделение государственной власти на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную как внутригосударственного механизма, предотвращающего злоупотребления властью со стороны любой из ветвей путём взаимного сдерживания друг друга. Идея разделения властей принадлежит Ш.Монтескье («Персидские письма» и «О духе законов»). Первоначально идеи и принципы классического либерализма раскрепостили человеческий потенциал, дали мощный импульс политическому и экономическому развитию в Европе и в США. Однако уже к 30-м годам 20 в. классический либерализм исчерпал свой потенциал. В странах Запада начались кризисы, а в США – наступил период великой депрессии. Почему? · Принцип неконтролируемой государством экономической свободы превратил богатых в богачей, а бедных в нищих. · Принцип индивидуализма породил разгул аморализма, рост преступности, социальную и нравственную деградацию общества. · Политические права и свободы оказались игрушкой для богатых, а для большинства народа – пустой ненужной формальностью. · Государство «ночной сторож» осталось в стороне от насущных социально-экономических проблем и противоречий. Либерализм оказался перед необходимостью либо отказаться от своих принципов, либо приспособиться к порождённым им самим вызовам. И он начал менять свою форму. На смену классическому либерализму пришёл, так называемый, левый или социальный либерализм. Его основатели английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946), а также У. Липпман, Дж. Гэлбрэйт заявили: дальнейшее развитие западного общества невозможно без отказа от идеи «государство-ночной сторож». Государство обязано беспокоиться не только о формальных политических правах своих граждан, но и об их реальном социальном и материальном благополучии. Для этого оно должно вмешиваться в экономику, проводить активную социальную политику,направленную напреодоление безработицы, помощь обездоленным, гарантировать права на образование, здравоохранение, на труд, на пенсию, на социальное страхование для всех граждан. Иными словами, идея правового государства дополнялась идеей социального государства, названного государством всеобщего благоденствия (а не только государством благоденствия для способных добывать деньги). Внедрение идей социального либерализма в жизнь привело к различным последствиям в разных странах Запада. В большинстве – к положительным, а в некоторых к трагическим. В США президент Рузвельт осуществил свой «новый курс», объявленный им в 1933 г., благодаря чему Америке удалось преодолеть социально-экономический кризис и стать великой державой. В Швеции, пришедшие к власти в 1932 году социал-демократы создали социально ориентированный, управляемый государством рынок – шведскую модель социализма. Но в Германии социально-либеральные идеи помогли придти к власти национал-социалистам во главе с Гитлером. Со второй половины 20 века западными неолибералами более не отрицается необходимость вмешательства государства в экономику. Дискутируется лишь вопрос о том, до какой степени допустимо такое вмешательство, чтобы не нарушались экономические свободы и права человека? В зависимости от ответа на этот вопрос в неолиберализме намечаются два крыла: 1. Леволиберальное, кейнсианское. Его сторонники продолжают настаивать на усилении социально-экономической роли государства. Эта позиция тяготеет к социал-демократизму. 2. Праволиберальное крыло. Его сторонники – либеральные консерваторы, продолжают настаивать на идеях классического либерализма. Они предупреждают сторонников социального либерализма о нескольких вещах: · Об иллюзорности идей социальной справедливости и социального равенства, несовместимых со свободой личности. При этом ссылаются на коммунизм и социализм как негативные примеры практической реализации подобных идей в жизнедеятельности общества и государства. · Об опасности расширения социальной роли и функций государства, таящей угрозу нового тоталитаризма. При этом ссылаются на фашизм и сталинизм. · О развращающей роли социальных идей, превращающих свободных, ответственных и предприимчивых людей в безликую массу иждивенцев и лентяев. Поэтому современные правые либералы продолжают отстаивать идеи классического либерализма: свободную конкуренцию и рынок, минимальное вмешательство государства в экономику и социальную сферу. Союзником правого либерализма нередко становится современный консерватизм, который часто использует в своей политике идеи классического либерализма, бывшего в 18 в. его заклятым врагом. Классические примеры использования современными западными консерваторами идей и методов правого либерализма – рейганизм и тэтчеризм 80-х гг. прошлого века (см. подробнее о консерватизме в 5-м вопросе настоящей лекции). Что касается либерализма как официальной партийной идеологии, то в этом своём качестве он представлен в современном мире весьма скромно. В созданный в 1947 г. Либеральный Интернационал входит чуть более 30 партий. К власти либеральные партии часто приходят в США, Японии (Либерально-демократическая партия Японии с 1955 по 2009 г. безотрывно находилась у руля государственной власти). Влиятельные позиции имеют либеральные партии в Канаде и Австрии.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |