КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне они не разделялись на какие-либо особые, специфические сегменты, сферы управления. Князья в Киевской Руси сами правили, сами вершили суд, сами возглавляли войско, сами отправлялись со своей дружиной за сбором налогов, дани. И хотя правящие группы всегда были иерархичными, первоначально внутри них не существовало специализации по выполняемым функциям. Однако, чем дальше развивалось общество, чем интенсивнее в нем шел процесс разделения труда и появления новых социальных групп, тем сложнее становились отношения власти. Исторически в любом обществе можно проследить процесс дифференциации политической власти. Первоначально этот процесс выразился в специализации людей, выполняющих управленческие функции в обществе. Например, стали появляться судьи, занимающиеся исключительно разрешением споров и конфликтных ситуаций, полицейские, контролирующие порядок в населенных пунктах, сборщики налогов, обеспечивающие поступление средств в государственную казну, и т.д. Концентрация усилий должностного лица на управленческих задачах потребовала создания соответствующих служб, которые из временных исполнителей поручений правителей превращались в постоянно действующие органы. Возникновение и развитие политической власти неразрывно связано с возникновением и развитием государства как особой системы органов и учреждений, осуществляющих управление страной и обладающих для этого необходимыми властными ресурсами, в том числе правом на применение насилия. В Московском государстве первыми государственными организациями стали приказы. Их возникновение относится к XV в., и Судебник 1497 г. уже говорит об их структуре, задачах, правах и ответственности приказных людей; здесь же предпринимаются первые попытки оградить эти структуры от влияния частных лиц. По мнению В.О. Ключевского, «Судебник 1497 года довольно определенно указывает эпоху возникновения первых приказов, время, когда совершился переход от управления посредством лиц к управлению посредством учреждений».
Власть, где субъектом властных отношений становятся государственные органы и учреждения, а в качестве объекта власти выступает все население страны, принято называть государственной властью. Государственная власть - это стержень политических властных отношений. Но государственные органы и учреждения не являются единственными субъектами власти в политике. Кроме них в современном обществе существуют различные политические организации, движения, способные оказывать воздействие как на массы и социальные группы, так и на государственные органы. В современном обществе политическая власть имеет сложную конфигурацию. Факторы, обусловливавшие процесс её дифференциации, зарождались в пучине социальной жизни, в сложных коллизиях социальных взаимодействий, когда индивиды для решения своих, в том числе и повседневных, проблем просто были вынуждены прибегать к созданию различных политических институтов. Дифференциация политической власти особенно резко усиливается в XIX и XX столетиях. Переход к индустриальному типу общества, развитие научно-технической революции сопровождались нарастанием экономической и социально-политической активности населения. В меняющихся условиях в рамках политических властных отношений возникают качественно новые институты, предназначенные упорядочить, регламентировать воздействие масс на субъект политической власти.
Так появляются институт всеобщего избирательного права, политические партии, общественные организации и группы давления и т.п. Назначение этих институтов - согласование интересов различных социальных групп без применения силы, упорядочивание взаимодействий по поводу выражения, защиты и реализации социальных интересов. Итак, политическая власть по мере развития общества становится внутренне крайне сложным образованием, включающим целый ряд институтов, большое количество различных организаций, каждая из которых начинает выполнять специализированные задачи. В рамках политических властных отношений исчезает однозначность в определении субъекта власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государственные структуры деформируют картину политической власти как особой формы взаимодействия, где субъект, опираясь на определенные ресурсы, может добиваться своей цели. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разделенным, причем каждая его часть находится в зоне влияния различных сил, в том числе и тех, которые формально должны ему подчиняться. Развивающийся под воздействием объективных социальных факторов процесс дифференциации политической власти нашел свое отражение в философско-политических и правовых доктринах. Наиболее известной из них является «теория разделения властей», возникшая в период кардинальных изменений в экономике западноевропейских стран и укрепления позиций буржуазии. Её основной смысл заключался в необходимости разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Появление теории разделения властей способствовало резкой активизации процесса дифференциации политической власти. Это связано с особой ролью идеологических концепций, способных оказывать при определенных условиях значительное воздействие на деятельность людей, на их ценностные ориентации и устремления. Произошло соединение развивающегося под воздействием объективных факторов процесса дифференциации политической власти с рациональной деятельностью людей, усвоивших внутренний смысл концепции разделения властей.
Сложность, запутанность политических властных отношений в современном обществе является одной из причин, делающей их анализ крайне трудным. Власть как бы рассредоточивается, ускользает от наблюдателя, она не укладывается в простые схемы объяснения. И хотя выше мы попытались представить отношения власти в виде упрощенной формулы взаимодействия субъекта А и объекта Б, следует иметь в виду, что в реальной жизни логика властного взаимодействия является более сложной и запутанной. 3.8.Социальные группы как субъекты и объекты политики
Политика - это сложный комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. В политике находят отражение интересы и потребности различных социальных групп, которые являются базой и опорой государственной власти. Разные научные дисциплины подходят к определению и классификации групп со своих методологических позиций. Группы различают по объему (большие, малые, среднего уровня), по социально-экономическим критериям, этнонациональным, географическим, культурным признакам. В политологии социальные группы рассматриваются как субъекты и объекты политики. Под субъектом политики понимается носитель практической деятельности, источник активности, направленной на объект политики. В свою очередь объект в политике - та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Субъект и объект находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и способны меняться местами. Основными признаками политической субъектности являются: · способность и возможность принятия политических решений, · наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, · практическое участие в политической деятельности, · ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др. Наиболее полно черты субъектности выражены у тех групп, которые непосредственно вовлечены в политическую жизнь. Такие группы могут быть малыми, или контактными, - например, парламентские фракции, политические «команды» - и относительно большими: активные сторонники партий и других общественных организаций. Многие из таких групп являются институциональными: например, политическая партия является одновременно и политическим институтом и группой.
Непосредственным субъектом политики являются и те институциональные организации, которые формируются с целью защиты интересов социальных групп. К ним относятся предпринимательские, профсоюзные, лоббистские, молодежные и др. общественные организации (схема 2).
Схема 2. Субъекты власти (политики)
Нормы поведения, на которые ориентируются разные группы, способы коммуникации между ними, доступ к различным ресурсам не являются однородными. Они соответствуют статусу данной группы, или её положению в обществе. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, заходит речь о «социальной стратификации», при которой расположение различных слоев (страт) начинает походить на геологические напластования в срезе горных пород. Социальная стратификация (лат. stratum - слой, пласт и facere - делать) - система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев. Присущая современному обществу система многомерной стратификации формируется на основе таких измеряемых признаков как престиж профессий, объем властных полномочий, уровень дохода и образования. Люди издавна пытались осмыслить причины появления социального неравенства. О социальной иерархии общества, о связи социальной стратификации с определенными системами политической власти рассуждали античные философы Платон и Аристотель. Современные трактовки стратификации достаточно разнообразны, среди них выделяются теории функционализма и конфликта. Функциональная теория (функционализм), которая восходит к взглядам французского социолога Э. Дюркгейма (1858 - 1917), была создана в 40-е гг. XX в. американскими социологами Т. Парсонсом, Р. Мертоном, К. Девисом, У. Муром и др. В работе «Разделение труда в обществе» Э. Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах некоторые виды деятельности считаются более важными, чем другие, и самые талантливые люди должны выполнять в процветающем обществе самые важные функции. Для привлечения самых лучших общество способствует их доступу к социальному вознаграждению. По мнению функционалистов, социальное неравенство функционально и универсально, социальная стратификация неизбежно существует во всех обществах. Сторонники теории конфликта не согласны с функционалистами в том, что неравенство - это естественный способ обеспечить выживание общества. С их точки зрения, неравенство возникает тогда, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (в основном, богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды. Многие идеи теоретиков конфликта почерпнуты из марксистской концепции. Согласно марксизму, главными субъектами политики являются классы - большие группы людей, различающиеся по их отношению к средствам производства. Одни классы могут присваивать труд других, благодаря различию их места в укладе общественного хозяйства; класс, владеющий средствами производства, является и политически господствующим. Важнейшим источником динамики всей политической жизни является классовая борьба, высшей формой которой становится борьба за государственную власть. Жесткий экономический детерминизм теории К. Маркса преодолевает концепция немецкого социолога М. Вебера (1864- 1920). По мнению Вебера, классы - это группы людей, с примерно одинаковыми жизненными шансами, интересами и ценностными ориентациями, общность экономического положения которых отличает их друг от друга и способствует возникновению классовых конфликтов. Как и К. Маркс, Вебер признавал экономическую основу разделения классов, но в отличие от него, считал, что классовая принадлежность определяется не только контролем над средствами производства, но и профессиональными и квалификационными различиями. Еще один компонент социального неравенства в концепции Вебера представлен понятием статуса, который зависит от уважения и престижа индивида в обществе. Статус характеризует объективные возможности индивида добиться жизненного успеха и одновременно субъективную основу социального положения. При определении статуса, важное значение имеет сопоставление своего социального положения с социальным положением других групп. Следующий важный компонент неравенства - политическая власть. Согласно Веберу, человек благодаря богатству и престижу может достичь вершин власти, но обладание богатством и престижем само по себе не идентично обладанию властью. На веберовском понимании классов основываются преобладающие в науке современные трактовки, в частности конфликтная концепция немецкого социолога Р. Дарендорфа, который определяет классы, прежде всего как группы, имеющие общие властные интересы. Причину классового конфликта Дарендорф усматривает в характере власти. Сущность современных концепций социальной стратификации заключается в размещении людей и групп по определенным социальным позициям, которые ранжируются как обладающие различной степенью социального престижа. Каждый человек занимает несколько позиций в обществе и принадлежит сразу ко множеству «страт». Каждая из социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом. Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них - главный статус - определяет его положение в обществе. Статусы делятся на «приписанные» (аскриптивные) и «достигнутые» (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные, статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. В доиндустриальном обществе богатство, образование, престиж и власть тесно связаны, и это приводит к накоплению неравенства и к доминированию одной социальной группы над другими. В экономически развитом обществе складывается совершенно другая модель распределения неравенства, которую определяют как систему дисперсионных (рассеянных) неравенств, а расхождение рангов одного и того же субъекта в различных социальных иерархиях представляет собой социальную декомпозицию. Осуществление такой модели разрушает неравенство, дает возможность доступа к важнейшим политическим ресурсам со стороны различных субъектов. Переход индивида (группы) из одних общественных слоев в другие, продвижение к позициям с более (менее) высоким престижем, доходом и властью связан с процессами социальной мобильности. Если статус индивида или группы меняется на более высокий, престижный, то можно сказать, что имеет место восходящая мобильность. Однако индивид (группа) в результате жизненных катаклизмов может перейти и в низшую статусную группу - в этом случае срабатывает нисходящая мобильность. Кроме вертикальных перемещений (восходящая и нисходящая мобильность) существуют горизонтальные перемещения, которые складываются из естественной мобильности (например, переход с одной работы на другую без изменения статуса) и территориальной мобильности. Современная наука располагает показателями, позволяющими выделять разные виды социальной мобильности (межпоколенческая, внутрипоколенческая, профессиональная и др.). По степени перемещений различаются «открытые» и «закрытые» социальные группы и целые общества. Динамика преодоления социальной дистанции, сопровождающаяся повышением статуса (т.е. восходящая мобильность), всегда связана с повышением политической напряженности. Теория «статусной перестановки» (Р. Дарендорф, С. Липсет и др.) объясняет политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально-экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса низших классов. Например, статусная перестановка (относительное снижение статуса традиционно влиятельных социальных групп) привела к росту фашизма в Центральной Европе в межвоенный период. Фашизм представляет собой неадекватную реакцию общества на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся социальные, экономические, политические, идеологические структуры. Чем глубже кризис, тем питательнее почва для фашизма, - когда кризис не просто затрагивает, но в значительной мере потрясает социальную структуру общества, его моральные устои, нарушает ход экономических процессов, приводит к дискредитации институтов власти, вызывает у населения разочарование и ощущение ухудшения условий существования. Нисходящая мобильность часто сопровождается предубеждением против социальных, политических и этнических меньшинств. Негативные последствия социальной мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад моральных норм и ценностей - аномию. Термин «аномия» (фр. anomie - отсутствие закона, организации) ввел Э. Дюркгейм в работах «О разделении общественного труда» (1900) и «Самоубийство» (1912). По мнению Дюркгейма, при быстрых социально-экономических изменениях члены общества утрачивают значимость социальных норм, у них отсутствуют стандарты социального сравнения с другими людьми, позволяющие оценить свой статус и выбрать соответствующие этому статусу образцы поведения. Индивиды оказываются в неопределенном, маргинальном состоянии. Маргиналы (лат. marginalis - находящийся на краю) - личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих норм и традиций. Процесс маргинализации сопровождается утратой индивидом субъективной идентификации с определенной группой, сменой социально-психологических установок. Это вынуждает маргиналов к социальным перемещениям и в горизонтальном и в вертикальном направлениях. Если индивид или группа воспринимают свой статус как относительно нормальный, удовлетворительный и стабильный, происходящее в политике может представляться им чем-то малозначительным для их собственной жизни. Если люди даже крайне бедны, но воспринимают это как должное, как предписание судьбы или как соответствие предопределенному социальному статусу, то у них не возникают чувства несправедливости и неудовлетворенности. Угроза индивидуальной или социальной стабильности, исходящая от политики властей или действий каких-то социальных сил, может резко усиливать интерес к общественно-политической действительности. Некоторые теоретики подчеркивают возрастающие чувства неравенства и разочарования в условиях, когда группы людей считают, что другие получили лучший доступ к достижениям общества. Когда группы людей начинают задаваться вопросом о том, что они должны иметь, и ощущать разницу между тем, что есть и что могло бы быть, тогда появляется чувство относительной депривации (deprivation),т.е.лишенности каких либо жизненных благ и ценностей. Можно различить три пути развития, которые приводят к появлению обостренного чувства относительной депривации. Суть первого состоит в том, что в результате возникновения новых идеологий, систем ценностей, политических доктрин, устанавливающих новые стандарты, лишенность становится непереносимой. При второй, противоположной, ситуации надежды остаются примерно на том же уровне, но происходит существенное падение жизненных стандартов (в результате экономического кризиса, неспособности государства обеспечить общественную безопасность, из-за поворота к диктаторскому режиму). Люди озлобляются сильнее в тех случаях, когда теряют то, что имеют, чем тогда, когда утрачивают надежду приобрести го, что еще не получили. «Революция отобранных выгод» (так можно назвать подобную ситуацию) случается значительно чаще, чем «революция пробудившихся надежд». Третий путь, известный как «прогрессивная депривация», проанализирован Д. Дэвисом. Здесь сочетаются механизмы, действующие в первых двух ситуациях. Согласно Дэвису, «революция крушения прогресса» происходит тогда, когда за длительным объективным экономическим и социальным развитием следует короткий период резкого отступления. Ожидание дальнейшего удовлетворения постоянно растущих потребностей сменяется тревогой и крушением надежд, поскольку реальность все больше отдаляется от того, что предполагалось. В том случае, когда по ряду существенных признаков позиции определенной группы людей близки или совпадают, то социологи говорят о «классовой кристаллизации» или формировании класса. Иногда понятие «класса» и «страты» отождествляют, хотя, строго говоря под «стратой» следует понимать определенный социальный слой, выделяемый по доходу, образованию, власти и т.п. Классовое деление есть частный случай социальной стратификации. Здесь необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1) в истории помимо классов неравенство существовало в форме кастовой и сословной систем, в государственно-социалистических обществах функционировала слоевая система, основанная на властных отношениях; 2) в обществах классового типа значительная часть населения не входит в состав основных классов, образуя мозаику слоев; 3) помимо основных социальных групп (классов или слоев) в обществе всегда существует возрастная, этнорасовая, культурно-статусная стратификация. Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество, и с каждым из них связаны особые способы воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения образуют стратификационную систему. Стратификационной системой называется система регулируемого неравенства, при котором члены общества располагаются выше или ниже в соответствии с принятыми степенями различия. В табл.1. приводятся основные черты девяти типов стратификационных систем, которые могут использоваться для описания любого общества. Важнейшей предпосылкой политической стабильности общества является обеспечение государством открытой индивидуальной мобильности. При политике государственной поддержки статусного роста граждан даже те, кто не сумел преодолеть социальную дистанцию, не остаются «за бортом жизни». Таблица 1.
Основная цель социальной политики государства - увеличение продолжительности социальной активности граждан, обеспечение каждому достойных условий существовани я. К числу функций социальной политики относятся -социальная защита населения, -регулирование численности населения, -предоставление услуг в области здравоохранения, образования, -регулирование отношений, формирующих материальные основы жизнедеятельности населения (за счет решения проблем налогообложения, стимулирования процесса создания рабочих мест и т.д.). Если социальная политика способствует улучшению условий жизни, содействует согласию между социальными группами, другими социальными общностями, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов. При таком условии в обществе укореняются демократические ценности и идеалы. 3.9. Гражданское общество: понятие, структура, функции
Основная задача современных демократических государств - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними, поиск гражданского согласия. Функции «сцепления» социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством выполняет гражданское общество. Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальном и институциональном. Социальная составляющая гражданского общества - это его исторический опыт. В свою очередь, исторический опыт косвенно очерчивает «коридор возможностей» для действий основных участников политического процесса - отдельных личностей, групп, объединений и т.д. Социально - исторический опыт - коллективный и индивидуальный - в конечном счете, определяет политическое поведение личности, образ её мыслей и многие другие аспекты межличностных отношений. Институциональное измерение гражданского общества можно представить как совокупность самодеятельных организаций неполитического и политического характера, выражающих интересы различных сегментов общества и реализующих их независимо от государства. В теоретических исследованиях гражданского общества era сущность интерпретируется по-разному. Одни авторы используют понятие «гражданское общество» в качестве характеристики определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь. Термин «гражданское общество» можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима - «politia» (греч.) и «societas civilis» (лат.). Однако самого этого явления в античном мире не было и быть не могло - «полития» по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества: монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т.д. Переход от средневековья к Новому времени ознаменовался формированием гражданского общества и осознанием различий между ним и государством. Как вполне различимая самостоятельная политическая категория гражданское общество рассматривается Дж. Локком. В «Двух трактатах о государственном правлении» Локк по существу признает за государством только тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами, сообщающимися между собой по разумному выбору. Подобные воззрения были типичными для мыслителей Просвещения - Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Фергюсона и др. По-разному интерпретируя положение о гражданском обществе, они единодушны в признании верховенства гражданского общества над государством. Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит Г. Гегелю. Гражданское общество, по Гегелю, появляется посредине» между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично, в этом обществе каждый свободный человек - для себя цель, а другие для него - ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр в лице государства, которое выражает всеобщий интерес. Общество становится гражданским в силу того, что оно управляется государством. Данный подход воспринял К. Маркс. Он упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Содержанием гражданского общества, согласно Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом «буржуазного общества», основанного на частной собственности. Такая точка зрения характеризуется приматом политического, апофеозом государства - акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, т.е. решение их государством. Эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, которой присуще стремление к справедливости и равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление. Либеральная линия развития концепции гражданского общества центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства. Дискуссии о взаимоотношениях государства и гражданского общества продолжаются и по сей день. Следует подчеркнуть, что гражданское общество не сводится к противопоставлению его государству. Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества.Чем более развито гражданское общество, тем, больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Демократические начала гражданского общества характеризуются следующими признаками: -отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность; -признается равенство всех граждан перед законом; -в общественное сознание проникает идея социальной справедливости; -отстаиваются демократические механизмы общественного управления, которые гарантировали бы равенство возможностей социально неравных субъектов; -обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства. Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. На основании вышеизложенного, можно дать следующее определение: гражданское общество - это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: акционерные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Подчеркнем, что экономическую основу гражданского общества составляет суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности. Как показала история, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет свободы экономического выбора. Такой выбор может быть обеспечен ограничением огосударствления экономической сферы, при сохранении частной собственности, что в тех или иных формах характерно для всех стран с демократическими режимами. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова; самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур. Среди функций, характеризующих гражданское общество, выделим следующие: -продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией; -образование среды, в которой формируется развитый социальный индивид; -обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики; -обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества; -всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование; -осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни. Для появления гражданского общества требуются целенаправленная политика со стороны государственной власти и определенные нормы частной жизнедеятельности. Развитию гражданского общества способствуют: -классовое, профессиональное или групповое сознание; -готовность участвовать в коллективных акциях; -развитие договорных начал; -формирование рациональной модели социального поведения (ориентация на выгоду и последствия социальных действий). Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Это как раз то, чего не хватает для утверждения в России гражданского общества как полноценного противовеса государству. Социальная структура современного западного общества включает в себя многочисленные группы и слои, различающиеся по ряду социоэкономических, политических, поведенческих и других показателей. В последние десятилетия происходят существенные изменения в структуре классов, страт, социальных слоев, в характере их взаимодействия: активно протекают процессы внутриклассовой дифференциации, усиливается мобильность социальных общностей, появляются новые промежуточные группы. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое власть? 2. Каковы источники и основные компоненты власти? 3. Назовите основные ресурсы и признаки власти. 4. В чем особенности политической власти? 5. Что принято считать субъектом и объектом политической власти? 6. В чем особенности политического господства? 7. В чем суть легитимности политической власти? 8. В чем основной смысл теории разделения властей? 9. Что принято называть гражданским обществом и какова его структура? Литература: Основная литература Василенко И.А. Политология: учебник для бакалавров / И.А.Василенко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2012. – 421 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1593-8 (Издательство Юрайт), ISBN 978-5-9692-1281-1 (ИД Юрайт). Гаджиев, К. С. Политология [текст]: учебник / К. С. Гаджиев. М.: Высшее образование, 2008. Козырев Г.И. Политология: учебное пособие.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.- 368 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-8199-0375-9 (ИД «ФОРУМ»), ISBN 978-5-16-003442-3 (ИНФРА-М). Мухаев, Р. Т. Политология: Учебник для вузов [текст] - М.: ТЕРРА, 2005. Политология [текст] Учебник / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2006. Политология: учебник для студентов вузов [текст] / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. Хейвуд. Э. Р. Политология [текст] Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Дополнительная литература Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., Изд-во «Весь мир»,2002. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992. №4. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., Прогресс,1996. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., Прогресс,1993. Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., Феникс,1994. Бердяев Н. Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990. Бердяев Н. Философия неравенства.- М.: ИМА-Пресс,1990. Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., Феникс, 1992 Баталов Э.Я. Советская политическая культура: (К исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. №6. Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Вебер М. Избр. произв. – М.: …1990. Винецкий А.Э. Лоббизм в современном мире.- М.: ТЕИС, 2004. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структуры, динамика.- М.: Юрайт-Издат, 1999. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999. Даль Р. О демократии. М., 1999. Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992 Демократия и авторитаризм в третьем мире в конце XX века. М.,1995 Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., ИМА-Пресс,1994. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения.// МэиМО.1997.№1. Дюверже М. Политические партии.- М.: Изд-во «Весь мир»,2000. Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования.- М.: Человек, Карьера,1999. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. Т. 3. Кулик А. Политические партии постсоветской России. // МэиМО.1998.№12. Лапина Н.В. Формирование современной российской элиты (проблемы переходного периода). М., ЮНИТИ, 1995 Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002. Оганесян, А.А., Политология – курс лекций. М.: ПРИОР,2001. Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Проспект,1997. Парсонс Т. Система современных обществ, М., 1998. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М.: Юрист, 1999. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. – М.: … 1992, т.2. Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт - Издат, 2002. Сидельникова, Т.Т., Политология. М.:ВЛАДОС,1999. Сморгунов Л. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии.- М.: Аспект Пресс, 2004. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: …2002. Фоменко, С.А., Политология. М.: ТЕИС, 2000. Чилкот Р. X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1. М., 1992.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |