Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы и признаки власти




Ресурсы власти - это средства, возможности, используе­мые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указыва­ют на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравен­ства, выявляют механизмы влияния.

Ресурсы, используемые для оказания воздействия на друго­го человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент принуждения, только в одних случаях наряду спри­нуждением могут использоваться и другие ресурсы, а есть итакие случаи, когда субъект власти опирается в своих действи­ях исключительно на силу. Таким образом, например, устанав­ливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих в тоталитарных государствах;

2) утилитарные, когда влияние обеспечивается за счет пре­доставления подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения своих определенных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчинившись, человек что-то обретает: финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т.д.;

3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сло­жившихся в обществе норм и правил, которые априори наде­ляют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов иначе называется статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии - партий­ному лидеру, граждане - правительству.

Неравенство в обладании ресурсами еще не влечет за собой неизбежность властных отношений. Необходимо, чтобы пред­полагаемый ресурс имел значимость для объекта власти.

На­пример, обладая таким ресурсом, как деньги, можно добиться подчинения лишь в том случае, если они представляют цен­ность для объекта власти. Угрозе применения силы можно про­тивопоставить бесстрашие, нежелание подчиняться перед ли­цом самой смерти. И даже статусные нормы - «не указ» для отдельных индивидов, и они могут проигнорировать указание начальника, государственного чиновника. Не случайно неко­торые исследователи вводят в определение властного взаимо­действия понятие «ценности».

Так, Г. Лассуэлл и А. Каплан пишут: «А имеет власть над В в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К». Иными словами, необходима мо­тивация властного взаимодействия, т.е. и объект и субъект вла­сти должны подталкиваться, побуждаться определенными внутренними причинами, т.е. мотивами к вступлению во власт­ное взаимодействие.

Конкретными мотивами подчинения мо­гут быть желание сохранить себе жизнь, намерение получить какие-то блага, стремление поддержать свою статусную пози­цию и т.д.

Конкретными мотивами властвования могут быть как намерение что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т.п.

Итак , власть - это особый вид взаимодействий, отношений, возникающий в обществе по поводу обладания возможностью управлять и распоряжаться общественными ресурсами.

Власть как особый вид отношений отличается следующими признаками:

а) неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

б) способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения контрагента взаимо­действия в соответствии с этими целями (мотивация властво­вания);

в) готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация под­чинения);

г) наличием у властвующего субъекта возможности приме­нить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить при­нуждение) в отношении подчиненного.

Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании подростков.

Есть в обществе и особый вид власти. Это - политическая власть.

Долгое время считалось, что содержание власти определяется системой отношений господства и подчинения, а сама власть - это возможность приказывать в условиях, когда те, кому приказывают, обязаны подчиняться. Такой подход к сущности власти не вызывал сомнения, однако по мере формирования демократических режи­мов, базирующихся на тех или иных общественных договорах, по­нятие власти усложнилось.

В подобных случаях власть - это не только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в подчиненном положении. В современном обществе сфера договорных отношений стала расши­ряться за счет общественного мнения, средств массовой информа­ции, а также под воздействием международных организаций и групп влияния.

В результате власть формируется как система отношений «господство - подчинение» и «руководство - принятие». Грани­ца между этими типами отношений подвижна и зависит от конкрет­ной ситуации в той или иной стране.

Властная воля, выраженная в приказе, может быть реализована прямыми и косвенными методами. При этом теория власти, откли­каясь на современную ситуацию, обосновывает механизмы, не вы­пячивающие силу и соответствующие санкции. Соответственно в «технологии» власти повышается роль поощрения, подкупа, а также «рекомендующая» роль лоббистских структур.

Аналогичная тенденция проявляется в системе отношений «ру­ководство - принятие». При этом, чем выше авторитет субъекта власти, чем шире её демократическая база, тем более вероятно добровольное принятие объектом определенных обязательств.

Функциями власти являются:

господство, мобилиза­ция, управление: планирование, организовывание, регулирование (координирование), мотивирование, контроль и т.д.

3.3. Особенности политической власти

 

Политическая власть обладает всеми ранее перечисленны­ми признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодей­ствие.

Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, и, следовательно, масштаб вла­стного взаимодействия ограничивается рамками семьи.

Масш­таб властного отношения между руководителем и подчиненны­ми на предприятии ограничен рамками данного предприятия.

Власть духовного религиозного лидера распространяется толь­ко на исповедующих данную религию.

В орбиту политических властных отношений вовлекаются все члены общества либо в качестве тех, кто повелевает, ко­мандует, либо в качестве тех, кто должен подчинятся, испол­нять принятые решения, в то время, как все остальные виды власти распространяются лишь на определенные группы.

Это свойство политической власти часто определяется как публич­ность (от лат. publicus - общественный), т.е. всеобщность, в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине, исторически предшествующей появлению общества, существовала внешне похожая на политичес­кую - потестарная власть, когда старейшины, вожди осуще­ствляли функции управления родом или племенем. Однако политическая власть, «вырастая» из потестарной власти, от­личается от нее, во-первых, тем, кто осуществляет власть.

В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди дру­гих опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуа­лов - старейшинам и вождям.

В обществе человек может не выделяться среди других своими личными качествами, не об­ладать исключительными способностями, но, занимая высо­кую статусную позицию в политической иерархии, он автома­тически обретает право повелевать и управлять массами.

В обществе выделяются особые статусные группы, принадлеж­ность к которым предоставляет человеку право на политичес­кую власть.

Например, в Киевской Руси необходимо было при­надлежать к знатному княжескому роду. В современном обществе необходимо быть президентом, членом парламента, государственным чиновником.

Во-вторых, власть вождя в родоплеменной общине основы­валась главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами свято хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали лю­бое их нарушение.

В обществе, в отличие от общины, люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому облада­ют разными интересами. Здесь уже недостаточно силы авто­ритета, здесь необходим особый аппарат принуждения. Вна­чале это была дружина князя, которая усмиряла непокорных.

В современном обществе существует система органов, обеспечивающих контроль за исполнением решений и наделенных правом применять санкции в отношении нарушителей право­вых норм, законов, указов и распоряжений.

Итак, политическая власть - это особый вид власти, возникающий в ходе становления и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем.Общества, в отличие от родоплеменных общин, нуждались в особых механизмах поддержания своей целостности. Политическая власть оказа­лась способной при определенных условиях выполнять сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, но внутренне противоречивой социально-территориальной общности.

Отличительными чертами политической власти являются:

1) легальность в использовании силы и других средств властво­вания в пределах страны;

2) верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия ре­шений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразие ресурсов.

Политическая власть подразделяется на государственную и об­щественную.

Государственная власть обеспечивается соответ­ствующими политическими институтами (парламент, правительст­во, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической (нормативно-правовой) базой.

Общест­венная власть формируется партийными структурами, общест­венными организациями, независимыми средствами массовой ин­формации, общественным мнением.

Политическая власть существует в двух основных формах:

· офи­циальная, легальная власть с формализованной структурой и

· не­формальная, неофициальная, нелегализованная власть - власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, ма­фиозный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.