КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности, уровни и виды политических процессов
По мнению Г.В.Пушкаревой, можно выделить следующие особенности политического процесса. (1) Политический процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства. Это может быть здание парламента, площадь, телестудия, помещение, где намечено провести съезд партии и т.д. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. На площади может собраться больше людей, чем в помещении, трансляция из телестудии дает возможность еще больше расширить круг лиц, вовлеченных в событие. Участники события могут сконцентрироваться в одном месте, а могут быть рассеяны в большом территориальном пространстве, и тогда каждый из них может инициировать новую цепь взаимосвязанных событий. Фактор времени постоянно напоминает еще и о том, что политический процесс необратим. Если в стране начался конфликт, то нельзя вернуться к доконфликтной ситуации, к так называемому «нулевому» варианту. Если даже глава исполнительной власти и в силах отменить свое распоряжение, то этим актом он все равно не в состоянии вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного документа. Как говорил Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же воду. (2) Второй особенностью политического процесса является его конкретность. Он всегда складывается из событий, создаваемых не абстрактными личностями, а реально живущими индивидами, непохожими друг на друга, отличающимися своими взглядами, ценностными ориентациями и установками. Поэтому каждое политическое событие по-своему уникально. Митинги, проводимые оппозицией под одними и теми же лозунгами в разных городах, будут отличаться составом и численностью участников, выступлениями ораторов и освещением в прессе. Заседания совета министров даже при одном и том же составе участников будут отличаться не только повесткой дня, но и эмоциональным накалом выступающих, формулируемыми решениями и т.д. (3) Третьей особенностью политического процесса является его сложность, многоуровневостъ и многообразие. В обществе одновременно происходит множество различных политических событий, и чтобы упорядочить наше знание о них, выделим уровни и виды политического процесса. Уровень политического процесса - это масштабность происходящих политических событий, их значимость. Можно выделить четыре уровня политического процесса: - политические события в жизни одного человека, или политическая биография. На этом уровне фиксируются только те события, в которых участвовал конкретный индивид. Обычно этот уровень политического процесса интересует биографов описывающих жизнь и деятельность прежде всего выдающихся людей, бывших и настоящих профессиональных политиков Однако такая политическая биография может быть и у простого человека с ограниченной степенью вовлеченности в политические события; - политические события, в которые оказались вовлечены члены одной организации, группы, региона. Например, процесс создания и развития партии. Описание этого процесса будет включать в себя рассказ о событиях, приведших к конституированию организации, о внутриполитической борьбе в ее рядах, об участии ее представителей, активистов в различных акциях, в том числе в избирательных кампаниях, о деятельности членов этой партии в высших государственных органах и т.д. В обществе одновременно разворачивается множество политических процессов такого уровня: создается новая общественно-политическая организация, партия проводит свой очередной съезд, группа давления начинает акцию воздействия на правительство, в регионе проходит митинг под политическими лозунгами. Причем все эти события могут быть совершенно не связанными между собой. Эта несвязанность событий позволяет выделить еще одну характеристику политического процесса в стране, его дискретность, т.е. разорванность происходящих в стране политических событий и отсутствие между ними непосредственной причинно-следственной связи; - политические события общенационального масштаба, т.е. оказывающие воздействие на развитие общества в целом. Общенациональный уровень политического процесса позволяет нарисовать общую картину политической жизни в стране. В ходе этого анализа выявляется расстановка политических сил, выявляются массовые настроения, выделяются события, способные негативно сказаться на стабильности всего общества. Этот уровень анализа политического процесса является доминирующим как в научных исследованиях, так и в различных информационных передачах средств массовой информации. Причина этого заключается, прежде всего в том, что события такого уровня неизбежно сказываются в той или иной мере и на жизни всех слоев населения. К политическим событиям общенационального масштаба относится принятие основополагающих законопроектов, важных распоряжений исполнительной власти, сюда же относятся и кадровые назначения в системе государственной власти, если они существенным образом могут повлиять на расстановку политических сил в стране; - международный, глобальный уровень политических процессов. Он включает события, связанные со строительством отношений с другими народами, с сотрудничеством разных государств в решении глобальных проблем, с возникающими между ними противоречиями и конфликтами и т.д. Основными действующими лицами международных процессов являются прежде всего главы государств, руководители внешнеполитических государственных ведомств, а также лидеры политических партий и общественных организаций. Однако в некоторые международные процессы могут вовлекаться и достаточно широкие слои населения, не занимающие высокой статусной позиции в политической иерархии. Уровень - это масштаб политического процесса, но события могут быть объединены и в зависимости от своей направленности, функционального назначения. Такая типология политических процессов позволяет выявить цепь событий, влияющих на решение какой-либо значимой для общества проблемы в целом. В зависимости от ориентации на достижение определенного результата политические процессы можно разделить на следующие виды: • кооперативные процессы, в ходе которых происходит объединение усилий различных политических сил, устанавливаются партийные или правительственные коалиции, создаются ассоциации, объединяются в блоки группы интересов, формируются организации. К кооперативным процессам относится проведение различными политическими объединениями массовых совместных акций, манифестаций, митингов. Особыми видами кооперативных процессов являются законодательный процесс и процесс принятия управленческих решений органами исполнительной власти. И в том, и в другом случае речь идет о сложном поиске компромисса, достигаемого в ходе согласования многочисленных мнений, позиций, взглядов; • конкурентные процессы, позволяющие описать и понять специфику соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Одним из видов конкурентного процесса является избирательный, электоральный процесс, в ходе которого разматывается сложнейший клубок событий, связанных с действиями претендентов на высшие государственные должности; • конфликты, включающие в себя цепь событий, свидетельствующих об обострении отношений между отдельными группами или организациями, о появлении противостояния в обществе. Более подробно об этом типе политических процессов мы будем говорить ниже; • инновационные процессы, в ходе которых создаются новые политические и социальные структуры. Сюда относятся прежде всего направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию политической системы, а также события, в ходе которых спонтанно, часто помимо воли самих участников происходит разрушение старых структур и закладываются основы социальных нововведений. Выделение указанных видов политического процесса является достаточно условным. Обычно они тесно переплетены между собой. Кооперативные взаимодействия могут вести к инновационным изменениям, на периферии конкурентных процессов часто возникают конфликтные ситуации, а стремление людей найти выход из конфликта толкает их к кооперации. Вместе с тем, изучение специфики каждого из этих процессов позволяет глубже понять тенденции политического развития в каждом конкретном обществе. Итак, политический процесс в обществе можно представить как многоуровневый и многообразный по направленности решаемых задач. Вот почему применительно к обществу часто говорят не об одном, а о многих политических процессах. Сложность, противоречивость, взаимное переплетение различных политических процессов являются характерной чертой политической жизни современного общества.
11.7. Динамика политического процесса: политическое функционирование
Категория «политический процесс» в целом предназначена для описания формирования, функционирования и изменения политической системы общества. Политический процесс как таковой складывается из великого множества самых разнообразных действий микро- и макроакторов политики, преследующих свои интересы. Динамику политического процесса можно с известной долей условности сравнить с циркуляцией воздушных масс в атмосфере, «делающих» погоду на нашей планете. «Политическая погода» также складывается из взаимодействия возмущающих, вихревых и относительна ровных, постоянных потоков Стабильность и прочность такого порядка относительны: как на всякий устойчивый антициклон в атмосфере всегда находится вытесняющий его подвижный циклон, так и в политике существующие структуры периодически взрываются реформами, революциями, конфликтами, кризисами и т.д. В связи с чем целесообразно выделить два основных режима протекания политических процессов: · режим функционирования и · режим изменения, развития. Конечно, всякое политическое действие в какой-то, хотя бы и незначительной, степени изменяет существующую ткань политических отношений. Однако на макроуровне (общества в целом) эти изменения становятся заметными лишь тогда, когда они в совокупности превышают некую «критическую массу» и вызывают качественные изменения политической системы. Пока же этого не произошло, считается, что политическая система находится в режиме обычного функционирования. Для него характерны устойчивость политических институтов, рутинное применение государственной властью традиционных средств управления, вполне ожидаемое, без сюрпризов, поведение основных политических субъектов, отлаженность конституционных, законодательных, избирательных и прочих политических процедур. В этом режиме политическая система общества осуществляет свое «простое воспроизводство», настороженно встречая любые инновации. Характерная особенность режима функционирования политического процесса - цикличность, т.е. размеренная повторяемость стадий и способов взаимодействия главных субъектов политики. Как правило, циклический ритм политическому процессу задает избирательная система, требующая периодического (раз в 4-5 лет) подтверждения легитимности и полномочий органов власти, формируемых на основе народного волеизъявления. Поскольку политический процесс в режиме функционирования отличается рутинностью, т.е. обычностью и повторяемостью решаемых задач, то по отношению к стереотипным же способам их решения с недавних пор стал применяться термин «политические технологии». Этот термин представляется удачным также и потому, что мир политики в XX в. продемонстрировал отчетливую тенденцию к профессионализации. Для всех политических лидеров, а также немалого количества их помощников, аналитиков, консультантов и пр. занятия политической деятельностью давно превратились в профессию, являющуюся основным источником дохода и требующую весьма специфичных навыков и умений. Совокупности правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и называются политическими технологиями. К наиболее разработанным из них относят следующие: -избирательные технологии; - информационно-аналитические; -рекламно - имиджевые; -политический маркетинг; -лоббирование; -политическое консультирование и т.д.. Само применение термина «технология» к политическому процессу подразумевает его стабильность, относительное постоянство. При этом стабильность вовсе не означает абсолютной неизменности. Напротив, политический процесс характеризуется чередой постоянных изменений: меняются правительства, состав парламентов, возникают новые группы интересов. Но происходит все это внутри единого режима функционирования. Иначе говоря, политическая игра идет по одним и тем же правилам. В этой игре можно выиграть или проиграть, но правила остаются неизменными. Бывают, однако, времена, когда меняются и сами правила. Это периоды политических революций, смены политических режимов, проведения радикальных политических реформ. Здесь уже отлаженных технологий не существует. Слишком велико разнообразие экономических и социальных условий в разных странах и регионах, где политический процесс переходит в режим необратимых качественных изменений, то есть развития. Хотя, конечно, и в этом случае возможно нахождение неких общих закономерностей и принципов осуществления таких изменений.
11.8. Динамика политического процесса: политическое развитие
Среди массы всевозможных политических изменений принято выделять несколько противоположных по характеру пар: • революционные - реформационные; • прогрессивные - регрессивные; • внутрисистемные - переходные (транзитные). Наиболее традиционно и очевидно деление политических изменений на революционные и реформационные. Главное различие между ними состоит в том, что политические революции меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, место и роль главных политических акторов); реформы же, как правило, затрагивают лишь отдельные стороны политической жизни. Кроме, того, революции на практике означают применение открытого насилия, резкого принуждения, в то время как реформы обычно требуют хотя бы минимального согласия основных социальных сил общества и обходятся мирными средствами. И наконец, политические революции хоть и долго вызревают, но осуществляются взрывообразно, в очень сжатые сроки, тогда как реформирование политической системы происходит, как правило, постепенно и занимает длительный период времени. Другой вид разделения политических изменений - прогрессивные и регрессивные - выражает общую направленность политических процессов, определяемую по сохранению или игнорированию базовых политических ценностей современного общества (права человека, политические свободы, общественное со гласие и пр.). И хотя сам выбор таких ценностей - дело далеко не бесспорное, все же большинство нынешних политологов, ориентирующихся на западные либеральные ценности, сходятся во мнении, что политические изменения следует признать прогрессивными, если в результате: • политическая система демонстрирует повышение адаптируемости к непрерывно обновляющимся социальным требованиям; • нарастает дифференциация структур и функций государственного управления; • в деятельности государства уменьшается роль насильственных мер; • возрастает количество и улучшается открытость каналов гражданского воздействия и давления в целях артикуляции и агрегирования индивидуальных и социальных интересов; • повышается компетенция политических элит; • действия политических институтов способствуют интеграции социума и т.д. Ну а если таких последствий от политических преобразований не наблюдается, значит, политическая система демонстрирует регрессивный или, по крайней мере, одноплановый (плоскостной) тип развития. Наиболее же существенным и содержательным в типологии политических изменений представляется различение внутрисистемных и переходных (транзитных)преобразований. Основанием их разведения служит характер трансформации политических институтов в связи с исторической эволюцией общества в целом. Мы привыкли представлять развитие истории в виде какой-либо одномерной линейной модели, фиксирующей ряд последовательных ступеней общечеловеческого прогресса. Такова, в частности, марксистская формационная схема (первобытность - рабовладение - феодализм - капитализм - коммунизм). Аналогичный характер носит и принятая на Западе историческая триада: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество. При этом, какой бы объяснительной схемы мы ни придерживались, вполне очевидно, что политическая система общества претерпевает при переходе от одной ступени к другой не менее фундаментальные изменения, чем, например, экономика или духовная жизнь. Вот эти-то эпохальные «переходы» (в отличие от изменений политических систем «внутри» каждого исторического этапа) и привлекают главное внимание политологов, чья область научных интересов стала с недавних пор именоваться транзитологией (от англ. transition - переход). Вопрос о наличии общих закономерностей в процессах крупных системных изменений мира политики наиболее основательно представлен в теории политической модернизации. Это, пожалуй, даже не единая теория, а некое теоретическое направление, включающее весьма разноплановые концепции, объединенные лишь исходным замыслом. Суть его заключена в восходящей к М. Веберу идее выделения в истории двух типов обществ: традиционного и современного. В традиционном господствуют отношения личной зависимости, существует масса барьеров социальной мобильности, преобладает ориентация на религиозные и метафизические ценности, поведение людей определяют обычаи и традиции, власть преимущественно авторитарная. В Европе, например, такой тип обществ существовал примерно до XVII в. «Современный» же тип общества характеризуется рациональной организацией, секуляризацией основных институтов, автономизацией индивидов и их ориентацией на инструментальные ценности (технологии, точные науки, потребительство, прогресс). «Современность» предполагает высокую социальную мобильность и активность людей, подчинение закону, а не лицам, стремление власти к демократическим формам. На марксистском языке - это капитализм, в ныне принятой социологической терминологии - индустриальное и постиндустриальное общество. Все нынешние развитые страны осуществили смену традиционного типа развития на современный примерно с конца XVII до начала XX в. Этот период в части изменения традиционных политических структур и приобретения ими современного облика и называется политической модернизацией. Термин, таким образом, обозначает и определенную стадию в развитии политической системы, и процесс ее преобразования. При этом обычно выделяют два основных типа модернизации: -первичная (Западная Европа, Северная Америка) и -вторичная (Россия, Ближний Восток, Латинская Америка), или «догоняющая». Последовательность процессов первичной (европейской) модернизации общеизвестна: Реформация и Просвещение преобразуют духовную сферу, затем трансформируются экономика и социальная структура, на основе чего возникает гражданское общество, формирующее, в свою очередь, соответствующую ему новую политическую систему. «Догоняющая» модернизация осложнена тем, что невозможно соблюсти «естественную» логику созревания западных политических институтов. Их приходится вводить искусственно. Но одни элементы общества могут к этому моменту вполне соответствовать необходимым кондициям, другие - лишь складываться, а третьи - и вовсе отсутствовать. Поэтому главным условием успеха вторичной модернизации рассматривается помощь стран, уже совершивших модернизационный переход. Параметры политической модернизации описываются, как правило, такими характеристиками: • централизация и усиление государственной власти на общенациональном уровне; • растущая дифференциация и специализация политических институтов; • постоянное расширение политического участия масс; • ослабление традиционных политических элит (родовых, клановых) и замена их модернизаторскими; • формирование зрелой политической культуры и т.д. В целом же политическая модернизация рассматривается ныне как функция общей социальной модернизации традиционных обществ. Показателями ее осуществления можно назвать использование современных технологий, расширение вторичного (переработка) и третичного (услуги) секторов экономики, Что же касается ситуации в современной России, то ее вполне можно рассматривать в свете теории политической модернизации как типичный вариант «модернизации вдогонку». За последние пятнадцать лет наша политическая система пережила радикальные структурные преобразования: возникла многопартийность, появились институты парламентаризма, президентства, конституционного суда, поменялись органы власти на региональном и местном уровнях, выборы стали альтернативными и т.д. Однако бесспорные успехи модернизаторского толка сопровождаются и серьезными проблемами. Они также типичны для стран, переживающих вторичную модернизацию, - это и коррупция, и низкая эффективность государственного управления, и слабая легитимность власти, и многое другое. Причину невысокой отдачи новых представительных институтов многие политологи склонны видеть в их неукорененности в структурах рыночной экономики и гражданского общества. Последние только начинают создаваться, в то время как по сценарию «первичной модернизации» они служат фундаментом политической системы. Ну а коль скоро фундамента еще нет, то вся политическая постройка оказывается шаткой и неустойчивой. В итоге слабая политическая власть, пытаясь осуществить непопулярные меры по либерализации экономики и приведению ее к рыночным стандартам, вынуждена постоянно останавливаться на полпути, цепляться за традиционные, дорыночные механизмы и способы управления. Но каким бы ни был реальный ход ближайших событий, даже в такой большой и влиятельной стране, как Россия, переломить общую тенденцию «переходных» изменений мирового политического процесса он не сможет. Направленность таких изменений однозначна: от тоталитаризма и авторитаризма - к демократии. Это эмпирический факт. Итак, разнообразные политические процессы как бы формируют живую ткань политической жизни общества в целом. Большие и малые, стабильные и изменчивые, эволюционные и революционные, сознательно организуемые и стихийные политические процессы в своей совокупности порождают некий вектор общественного развития, существенно влияющий на другие сферы общественной жизни - экономическую, социальную, духовную. К тому же характер политических процессов XX в. однозначно указывает на возрастание роли политики как способа регуляции и разрешения многочисленных общественных проблем. Поэтому изучение особенностей протекания политических процессов считается сегодня одним из важных и перспективных направлений политологии.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |