КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности и виды политических конфликтов
Специфика объекта и субъектов политических конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих данный вид межгрупповых конфликтов от всех других. По мнению авторов учебника по политологии под ред. В.Н. Лавриненко особенностями политических конфликтов являются: следующие: (1)Преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов. Политика - это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда - склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни. (2) Непременная публичность. Эта характеристика означает, во-первых, что политика нынче профессионализировалась и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. А во-вторых, это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны. (3) Повышенная частота. Конфликтов в политической сфере сегодня много больше, чем в остальных. И не только потому, что конфликт есть как бы главный способ действия, образ мышления и манера поведения политиков. Но главным образом потому, что многие конфликты неполитической сферы жизни людей (которую принято называть гражданским обществом), не находя своего мирного разрешения, переливаются в сферу политическую, то есть требуют для урегулирования государственного вмешательства. Так, любой трудовой конфликт в принципе является делом двух договаривающихся сторон и может быть разрешен их полюбовным соглашением. Но если такого соглашения достичь не удается, острота конфликта нарастает, и каждая из сторон начинает апеллировать к государственным инстанциям, пытаясь использовать их возможности себе на благо. (4) Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни был политический конфликт, завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно ля всех членов данного общества. Таким образом, чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас. (5) «Господство - подчинение» как «осевой принцип». Поскольку политические конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. (Заметим при этом, что в политических науках термин «господство» не имеет негативно-ценностного оттенка. Это не эксплуатация или угнетение, это просто установление определенного порядка командования и подчинения.) Отсюда - острота политических конфликтов, их частые «срывы» в крайние формы - путчи, мятежи, восстания. (6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти в обществе только государственная обладает правом легитимного применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использоватьсилу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает политические конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям. Г.В.Пушкарева отмечает несколько иные особенности политических конфликтов: (1) специфические притязания сторон в сфере отношений политической власти; (2) их неизбежная идеологизация; (3) мобилизация их участниками значительных ресурсов; (4) многообразие форм их протекания. (1)В связи с различными притязаниями социальных групп в сфере отношений политической власти политические конфликты могут возникать по различным причинам. Во-первых, конфликты могут возникать в связи с притязаниями разных сторон на одну и ту же статусную позицию в системе институализированных отношений власти. Как правило, речь идет о высших государственных должностях, так как именно они дают возможность резко увеличивать собственное влияние на общество. Такие конфликты возникают обычно в том случае, если, по крайней мере, у одной из сторон нет законной возможности занять желаемую статусную позицию. В абсолютных монархиях эти конфликты обретают вид династических столкновений или войн, при республиканской форме правления они выступают в виде заговоров, организации переворотов, способных также перерасти в открытые столкновения. Конфликт по поводу права обладать верховной властью в обществе, доведенный до своей крайней точки, выливается в гражданскую войну. Во-вторых, политические конфликты возникают там, где объектом притязаний является поле политического влияния в сложившейся системе институализированных политических отношений. Иными словами, речь идет о конфликте, возникающем в случае выдвижения одним из участников уже сложившейся системы властных отношений требований расширить его функции, полномочия, предоставить ему больше самостоятельности в решении определенных вопросов и т.п. Поскольку в институализированной системе политических отношений «свободных» от чьего-либо влияния зон практически не бывает, то такие требования неизбежно ведут к столкновению с теми, кто уже контролирует ставшее объектом новых притязаний поле политического влияния. Такие конфликты обретают вид противостояния центральной и местной власти, обострившихся противоречий между государственными ведомствами. Несмотря на то, что в таких конфликтах речь идет не о верховной политической власти, а об отдельном сегменте политического влияния, они могут обретать и достаточно острые формы, вплоть до вооруженных столкновений, особенно при противостоянии центра и регионов. В-третьих, политический конфликт может также возникнуть по поводу притязаний той или иной группына институализацию в системе политических отношений, на обретение статуса и собственного поля влияния, если в этом своем стремлении она наталкивается на противодействие официальных властей. Как правило, это касается нелегальных и полулегальных объединений и организаций, претендующих на право выражать интересы определенной части населения и пользоваться для этого всеми возможностями, которыми обладают легальные структуры. В зависимости от типа политического режима инициаторами такого вида конфликта могут быть и организации либерально-демократической ориентации (при тоталитаризме), и крайне националистические, фашистские, и радикально социалистические, коммунистические. В-четвертых, к конфликту могут привести притязания населения или отдельных социальных группк правительству или к парламенту (субъектам политической власти) с цельюпобудить их к исполнению своих функциональных обязанностей в том виде и том объеме, в каком они представляются необходимыми этим людям. Например, это могут быть требования шахтеров к правительству выплатить зарплату или требования фермеров принять закон о частной собственности на землю, или требования студентов о сохранении в стране системы бесплатного высшего образования. Эти притязания могут иметь под собой как объективную основу в виде правовых актов, обязывающих правительство к исполнению определенных функций, так и субъективное понимание той или иной группой задач, которые должен решать высший орган исполнительной власти. Политические конфликты развиваются и тесно переплетаются с конкурентными политическими процессами в обществе, но при этом каждый из этих процессов не утрачивает своей специфики. Напомним, что конкурентный процесс не исключает противоречий между участниками политического взаимодействия, совпадения объекта их притязаний, но их реальные выпады в адрес друг друга не выливаются за пределы дозволенного нормативным порядком. (2) Важной особенностью политических конфликтов является их неизбежная идеологизация, т.е. стремление конфликтующих сторон облечь свои притязания в форму защиты социально-политических ценностей. Идеологический фактор, ориентация на определенные политические ценности присущи участникам любых политических процессов от кооперативных до конфликтных. Однако в конфликте идеологизация перестает быть просто различием ценностных ориентации. Она обретает агрессивный характер, проявляющийся в стремлении участников нарастающего конфликта доказать, обосновать единственно правильный характер именно своей идеологической системы, внедрить эту систему ценностей в массовое сознание, убедить широкие слои, что справедливое общество - это только то общество, которое основано на декларируемых ценностях. Идеологизация политических конфликтов объясняется и тем, что перераспределение политической власти в обществе никогда не бывает добровольным делом, и поэтому желающим повысить свой политический статус, обрести новые возможности влияния на массы надо убедить окружающих в целесообразности, необходимости этого шага. Вот почему каждый участник конфликта стремится опереться на какую-либо уже существующую идеологическую концепцию, либо предложить новую. Таким образом, политический конфликт всегда сопровождается конфликтом ценностей, даже если его участники используют ту или иную идеологическую концепцию лишь для камуфляжа своих истинных планов и намерений. Одна из причин обязательного обращения к идеологии заключается в возможностях последней объединять и сплачивать массы. Люди, идентифицирующие себя с той или иной идеологией, будут поддерживать того, кто открыто выступает под ее знаменами. Следующей важной особенностью политических конфликтов является мобилизация их участниками значительных ресурсов: денежных средств, вооруженных сил, массовой поддержки и др. Нельзя всерьез претендовать на победу в политической борьбе, если не опираться на ресурсы, способные помочь обеспечить необходимый для победы перевес сил. Выбор ресурсов определяется задачами, которые ставят перед собой участники конфликта. Чем масштабнее задача, тем многообразнее будут привлекаемые ресурсы. Огромное значение ресурсов в борьбе за перераспределение власти нередко приводит к тому, что политическим конфликтам предшествует борьба за ресурсы: за влияние на армию, за привлечение на свою сторону капитала, за симпатии и поддержку масс, за средства массовой информации. Нередко в ходе борьбы за ресурсы одна из потенциальных сторон политического конфликта получает такие неоспоримые преимущества, что другая уже не осмеливается выступать со своими притязаниями. Вот почему борьба различных сил за такие ресурсы, как общественное мнение и поддержка населения, армия, поддержка капитала, и возникающие в ходе этой борьбы конфликты также носят политический характер. Масштабные политические конфликты похожи на столкновения айсбергов, где конкретные лица, претендующие на определенные статусные позиции в политической иерархии, - лишь малая верхняя часть ледяных глыб, а внизу, в пучине, скрыты главные силы, а может быть, и главные действующие лица. В политических конфликтах противостояние идет между группами интересов. Именно они составляют основание айсберга. Они формулируют требования и притязания, выдвигают политических лидеров, обеспечивают им организационную и финансовую поддержку. За явными участниками политических конфликтов всегда стоит какая-то группа интересов или их блок. Таким образом, еще одна особенность политических конфликтов - они одновременно являются и конфликтами групп интересов. И, наконец, политические конфликты отличаются многообразием форм их протекания: от вооруженных столкновений до применения скрытых приемов давления на противника. В последнем случае участники конфликта могут «на публике» демонстрировать взаимную лояльность, а на деле прибегать к шантажу, провокациям, делать «обманные движения». Итак, политические конфликты отличаются прежде всего объектом притязаний. Однако специфика борьбы за перераспределение политической власти в обществе неизбежно делает политические конфликты одновременно конфликтами ценностей, конфликтами интересов, конфликтами ресурсов. Вместе с тем, не любая форма политической борьбы может рассматриваться как конфликт. Политическая борьба может разворачиваться в виде конкурентных процессов, если ее участниками соблюдаются установленные в обществе нормы и правила ее ведения. Ввиду сложности и многослойности политической сферы классификация свойственных ей конфликтов не может не быть многомерной. Традиционными являются классификации политических конфликтов по следующим основаниям: • По сфере распространения - конфликты можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические (межгосударственные и межцивилизационные) конфликты; • По типу политической системы- на конфликты тоталитарных и демократических политических систем; • По характеру предмета конфликта - на конфликты интересов, статусно-ролевые, а также конфликты ценностей и идентификации. Исходя из характера политических притязаний, все политические конфликты можно разделить по своему предмету на четыре вида: · общенациональные, где предметом конфликта становится верховная власть общества; · локальные, где речь идет о перераспределении власти между ведомствами, между регионами и центром, между политическими организациями и т.д.; · институциональные, предполагающие борьбу определенных групп за свое утверждение в системе политических институтов и организаций; · функциональные, в ходе которых высказываются претензии на соблюдение правил нормативного политического порядка.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |