Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеполитические (межгосударственные) конфликты





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

В международных конфликтах основными субъектами пре имущественно являются государства. Исходя их этого, выделяют:

• межгосударственные конфликты (обе противостоящие сто­роны представлены государствами или их коалициями);

• национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

• внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

• их субъектами выступают государства или коалиции;

• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтую­щих сторон;

• межгосударственный конфликт является продолжением по­литики государств-участников;

• современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отноше­ния;

• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность мас­совой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классифика­ций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют следующие виды конфликтов:

конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

• конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

- территориальные конфликты, основанные на территориаль­ных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рас­смотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть,



во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формиро­вания границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводились без учета района про­живания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из веду­щих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

• Переход внутриполитического конфликта в межгосударст­венный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между дру­гими странами по поводу этого конфликта. Примерами мо­гут служить эволюции афганского конфликта в 70 - 80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х - начале 50-х годов.

• Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских револю­ций в 1917 г.

• Межгосударственный конфликт может стать одной из при­чин временного урегулирования внутриполитического кон­фликта. Например, в годы Второй мировой войны Движе­ние сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политиче­ских партий.

Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?

• Война не сводится только к вооруженному противоборству и
отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религи­озные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, ост­рые политические, идеологические противоречия между го­сударствами.

• Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.

• В отличие от военного конфликта война является состояни­ем всего общества, участвующего в ней.

• Война оказывает более значительное воздействие на после­дующее развитие государств, международной обстановки.

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общест­венного развития;



• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

• предотвращение подразумевает максимальное снижение не­гативных последствий потенциальных конфликтов;

• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного на­силия.

Основные направленияпредотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократиче­ского развития мира.

1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяй­ственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому - существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия.

Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточноевропейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распадом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объединительные тенденции в этой части мира.

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования. Главное в содержании этого принципа - признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижение уровня военного противостояния - непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально - экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполи­тических конфликтов.

Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон.

Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборони­тельный характер.

В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и со­трудничества в этих областях.

4. Усиление роли международных межправительственных орга­низаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная зада­ча этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН.

История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотвор­ными. Яркий пример - антигитлеровская коалиция в годы Вто­рой мировой войны. Совместные акции государств по выполне­нию решения ООН позволили блокировать агрессивные дейст­вия Ирака по отношению к Кувейту.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике - сегодня одна из самых акту­альных. Решение ее гарантирует общецивилизационный про­гресс и способствует предотвращению конфликтов во внутрипо­литической жизни государств.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2383; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.