КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ресурсы и признаки власти
Ресурсы власти - это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравенства, выявляют механизмы влияния. Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы: 1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент принуждения, только в одних случаях наряду спринуждением могут использоваться и другие ресурсы, а есть итакие случаи, когда субъект власти опирается в своих действиях исключительно на силу. Таким образом, например, устанавливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих в тоталитарных государствах; 2) утилитарные, когда влияние обеспечивается за счет предоставления подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения своих определенных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчинившись, человек что-то обретает: финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т.д.; 3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов иначе называется статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии - партийному лидеру, граждане - правительству. Неравенство в обладании ресурсами еще не влечет за собой неизбежность властных отношений. Необходимо, чтобы предполагаемый ресурс имел значимость для объекта власти. Например, обладая таким ресурсом, как деньги, можно добиться подчинения лишь в том случае, если они представляют ценность для объекта власти. Угрозе применения силы можно противопоставить бесстрашие, нежелание подчиняться перед лицом самой смерти. И даже статусные нормы - «не указ» для отдельных индивидов, и они могут проигнорировать указание начальника, государственного чиновника. Не случайно некоторые исследователи вводят в определение властного взаимодействия понятие «ценности». Так, Г. Лассуэлл и А. Каплан пишут: «А имеет власть над В в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К». Иными словами, необходима мотивация властного взаимодействия, т.е. и объект и субъект власти должны подталкиваться, побуждаться определенными внутренними причинами, т.е. мотивами к вступлению во властное взаимодействие. Конкретными мотивами подчинения могут быть желание сохранить себе жизнь, намерение получить какие-то блага, стремление поддержать свою статусную позицию и т.д. Конкретными мотивами властвования могут быть как намерение что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т.п. Итак , власть - это особый вид взаимодействий, отношений, возникающий в обществе по поводу обладания возможностью управлять и распоряжаться общественными ресурсами. Власть как особый вид отношений отличается следующими признаками: а) неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов; б) способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения контрагента взаимодействия в соответствии с этими целями (мотивация властвования); в) готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения); г) наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного. Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании подростков. Есть в обществе и особый вид власти. Это - политическая власть. Долгое время считалось, что содержание власти определяется системой отношений господства и подчинения, а сама власть - это возможность приказывать в условиях, когда те, кому приказывают, обязаны подчиняться. Такой подход к сущности власти не вызывал сомнения, однако по мере формирования демократических режимов, базирующихся на тех или иных общественных договорах, понятие власти усложнилось. В подобных случаях власть - это не только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в подчиненном положении. В современном обществе сфера договорных отношений стала расширяться за счет общественного мнения, средств массовой информации, а также под воздействием международных организаций и групп влияния. В результате власть формируется как система отношений «господство - подчинение» и «руководство - принятие». Граница между этими типами отношений подвижна и зависит от конкретной ситуации в той или иной стране. Властная воля, выраженная в приказе, может быть реализована прямыми и косвенными методами. При этом теория власти, откликаясь на современную ситуацию, обосновывает механизмы, не выпячивающие силу и соответствующие санкции. Соответственно в «технологии» власти повышается роль поощрения, подкупа, а также «рекомендующая» роль лоббистских структур. Аналогичная тенденция проявляется в системе отношений «руководство - принятие». При этом, чем выше авторитет субъекта власти, чем шире её демократическая база, тем более вероятно добровольное принятие объектом определенных обязательств. Функциями власти являются: господство, мобилизация, управление: планирование, организовывание, регулирование (координирование), мотивирование, контроль и т.д. 3.3. Особенности политической власти
Политическая власть обладает всеми ранее перечисленными признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, и, следовательно, масштаб властного взаимодействия ограничивается рамками семьи. Масштаб властного отношения между руководителем и подчиненными на предприятии ограничен рамками данного предприятия. Власть духовного религиозного лидера распространяется только на исповедующих данную религию. В орбиту политических властных отношений вовлекаются все члены общества либо в качестве тех, кто повелевает, командует, либо в качестве тех, кто должен подчинятся, исполнять принятые решения, в то время, как все остальные виды власти распространяются лишь на определенные группы. Это свойство политической власти часто определяется как публичность (от лат. publicus - общественный), т.е. всеобщность, в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах. Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине, исторически предшествующей появлению общества, существовала внешне похожая на политическую - потестарная власть, когда старейшины, вожди осуществляли функции управления родом или племенем. Однако политическая власть, «вырастая» из потестарной власти, отличается от нее, во-первых, тем, кто осуществляет власть. В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди других опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов - старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться среди других своими личными качествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокую статусную позицию в политической иерархии, он автоматически обретает право повелевать и управлять массами. В обществе выделяются особые статусные группы, принадлежность к которым предоставляет человеку право на политическую власть. Например, в Киевской Руси необходимо было принадлежать к знатному княжескому роду. В современном обществе необходимо быть президентом, членом парламента, государственным чиновником. Во-вторых, власть вождя в родоплеменной общине основывалась главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами свято хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. В обществе, в отличие от общины, люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому обладают разными интересами. Здесь уже недостаточно силы авторитета, здесь необходим особый аппарат принуждения. Вначале это была дружина князя, которая усмиряла непокорных. В современном обществе существует система органов, обеспечивающих контроль за исполнением решений и наделенных правом применять санкции в отношении нарушителей правовых норм, законов, указов и распоряжений. Итак, политическая власть - это особый вид власти, возникающий в ходе становления и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем.Общества, в отличие от родоплеменных общин, нуждались в особых механизмах поддержания своей целостности. Политическая власть оказалась способной при определенных условиях выполнять сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, но внутренне противоречивой социально-территориальной общности. Отличительными чертами политической власти являются: 1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; 2) верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); 4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической); 5) многообразие ресурсов. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической (нормативно-правовой) базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. Политическая власть существует в двух основных формах: · официальная, легальная власть с формализованной структурой и · неформальная, неофициальная, нелегализованная власть - власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |