КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения
Политическая мысль классической древности Многообразие политических концепций XX века Особенности политических учений России Возникновение и ранние этапы развития политологии Политические концепции Нового времени Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения Политическая мысль классической древности
Политическая мысль зародилась около 4,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, где в этот период возникли первые государственные образования. Однако своего наивысшего расцвета она достигла в Древней Греции и Древнем Риме. Именно в Древней Греции в середине I тыс. до н.э. впервые началось выделение различных областей знания из первоначально синкретической религиозно-мифологической модели человеческого сознания, включавшей зачатки не только религии, но и философии, различных форм искусства, а также знаний о политике и др. Действительно, исторически первой формой познания политики считается ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном характере власти и о правителе как земном воплощении божества. Примерно с середины I тыс. до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические воззрения, концепции, составляющие часть единого философского знания. Именно древнегреческие мыслители внесли самый значительный вклад в образование новой области человеческого мышления - философии как особой формы познания, которая поставила перед собой задачу рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места в нем человека. Развитие собственно политической теории происходило при этом долгое время в недрах философских систем и концепций, где она, постепенно эволюционируя, приобретает уже форму рационалистической рефлексии о мире политики. Серьезным внешним стимулом, способствующим в этот период активному становлению политической теории, стала уникальная по своему характеру политическая организация, сложившаяся в Древней Греции в VIII-VII вв. до н.э., - демократический полис. Полис как специфический социальный и политический феномен античности представлял собой такой тип государства, который потребовал участия практически всех свободных членов общества в политической жизни гражданской общины, прежде всего в деятельности народного собрания и судебных органов. В целом социально-политический строй Древней Греции - своеобразная система независимых полисов, т.е. небольших городов - государств с различным устройством, иногда создававших между собой военно-политические союзы и вступавших в иные формы взаимодействия друг с другом и окружающим «варварским» миром. Политическая практика, потребовавшая постоянного активного участия в законосовещательной и судебной деятельности, естественным образом вызывала у некоторых категорий граждан интерес к ораторскому искусству, искусству ведения спора и аргументации. В связи с этим в период наивысшего расцвета полиса (V-IV вв. до н.э.) в Афинах и других городах Древней Греции начали возникать школы риторики, в которых граждане могли обучаться основным приемам политического искусства. Первыми профессиональными учителями различных знаний, необходимых в первую очередь для государственной деятельности, стали софисты - «платные учителя мудрости». Гегель именует первых софистов (Протагор, Продик, Гиппий, Горгий и др.) «учителями Греции»: вместо того чтобы размышлять, как элеаты, о бытии или, как ионийцы, о природе, они избрали удел профессиональных воспитателей, торгующих своими умениями и своей мудростью. Сами владея политическим ремеслом, они обучают других тому, как убедить судей и переубедить народное собрание, как преуспеть в посольстве и придать любому делу надлежащую политическую форму. В самом широком смысле софистов рассматривают как своего рода «гуманистов» античности, первыми обратившихся к сфере человеческого мира и осуществлявших поиск человеческих начал полисной жизни (Протагор). В духе софистики отразились атмосфера и характер демократического полиса: всем его гражданам присуща определенная мудрость, способность правильно судить относительно дел, представляющих общий интерес. Рационалистической критике софистами были подвергнуты как традиционные обычаи, освященные преданием, так и установленные законы. Софисты считали, что и справедливость, и законы, и формы государства являютсяследствием определенного соглашения между людьми, которое носит временный характер и может быть изменено в зависимости от тех или иных обстоятельств. Представление же о том, что само государство возникло в ходе исторического процесса как результат договора между людьми о взаимном союзе и что законы могут быть усовершенствованы, содержало в себе концепцию исторического прогресса. Идеи софистов, направленные против традиционных ценностей античного полиса и во многом разрушающие устоявшиеся общественные связи, не могли не вызвать ответной реакции со стороны представителей консервативного направления политической мысли Древней Греции, крупнейшими из которых были Платон и Аристотель. В споре с софистами Платон развивал идеи своего учителя Сократа (469-399 гг. до н.э.). Усматривая в софистике симптом духовного кризиса афинского полиса, Сократ выступал как диагност и врачеватель этой «болезни духа» и одновременно как политический реформатор, стремившийся восстановить общность города и лежащие в её основе истинные ценности в их изначальной подлинности: добродетель и справедливость как её стержень - вот то общее, что связывает афинян в гражданскую общину, единое целое,а истинная мудрость состоит в знании - обладании этим целым. Полемизируя с демократическим утверждением софистов о том, что каждый человек может выносить правильные суждения относительно сферы политического, Сократ обосновывал противоположный тезис, согласно которому править могут лишь немногие знающие, тем самым, отстаивая принцип компетентного правления. К Сократу восходит и ставшее впоследствии традиционным для политических теорий Средневековья и Нового времени разделение форм правления на правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия, охлократия, т.е. власть толпы, не связанная законом). Платон (427-347 гг. до н.э.) изложил свое политическое учение главным образом в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». В «Государстве» он изобразил идеальное государство, которое представлялось ему максимальным воплощением в земной жизни идеи блага - справедливости. Платона, правда, занимает не столько вопрос о том, возможно ли такое государство в действительности, сколько выявление идеальных принципов, на которых должно основываться государство и управление. В результате такой подход к политике с позиций должного, предполагающий крайний философский радикализм, приводит философа к созданию грандиозной политической утопии, которая вдохновила целое направление политической мысли, существующее и в наши дни. При конструировании идеального государства Платон исходил из соответствия, которое существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой: согласно идее справедливости справедливый человек не отличается от справедливого государства. Поэтому трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют три начала государства - совещательное, защитное и деловое. Они реализуются соответственно в трех сословиях: 1) правители-философы, 2 ) воины (стражи), составляющие в совокупности высший класс, и 3) «третье сословие», т.е. масса производителей. Справедливо такое государственное устройство, при котором каждый, имея свое назначение, занимается собственным делом и не вмешивается в чужие и при котором существует иерархическая соподчиненность всех начал во имя блага целого, т.е. государственного организма. Опровергая теорию общественного договора, предложенную софистами, Платон утверждал, что государство возникло для удовлетворения многообразных потребностей людей, которые в одиночку не могли доставить себе все нужное для жизни. Поэтому первое, что должно быть в государстве, - это достаточное количество людей, удовлетворяющих на основе принципа разделения труда физические потребности всего общества, т.е. земледельцев и ремесленников, которые не допускаются в сферу политики. Далее необходимы защитники государства, или воины, которые составляют собственно граждан и на которых сосредоточивает внимание философ, тщательно регламентируя их воспитание, жизнь и быт на основе принципов равенства, общности и коллективизма. Все должно быть общее, чтобы не было у граждан частных интересов, возбуждающих между ними взаимную вражду: у стражей нет места частной собственности и введена общность жен. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах с мужчинами, дети воспитываются за государственный счет. Из воинов выделяются правители-философы, обладающие высшими способностями и подготовленные к этому призванию долгими и трудными испытаниями. Они немногочисленны, ибо мудрость - достояние немногих. Им вверяется неограниченная власть в государстве, которым они управляют, охраняя законы и следя за гражданами от самого их рождения до смерти. Идеальная форма государства, где правят мудрые, может быть либо аристократической, либо монархической в зависимости от того, принадлежит ли сознание высших идей многим или одному. Но реальное положение дел в греческих полисах убеждало философа в неизбежности извращения любого государственного устройства, основанного на идеальных принципах. Каждая форма правления гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений этим последним. Платон представлял динамичную картину политической жизни, описывая процесс предполагаемой деградации идеальной аристократии в тимократию (власть честолюбивых), затем в олигархию, демократию и, наконец, в тиранию и давая яркие характеристики различным формам правления. В сочинении «Законы», написанном уже в глубокой старости, Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй, наиболее приспособленный к реальной действительности. Здесь он различал два вида государственного устройства: в первом над всем стоят правители; во втором правителям предписаны законы, т.е. «определения разума», установленные ради общего блага государства в целом. В последнем проекте государства Платона основная ставка делается именно на законы, которые жестко регламентируют публичную и частную жизнь граждан и на страже которых стоит правосудие. Дальнейшее развитие античной политической мысли связано с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) - ученика и критика Платона. Важнейшими произведениями Аристотеля по политической тематике являются такие дошедшие до нас работы, как «Политика», «Афинская полития» и «Никомахова этика» (при этом этика предстает у него как начало политики, введение к ней). С именем Аристотеля связывают выделение политического знания в рамках философии: по его мнению, политическая наука должна заниматься полисом, или государством. Критикуя предложенную Платоном модель идеального государства, Аристотель справедливо замечает, что излишнее единство государства искажает свойственную ему природу, уничтожая в нем различия и многообразие, необходимые в этом союзе. Особенно выступал Аристотель против общности жен и собственности, утверждая, что всякий гораздо больше заботится о собственном достоянии, чем об общем. По его мнению, у человека есть два главных побуждения к заботе и любви - собственность и привязанности. Между тем оба эти чувства уничтожаются Платоном. Критика платоновского «Государства» послужила для Аристотеля исходной точкой развития собственного политического учения, в котором параллельно присутствуют две тенденции: к нормативному освоению политической действительности и к эмпирическому анализу реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Известно, что вместе со своими учениками он собрал и описал 158 греческих и «варварских» конституций. Их сравнительный анализ в «Политике» заложил основу современной политической компаративистики. Для Аристотеля, исходившего из тождества природного и политического в сфере общественных отношений, государство не является, как утверждали ранее софисты, искусственным изобретением людей: оно существует по природе человека и выступает целью его развития. Человек по своей природе - «существо политическое», обладающее естественным стремлением к государственной жизни. Вне государства могут жить либо только животные, не способные к общению, либо высшие существа, у которых есть все, что им нужно. Человек же только в государстве способен адекватно реализовать и развить свою человеческую природу. Природное стремление человека к совместной жизни реализуется через ряд ступеней «естественного развития»: -через организацию в семью, -затем - в селение и, наконец, -образование из нескольких селений государственного сообщества ради достижения благой жизни для своих граждан в целях совершенного и самодовлеющего существования. Государство - это высшая форма общения, где все другие формы достигают «благой жизни» и завершения. Поэтому по своей сути государство предшествует первичным «общениям» и индивиду, как целое предшествует частям. Государство можно рассматривать также как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан. В связи с чем возникает вопрос: что такое гражданин? По определению Аристотеля, гражданином называется тот, кто участвует в суде и народном собрании, т.е. его существенным признаком служат политические права. Но так как в разных государствах допускаются к правлению различные классы общества, то и само определение гражданина видоизменяется в зависимости от формы правления. Гражданин живет для государства, поэтому отличительным его свойством служит добродетель. Однако добродетель гражданина и добродетель человека не всегда совпадают: различные по своему устройству и по цели государства требуют от своих граждан различных добродетелей, тогда как добродетель человека одна и та же. Только в совершенном государстве данные характеристики совпадают, ведь в нем каждый гражданин должен быть способен и подчиняться, и повелевать. Продолжая сократовско-платоновскую традицию разделения государственных устройств на правильные и неправильные (извращенные), Аристотель ввел в свою классификацию два критерия их разграничения: -качественный (ориентация на общее благо либо на благо личное) и - количественный (по составу верховной власти: власть одного, власть немногих, власть большинства граждан). Отсюда три правильных формы политического устройства: монархия, аристократия и полития (республика), каждому из которых соответствует извращенная форма правления: монархии - тирания, где имеется в виду только польза правителя; аристократии - олигархия, где правят для собственной пользы богатые; политии - демократия, где владычествуют в своих интересах бедные. Аристотель подробно исследовал причины, приводящие к политическим переворотам в различных формах государства, предлагая определенные рецепты и средства их предупреждения. Он считал, что самым важным средством, способствующим сохранению государства, является воспитание граждан в духе соответствующего государственного устройства. Кроме того, автор «Политики» первым сформулировал идеи о зависимости политического устройства от размеров территории государства, численности и качества населения, о предпочтительности такого устройства, в котором «наилучшим образом смешаны все начала». Аристотель рассматривал государство как естествоиспытатель: будучи, как и Платон, сторонником правления лучших (аристократии), он тем не менее не ограничивался изображением идеального правления, а рассматривал модель совершенного государственного устройства с точки зрения возможности его достижения любым государством. Такое устройство Аристотель называл средним, «смешанным», или политией: она соединяет в себе достоинства олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - средняя форма государства, ибо в ней доминирует «средний» элемент во всем: в нравах - умеренность, в собственности - средний достаток, в управлении государством - средний класс. Наиболее значимые в теоретическом отношении политические идеи появляются обычно в период кризиса традиционной государственности или как попытка ее «критического преодоления» (ниспровержения), или как реставрация приходящих в упадок норм и ценностей. Политическая философия Платона и Аристотеля отмечена стремлением к реставрации постепенно приходящих в упадок полисных форм. Эти же черты свойственны политической философии выдающегося римского идеолога, защитника римских институтов и политических нравов в период кризиса Римской республики Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В его работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» особое место занимают проблемы государства и правового порядка. В основе права лежит справедливость, т.е. вечное, неизменное свойство как природы в целом, так и человеческой природы в частности, которое требует прежде всего не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Само государство, будучи воплощением данной природной справедливости, трактуется Цицероном как достояние народа, возникшее в результате согласия в вопросах права и общности интересов. При этом среди причин его образования помимо естественной потребности людей к общению и стремления к безопасности философ называл необходимость охраны частной собственности. В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, их «кругообороту», а также поиску «наилучшей» формы государства. Выделяя, в зависимости от числа правящих, три формы правления - царскую власть, власть оптиматов (аристократия) и народную власть (демократия), - он полагал, что наилучшим является государство, обладающее смешанной конституцией, которая образуется путем равномерного смешения положительных свойств всех трех простых форм правления. Прообразом подобного смешанного государственного строя служила для Цицерона римская государственность, где аналогом начал царской власти выступали полномочия консулов, власти оптиматов - полномочия сената, народной власти - полномочия народного собрания и народных трибунов. Вместе с тем, подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности, мыслитель выступал за равновесие между полномочиями магистратов, влиянием «первенствующих людей» и свободой народа. В качестве гаранта такого равновесия, охраняющего дух законов и общественную добродетель, предлагался принцепс («первый из граждан»), который должен был взять на себя весь груз государственной ответственности, примиряя конфликтующие стороны и восстанавливая единство общества. Данное предложение Цицерона, изначально ориентированное на реставрацию институтов и ценностей римской сенатской республики, в конечном счете теоретически расчищало путь принципату как единоличному правлению: выдвижение на римскую политическую авансцену «сильных личностей» способствовало окончательному упадку республиканских институтов. «Спаситель отечества» Октавиан Август, объявленный принцепсом, создал основу для нового периода римской государственности - периода империи.
Европейская политическая мысль эпохи Средневековья (V- XV вв.), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической традиции, которая не ограничивалась рамками официальной церковной доктрины. Церковь играла в этот период ту же роль, которую в античности выполняло государство, т.е. обеспечивала высшую общественную связь, выступая стержнем культуры и мировоззрения. Государство в свою очередь рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви. Поэтому центральные проблемы для средневековой политической теории можно выразить в вопросах: -какая власть (организация) должна иметь приоритет - духовная или светская, соответственно, церковь или государство; -как и насколько должны быть разделены их компетенции. Идеологи церкви, обосновывая ее политические притязания, утверждали, что свою власть светские правители получили «через посредство церкви», чей авторитет происходит «непосредственно от Бога». Отсюда безусловная обязанность христианских государей подчиняться владычеству церкви в лице ее главы - Папы Римского как земного наместника Христа. Основы христианской политической теории были заложены еще в период утверждения христианства в качестве официальной религии видным идеологом и деятелем христианской церкви Аврелием Августином Блаженным (354-430). Свою политическую философию он изложил в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и других сочинениях. Августин развивал христианскую, линейно-эсхатологическую концепцию истории человечества, в которой все социальные, государственные и правовые учреждения и установления трактовались как следствие греховной природы человека. Господство «человека над человеком», проявляющееся в отношениях управления, господства и рабства, - «естественный порядок человеческой жизни», возникший в результате грехопадения. Человеческая природа становится несовершенной и нуждается в контроле: власть необходима, чтобы обеспечить, насколько это возможно в реальном мире, преобладание справедливости и порядок, способствуя тем самым достижению благой жизни в будущем. Основываясь на данных утверждениях, Августин защищал земные социально-политические порядки с той оговоркой, что они не должны чинить препятствий христианской религии и церкви. В противном случае политическая власть уподобляется насилию, а само государство, будучи лишенным идеи правды и справедливости, - шайке разбойников. Спасая и поддерживая идею государства в новом христианском мире, Августин в то же время заложил основы учения о правомерности борьбы с государством неправедным. В разработанной им концепции «двух градов» - «града земного» и «града Божьего» - институты светской власти принадлежат к первому, а церковные институты - ко второму «граду». Предложив всестороннюю аргументацию для обоснования превосходства Божьего града над градом земным, автор сочинения «О граде Божием» положил начало теоретической традиции, в рамках которой мыслителями Средневековья и Нового времени подчеркивалось превосходство духовной власти над светской. Официальная христианская церковь впоследствии использовала эти аргументы Августина Блаженного для защиты собственных властных притязаний и утверждения себя в качестве главного арбитра земных интересов. Средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1225- 1274), канонизированный церковью в 1323 г., изложил в своих сочинениях, прежде всего в трактате «О правлении государей» (ок. 1266), собственный вариант политической философии: он предпринял попытку обновить церковную ортодоксию, переосмыслив место и задачи церкви и государства в мире. С этой целью Аквинат в своих произведениях попытался осуществить синтез аристотелевского учения о государстве с христианскими церковными канонами. Проблема происхождения и сущности государства решается мыслителем вполне в духе аристотелевской традиции: государство - не порождение греха, а скорее результат общественной природы человека, наделенного свыше свободной рациональной волей. Цель государства - «общее благо», служба обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной, разумной жизни человека в этом мире и приближении его спасения. Тем самым государство в трактовке Аквината лишается негативных характеристик и приобретает форму органа положительного благосостояния. Функции государства не могут ограничиваться исключительно охраной формального порядка: оно призвано брать на себя заботу о социально - экономической сфере общественной жизни, т.е. контролировать торговлю, проводить разумную налоговую и финансовую политику, препятствовать получению чрезмерных доходов, в целом способствуя повышению общего уровня благосостояния своего народа. Таким образом, в политической теории Фомы Аквинского содержались первые элементы концепции «государства всеобщего благоденствия». Фома Аквинский также предложил оригинальную теорию закона. Определяя его как установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто ответствен за благосостояние общества, т.е. правителем, мыслитель тем самым давал этому последнему широкий простор для реализации светских принципов. Аквинат выстроил целую систему законов, в которой различные их виды связаны нитями субординации. Венчает пирамиду вечный закон, заключенный в Боге и тождественный ему, от которого производны другие законы: естественный, человеческий (положительный), божественный (откровенный). Мыслитель различал три элемента государственной власти: сущность, происхождение и использование. Так, происхождение и использование власти могут быть и хороши, и дурны, поскольку являются делом рук человека. А сущность ее всегда хороша, ибо представляет собой установленный свыше порядок отношений господства-подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет теми, кто пребывает на ее низших уровнях. Если действия правителей отклоняются от этого порядка, если они противоречат воле Бога и интересам церкви, то подданные вправе оказать им сопротивление: повиноваться властям следует настолько, насколько они от Бога. Кроме того, Аквинат оговаривал тот факт, что подчинение человека человеку имеет место только относительно телесных действий: во внутренних движениях души человек должен повиноваться не человеку, а единственно Богу. Тем самым мыслитель выдвигал идею предела государственного вмешательства и отстаивал определенную автономию частной и духовной жизни человека, отвергая претензию законодателей контролировать и преобразовывать все исключительно при помощи законодательных предписаний. Воспроизводя почти дословно аристотелевскую модель классификации форм правления, Фома Аквинский в качестве наилучшей и совершенной формы предлагал монархию. Свой выбор он аргументировал фактами исторического опыта, аналогиями с устройством всего мироздания и человеческого организма в частности, а также наибольшей степенью воплощения в монархии по сравнению с другими формами единства цели и воли, способствующее сохранению единства общества. Эти аргументы будут использованы в Новое время теоретиками монархии. В то же время главным итогом политического учения Аквината явился вывод о необходимости подчинения светской власти владычеству церкви, который основывался на теории конечной цели: власть светская должна быть дополнена надстраиваемой над ней властью духовной, ибо именно последней принадлежит забота о конечной цели - цели спасения. Возрождение и Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи Средневековья к Новому времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане. В области политической мысли гуманистический идеал самодовлеющей личности выражался в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Н. Макиавелли (1469-1527). Прошедший жесткую школу практической политики и дипломатии в своей родной Флоренции, он стал автором целого ряда трудов по проблемам власти и политики - «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1517), «Государь» (1513), «История Флоренции» (1525) и др., которые и по сей день вызывают множество споров и интерпретаций. Термин «макиавеллизм» используется обычно для характеристики политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали. В литературе Н. Макиавелли объявлен сторонником чистой политики и рассматривается как мыслитель, отделивший политику от морали и религии, как защитник принципа «цель оправдывает средства», что справедливо лишь отчасти. Чтобы избежать поверхностных суждений о характере политических идей Макиавелли, необходимо принимать во внимание, что речь идет о совершенно новом, не средневековом понимании государства как типа политической организации, осуществляющей власть над людьми, а в некотором смысле об автономной системе ценностей, имеющей собственные цели. Кроме того, важно знать политико-исторический контекст интеллектуальной и практической деятельности Макиавелли. В его произведениях отражен характер политических процессов, протекавших в Италии в тот период: раздробленная, раздираемая противоречиями среди бесчисленных политических группировок, она превратилась в арену борьбы между Францией и Испанией за европейскую гегемонию. Сочинение «Государь» стало плодом отчаяния Н. Макиавелли, в которое его повергли упадок Флоренции и Италии и перспективы собственной судьбы, тесно связанной с судьбой родины. По мнению автора, выйти из этого двойного кризиса можно было только путем объединения Италии с помощью радикальных средств, в том числе и в результате появления сильного политического лидера типа Чезаре Борджа, ставшего прототипом макиавеллиевского государя. Высшая политическая цель для итальянского мыслителя - сохранение государства всеми доступными средствами и любой ценой. В отличие от Аристотеля, описывавшего политическую жизнь с точки зрения цели, каковой является благо, Н. Макиавелли обращается к истокам политики, часто насильственным и несправедливым. Логическую и психологическую предпосылку его теории власти составляет пессимизм по отношению к людям: люди в целом неблагодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. Тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами нравственности, часто он просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло - насколько это необходимо. В основе политического поведения лежат выгода и сила: необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву, чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость и самоуверенность - вот слагаемые политического успеха. Но вместе с тем власть не являлась для Макиавелли самоцелью: это необходимое средство для достижения общего блага, т.е. стабильности и единства государства. Не благо отдельных людей, а общественное благо делает государство великим, будь то республика или монархия. С одной стороны, критикуя политику, которая преследует личные и групповые интересы, и, с другой, - восхваляя политику, нацеленную на общее благо, мыслитель не противоречил себе ни в одном из своих произведений - ни в «Государе», ни в «Рассуждениях...», о чем бы речь ни шла - о монархии или республике. Если в спокойные времена стабильность и единство государства достигаются постепенно при участии всего гражданского коллектива (например, в республиканском Риме), то в кризисные периоды, а также при создании и реформировании государства необходимо единовластие, хотя и здесь, согласно Н. Макиавелли, государь - не деспот, а диктатор, действующий во имя общественного блага. Политические идеи Н. Макиавелли, будучи по своему духовному содержанию весьма противоречивыми и дискуссионными, тем не менее положили начало европейской политической традиции Нового времени, во многом определив ее дальнейшую проблематику. Значительный вклад в становление этой традиции внесло и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения - французского юриста, публициста и политического деятеля Ж. Бодена (1530-1596). В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1577) он первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства. Отвергая аристотелевскую концепцию возникновения государства путем постепенного объединения нескольких семей в селение, а селений - в полис, Ж. Боден утверждал, что государство произошло из насилия: сильнейшие, победив слабейших, стали господами. Сходство между семьей и государством состоит лишь в обладании авторитетом: если в семье это власть отца, возникшая изначально из почитания старших, то в государстве суверенитет - авторитет, основанный не на инстинкте, а на силе. Суверенитет - это высшая власть над обществом, не ограниченная законом. Суверенитет вечен и неделим, а его существенными признаками являются власть издавать и изменять законы без чьего-либо согласия; право суда в последней инстанции; право войны и мира; право чеканки монеты и пр. Будучи постоянным атрибутом власти, суверенитет принадлежит правящей в данный момент королевской семье и должен передаваться по праву наследования. Поэтому узурпатор или бунтарь не могут стать легитимными суверенами и требовать подчинения у сообщества. Таким образом, ратуя за твердый порядок престолонаследия, французский политический мыслитель разрабатывал теорию законного лидерства, опирающегося на традицию. Юрист по образованию, Боден развивал свои политические идеи в связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. Человеческий закон, считал он, основывается на универсальных принципах - принципах справедливости, которые вместе с тем не могут применяться непосредственно. Законы, как и политические учреждения, по его мнению, должны сообразовываться с различием народов, разнообразием природы, нравов и общественного быта людей. Эти идеи позволяют рассматривать Ж. Бодена как предшественника не только Ш.-Л. Монтескье и Э. Берка, но и исторической школы права.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |