КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты политического процесса
Устойчивые, стабильные, как бы «застывшие» формы политических отношений, придающие необходимую жесткость и четкость всей политической системе, - это политические институты. К их числу относят: государство в целом, институты законодательной, исполнительной и судебной властей, институты политического лидерства, лоббирования и т.д. Оформившиеся в политические институты отношения овеществляются в виде комплексов различных организаций и учреждений, выполняющих конкретные политические функции, а также располагающих определенными ресурсами и возможностью применения санкций. Существование подобных организаций и учреждений есть способ организации политической деятельности (через разделение политических функций, ролей, позиций), который подразумевает наличие определенных стандартов, привычных форм поведения всех участников политического процесса. Таким образом, политические институты - это объективированные, овеществленные политические отношения, порождающие соответствующие учреждения и организации и требующие строго определенных форм политического поведения. Их общее назначение - регулирование основ общественной жизни, обеспечение таких форм поведения, которые укрепляли бы или по крайней мере не разрушали общественную систему. С политическими институтами происходит любопытная метаморфоза: (1) из средства, инструмента политического регулирования отношений они превращаются в цель, желанный итог всех политических усилий (как деньги: вроде бы чисто рабочий инструмент обмена товаров, тем не менее, становятся и средством накопления богатств, а значит, и влияния, силы, могущества); (2) сформировавшись и обретя самодовлеющую ценность, политические институты становятся относительно самостоятельной политической величиной - они конституируются в качестве полноправных субъектов политического процесса. Впрочем, вопрос о субъектах политического процесса является в современной политологии дискуссионным и поэтому заслуживает более детального рассмотрения. Политический процесс всегда является результатом активности (борьбы) различных политических сил, преследующих свои специфические интересы. Однако вопрос о том, кто конкретно может выступать субъектом политики, при всей своей тривиальности содержит до сих пор не разрешенную политологами проблему. Проблема заключается в различении реальных и номинальных субъектов политического процесса. Кого конкретно считать творцами политики: рядовых граждан, социальные группы (классы, нации), партии, политические элиты, политических лидеров? Или, наконец, сами государственные организации и учреждения? Из приведенного перечня только рядового гражданина никто из политических мыслителей никогда не воспринимал как реального субъекта политики. Все же остальные «институции» в различных концепциях получали приоритет как подлинные субъекты политического действия. Все многообразие таких концепций можно сгруппировать в два основных подхода: (1) социально-групповой, при котором реальным субъектом политики так или иначе признается какая-либо социальная группа (малая или большая, элита или класс, нация, раса и пр.), (2) институциональный - предпочтение отдается формальным политическим институтам (парламентам, правительствам, партиям и т. п.). Классический пример социально-групповой интерпретации субъектов политики - марксизм, понимающий политику как отношение между классами по поводу государственной власти. Считается, что облик социальной структуры общества (производной от экономической) определяется в любую эпоху двумя основными классами, такими, как феодалы и крестьяне, буржуа и пролетарии и т.д. Все прочие социальные группы малозначимы и в лучшем случае способны играть роль союзников основных участников классовой борьбы, которая представляется неизбежной ввиду полной противоположности экономических и политических интересов противоборствующих сил. Государство в марксизме трактуется исключительно как инструмент классового господства: это организация, с помощью которой господствующий класс удерживает в повиновении эксплуатируемую массу. Но классы - это достаточно большие группы, включающие порой сотни тысяч и даже миллионы индивидов. Обеспечивать их единство — задача политических партий, представляющих собой, по мысли классиков марксизма, наиболее сознательную и организованную часть того или иного класса, его политический авангард. Партии же в свою очередь выдвигают из своей среды наиболее авторитетных и влиятельных лиц, политических лидеров, вождей, занимающих высшие политические посты в самой партии и в случае ее успеха на выборах - в государстве. Таким образом, выстраивается довольно четкая и логичная иерархия субъектов политического процесса (массы - классы -партии - вожди), в основании которой находится объединенная общностью политических интересов большая социальная группа (класс). Именно она-то и является исходным пунктом (движителем) политической активности, которая через своеобразное делегирование полномочий вверх по ступеням политической иерархии превращается в итоге в профессиональную политическую деятельность небольшой группы политиков, которые в конечном счете лишь выражают волю поддерживающих их больших социальных групп, выступающих реальными субъектами политики. Другим вариантом социально-группового подхода к проблеме субъектов политического процесса явилась концепция «групп интересов», разработанная в начале нашего века в противовес марксизму. Ее основатель - американский социолог и политолог Артур Бентли. Суть его основного упрека марксизму сводится к тому, что классовое деление общества - это чересчур общий, «грубый» его срез. Классы - слишком большие общности людей, внутри которых существует множество самостоятельных интересов (профессиональных, региональных и пр.), которые также оказывают влияние на политическую жизнь. Но при использовании только классовой дифференциации общества для анализа политики учесть это влияние невозможно. Как невозможно объяснить и конкретную динамику политического процесса, быструю смену политических ситуаций в рамках локального исторического периода, когда классы в принципе остаются стабильными. Поэтому первичным субъектом политического процесса, по Бентли, следует считать социальную группу интересов, т.е. объединение людей на основе общности интересов и действий в конкретной политической ситуации. Эти объединения берут на себя функции представительства интересов входящих в них людей во взаимодействии с политической властью. Их задача - формулировка и агрегирование различных социальных интересов и воплощение их в конкретные требования к обществу и государству. В числе таких групп интересов, как правило, представлены ассоциации предпринимателей, профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, союзы и общества фермеров, деятелей науки, культуры, религии, экологические, феминистские и прочие движения, организации различных меньшинств и т.д. Взаимодействие таких групп и государства А. Бентли считал сердцевиной политического процесса. Конкуренция различных групп интересов между собой за наибольшее влияние на государство способствует демократизации политической жизни. Ведь только общий баланс, выявленное в столкновении множества политических интересов соотношение сил и определяют направленность государственной политики. Свободное соревнование групп интересов является естественным состоянием «здорового» общества, при котором политическая жизнь приобретает вид этакой «мозаики» конкурирующих интересов, где ни одна из групп не в состоянии монополизировать политическую власть. При этом даже сами государственные институты могут (рассматриваться как особая «официальная группа интересов», выполняющая арбитражные функции и обеспечивающая целостность и стабильность общества. Таким образом, именно социальные группы интересов, а не формальные политические институты объявляются сторонниками данной концепции реальными субъектами политического процесса. В современной политологии социально-групповой подход к интерпретации субъектов политики имеет много сторонников. Однако еще не сложили оружия и его противники, последователи противоположного - институционального подхода к данной проблеме. Институциональный вариант выделения субъектов политического процесса более традиционный. Он фактически господствовал в общественно - политической мысли до второй половины XIX в. Суть его определяется истолкованием политики прежде вcero как деятельности различных политических институтов правительства, парламента, судебных инстанций и пр. Основания такой позиции очевидны: как ни рассуждай, но центральным элементом любой политической системы является государство. И именно способы функционирования всех частей единого государственного механизма создают в конечном счете «политический портрет» той или иной страны. Никто не отрицает существования в обществе многочисленных социальных групп со своими особыми политическими интересами. Однако (именно государству часто приходится играть роль арбитра (пусть и пристрастного) между конкурирующими социальными группами, а это значит, что оно самостоятельно и самоценно. Государство - не пустой сосуд, наполняемый смесью различных политических интересов, а особая структура, механизм, видоизменяющий и приспосабливающий эти частные интересы к нуждам общества в целом. Далее, несмотря на то, что представительные государственные учреждения формируются ныне в результате непосредственного волеизъявления всех возможных социальных групп, в своей деятельности эти учреждения (а также создаваемые ими исполнительные органы) пользуются известной автономией, представляя «интересы народа» так, как они сами считают нужным их понимать. Кроме того, современная трактовка «политического института» охватывает этим понятием не только, и даже не столько официальные учреждения и организации, сколько все устойчивые формы организационно-политических отношений в обществе, включающие также и неформальные отношения и объединения типа лоббистских, олигархических, элитных и т.п. Таким образом, институциональный подход к пониманию субъектов политического процесса именно политические институты считает его главной движущей силой. И в такой позиции есть, безусловно, свой резон. Если спросить любого нынешнего премьер-министра или президента, какую группу интересов или класс он представляет, то в ответ наверняка последует фраза о том, что дело высших руководителей - представлять интересы всего народа, общества в целом, а не какой-то группы. И самое интересное, что, хотя бы частично, это будет правдой! Ведь и в самом деле, кроме групповых интересов существуют еще и общенациональные: в обеспечении суверенитета, безопасности, правопорядка, реализации крупномасштабных экономических проектов и т.д. Они неразложимы на групповые составляющие или, по крайней мере, несводимы к ним без остатка. С другой стороны, не заметить того, что конкретные лица в нынешних институциональных властных структурах откровенно обслуживают нужды различных групп интересов (военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, экспортеры-импортеры и пр.), просто невозможно. Поэтому, наверное, решение проблемы субъектов политического процесса должно быть компромиссным: его реальными участниками следует признать как социальные группы, так и политические институты. Первые из них, возможно, имеет смысл назвать первичнымисубъектами политического процесса. Политические же учреждения и институты, творящие политику всегда от имени и (не всегда) на благо народа, следует признать вторичными, или производными, субъектами политического действия. В современной политологии представлено немало различных типологий (классификации) субъектов политического процесса. Одна из наиболее популярных разработана американскими политологами Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Разделяя первичных субъектов (агентов) политики по степени и форме групповой сплоченности и идентификации, они выделили четыре вида таких групп: (1) аномические - спонтанно и эпизодически образующиеся группы (участники стихийных выступлений протеста, манифестаций, митингов и пр.); (2) неассоциированные - объединения людей, не обладающие четкой формализованной структурой, но опирающиеся на персональные контакты и неформальные связи (корпоративные, элитарные, клановые группировки, объединившиеся ввиду понесенного ущерба потребители и обманутые вкладчики банков); (3) институциональные - группы политически активных людей, образующиеся внутри действующих социально-политических институтов (в партиях, парламентах, армии, духовенстве, правительственной бюрократии и т.д.); (4) ассоциированные - легальные союзы, добровольные ассоциации, имеющие формализованные структуру и членство, профессиональный исполнительный аппарат, четко артикулирующие свои интересы и требования (профсоюзы, объединения предпринимателей, женские, молодежные и прочие организации). Не менее интересной выглядит построенная на несколько иных основаниях типология субъектов (акторов) политики другого американского политолога - Д. Розенау. Не считая возможным пренебрегать индивидуальными усилиями в политике, он различает два ее уровня: микро- и макрополитику. Субъекта ми первого уровня являются индивиды, на втором действуют большие общности людей. Среди микроакторов политики, в свою очередь, выделяется три группы: • рядовые граждане, принимающие участие в политике в рамках какой-либо большой общности, чье поведение направляется и контролируется мощными политическими организациями типа политических партий и движений; • руководители политических организаций, профессионально занятые политической деятельностью, политические лидеры; • частные или автономные политические микроакторы, которые в состоянии предпринимать самостоятельные политические действия независимо от организационных усилий политических партий и движений. Второй (макрополитический) уровень включает в себя уже пять разновидностей макроакторов. • государства; • подгруппы больших общностей (государственная бюрократия, например); • международные организации (ООН, НАТО); • неуправляемая общественность (стихийные массовые выступления людей по экологическим, расовым, экономическим и прочим поводам); • организованные массовые политические движения. Автор этой классификации Д. Розенау считает исходной, первичной в политике все же деятельность микроакторов индивидов. Объединяющая же и организующая роль макроакторов политики по отношению к усилиям индивидов вторична. Подобные типологии субъектов политики, характеризуя многообразие возможных источников политической активности, одновременно показывают и немалую сложность и дифференцированность еще одной составляющей политического процесса - политических интересов людей.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |