Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция национального интереса

 

Внешняя политика государств определяется в первую оче­редь национальным интересом. Следует отметить, что интер­претация различными политическими силами понятия «наци­ональный интерес» может быть неоднозначной. Это связано с тем, что на определение накладывают свой отпечаток идеоло­гические взгляды людей, пытающихся сформулировать его содержание, их ценностные ориентации. Например, сотрудниче­ство России с США одними политическими силами может рассматриваться как отвечающее национальным интересам России, а другие могут усматривать в нем угрозу данным ин­тересам.

Главным выразителем и субъектом, отстаивающим инте­ресы нации на международной арене, является государство. Но между тем, как формулируется национальный интерес обществом, и тем, как формулируется национальный интерес государством, могут быть различия. Данное обстоятельство вынуждает политологов говорить о национальном и государ­ственном интересе раздельно. Однако поскольку на междуна­родной арене нацию представляет прежде всего государство, видимо, можно с некоторой степенью условности отождеств­лять понятия национального интереса и государственного интереса. Причем эта степень тождественности резко возрас­тает в демократических странах, где государство является выразителем воли народа.

Национальный интерес - это концепция (т.е. система идей), обосновывающая приоритеты развития общества, усло­вия его самосохранения, место его в геополитическом простран­стве, способы взаимодействия с другими народами и государ­ствами.

Концепция предполагает определение следующих нацио­нальных интересов:

во-первых, базовых интересов общества, государства. К ним относятся территориальная целостность, безопасность, самостоятельность и суверенитет, невмешательство во внут­ренние дела. Базовые интересы — это выражение воли и права государства занимать определенное место в геополитическом пространстве, это формулирование условий самосохранения государства, условий укрепления его самостоятельности и са­мобытности;

во-вторых, основных интересов общества, выражающих потребности в обеспечении процветания страны, в достиже­нии материального благополучия граждан и удовлетворения их духовных запросов. Эта составляющая национального ин­тереса предполагает определение политики экономического, научно-технического развития страны, факторов роста обра­зовательного уровня населения, развития культуры, укрепле­ния обороноспособности.

Следует отметить, что если пробле­ма определения национальных базовых интересов обычно не вызывает в обществе дискуссий (все политические силы со­гласны с необходимостью отстаивать территориальную цело­стность и суверенитет страны), то по проблеме определения путей развития нередко возникают острые споры.

Стоит ли для достижения высоких темпов экономического роста вво­дить систему государственного регулирования экономикой или, напротив, взять курс на развитие рыночной экономики?

Стоит ли поддерживать национального производителя или открыть дорогу иностранному капиталу?

Надо поддерживать самобытность культуры российских народов или следовать за мировой массовой культурой?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с выбором путей развития общества, раз­ные политические силы в стране будут давать неодинаковые, а подчас и противоположные. Различия в ответах неизбежно ведут к различным представлениям о том, как должны быть сформулированы основные национальные интересы России. Ясно, что рамках либеральной, коммунистической или нацио­нал-патриотической идеологии национальные интересы Рос­сии будут представлены весьма различно;

в-третьих, конкретных, текущих интересов, т.е. интересов, возникших в связи с необходимостью определения позиции государства по актуальной проблеме межгосударственных от­ношений. Например, расширение НАТО, предполагающее вхождение в эту организацию стран центральной Европы, по­требовало от России определения своего отношения к этой проблеме.

Конкретные интересы всегда подчинены базовым и основным интересам, и их определение вытекает из общей кон­цепции национальной безопасности страны.

Защита национальных интересов предполагает разработку государством концепции национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности включает:

· определение внешних угроз, исходящих от других государств или являющихся следствием развития глобальных проблем (загрязнение окружающей среды, международный терроризм и т.д.);

· определение внутренних угроз, порожденных особенностями развития самого общества, например, экономическими кризисами, политической нестабильностью.

В концепции национальной бе­зопасности важно определить приоритетные направления деятельности государства по предотвращению крайних форм внешних и внутренних угроз, разработать комплекс мер, спо­собных минимизировать последствия этих угроз.

Основные принципы обеспечения национальной безопас­ности России сформулированы в Законе РФ «О безопасности» (1992) и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (1997). В указанном Законе безопасность опреде­ляется как «состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внеш­них угроз», а жизненно важные интересы определяются как «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетво­рение которых надежно обеспечивает существование и воз­можность прогрессивного развития личности, общества и го­сударства».

Для того чтобы оценить реальное положение современной Рос­сии в системе международных отношений, следует определить ее внешнеполитический потенциал. Под внешнеполитическим потен­циалом понимают совокупность факторов, которые в той или иной степени способствуют достижению целей внешней политики госу­дарства. Сущность внешнеполитического потенциала выражается такими понятиями концепции политического реализма, как «сила государства», или «национальная сила».

Очевидно, что роль нашей страны на международной арене не оста­лась той же, что была в недавнем прошлом у СССР. Это обусловлено не только тем, что Россия утратила часть имевшегося у Советского Союза потенциала, но и тем, что политический и экономический кризис в стране негативно сказывается на морально-нравственном климате в обществе. Россия, где не прекращаются политические междоусобицы, где значительная часть населения находится в стрес­совом состоянии, не может, безусловно, играть прежнюю роль «сверх­державы». Вместе с тем сохранение части советского военного могущества (прежде всего в области стратегических вооружений) и наличие богатейших природных ресурсов дает основание пола­гать, что в случае преодоления экономического и морально-полити­ческого кризиса Россия способна стать одним из важных центров силы в мировой политике.

Ранняя российская дипломатия унаследовала от «перестроечно­го» руководства недооценку такого фактора формирования внеш­ней политики, как национально-государственные интересы. И это проявлялось на протяжении первых лет недолгой еще истории су­ществования России как самостоятельного субъекта международ­ных отношений.

В формировании национально-государственных интересов большое значение имеет геополитический фактор. В основе геополитики лежат объективные реалии, прежде всего географический фактор: протяженность границ, расположение и пространственная протяженность одного государства относительно другого, наличие выхода к морю, народонаселение, рельеф местности, принадлежность государства к той или иной части света, островное положение государства, наличие природных ресурсов и т.п. Из множества факторов, влияющих на деятельность людей, географический менее всего под­вержен изменениям. Он служит основой преемственности полити­ки государства, пока его пространственно-географическое положе­ние остается неизменным.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что основ­ным национально-государственным интересом и главной внешне­политической задачей России на обозримый период, по-видимому, является сохранение своей традиционной глобальной геополити­ческой функции как объединяющей и стабилизирующей силы цен­тра Евразии.

Способность реализовать данную задачу зависит, во-первых, от того, насколько это позволят материальные ресурсы, а во-вторых, от политических условий внутри России - политической воли руководства, стабильности социальных и межнациональных отношений.

Более конкретно задачи российской внешней политики, обеспечивающие ее национально-государственные интересы, таковы:

· самоутверждение в качестве главного преемника прав и обя­занностей СССР, его продолжателя в мировых делах и сохранение статуса великой державы;

· сохранение территориальной целостности Российской Феде­рации на основе учета интересов всех народов и регионов, мира, демократии и реализма;

· обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику;

· защита экономических, социальных и гуманитарных прав сво­их граждан, равно как и русской диаспоры на всех территориях бывшего СССР;

· сохранение и укрепление оборонного потенциала в пределах, необходимых для защиты национальной безопасности страны. Все эти задачи диктуют необходимость по-разному строить отношения с отдельными странами.

Сегодня новая Россия ищет свое место в международном сооб­ществе, соответствующее ее статусу, уровню развития, потенциалу и новым задачам, стоящим перед ней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобализация как экономический и политический процесс | Филиал Вятского ГГУ в г. Вятские Поляны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 8331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.