КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия разрушения политической системы. Политическая аномия
Механизмы функционирования политической системы Функции политической системы Структура политической системы Политические институты 4.2. Понятие «политическая система общества» 4.5. Политическая система и окружающая среда: проблема взаимозависимости
Люди, вступающие в политические властные взаимодействия, постоянно меняются. Приходят и уходят правители, граждане избирают нового президента и депутатов парламента, появляются новые партии, назначаются новые государственные чиновники. Наблюдая со стороны за действиями политиков, простому человеку подчас кажется, что все участники политического процесса действуют импульсивно, подчиняясь своим интересам, а потому все в политической жизни хаотично. Никто не может с полной уверенностью предсказать итоги выборов, предположить, какими способами будет осуществлять власть тот или иной государственный деятель, предугадать, когда вспыхнет очередной конфликт или обострится политическая борьба. Однако не все в политике так хаотично и неопределенно. Политическая жизнь любого общества обладает и некоторыми устойчивыми чертами. Главным фактором такой устойчивости являются политические институты в составе их организованной целостности - политической системе.
4.1. Политические институты Политический институт - это совокупность наиболее устойчивых социальных отношений по поводу использования политической власти в обществе. Например, институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма - это не здание, где заседают парламентарии, и даже не сами конкретные депутаты, избранные на четырехлетний срок, а устойчивые отношения, в которые неизбежно вступают люди, обретающие соответствующий статус. Что необходимо для того, чтобы политические отношения обрели устойчивый характер? Во-первых, необходимо, чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей, вступающих во взаимодействие. Например, если речь идет об институте парламентаризма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения депутатам парламента, обязывающие последних принимать участие в законотворческой деятельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т.п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм. Кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждать свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей. Во-вторых, необходимо устойчивость институционального взаимодействия поддерживать санкциями, которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила. Эти санкции могут быть «мягкими», т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и «жесткими», когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение. Например, одному депутату, безответственно ведущему себя на заседании парламента, его коллеги могут сделать замечание, а другого - игнорирующего законотворческую деятельность - могут лишить депутатского мандата. В-третьих, необходимо, чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные. В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы политического властного взаимодействия. Они знают о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются о том, что может быть иначе, т.е. нормы становятся привычкой и признаком нормальной жизни. Итак, политические институты - это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря следующему: а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия; б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения; в) привыканию к сложившемуся институциональному порядку. Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила. Одновременно сказанное означает, что говорить о наличии того или иного института можно только, если в действиях людей происходит воспроизводство предписываемых этим институтом моделей поведения. Политические институты существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. Какие же политические институты можно выделить в современном обществе? По мнению Г.В.Пушкаревой все многообразие политических институтов можно свести к следующим группам: Институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм - законов, имеющих обязательную силу для всех граждан страны; представительства интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается, прежде всего, вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом. Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействий, складывающихся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наиболее ответственные решения в рамках этого вида политических властных отношений, являются либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия). Рассредоточение системы управления общественными делами потребовало унификации требований, предъявляемых к лицам, работающим в государственных учреждениях. Так в обществе стал складываться институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В нашей стране эта регуляция осуществляется на основе соответствующих Федеральных законов, которые определяют правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и т.д. Самостоятельное значение в системе исполнительной власти приобрел также институт главы государства. Он обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей, суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению. Среди политических институтов современного общества особое место занимают те, которые регламентируют положение рядового человека в системе политических властных отношений. Это, прежде всего институт гражданства, определяющий взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. В нормативных документах указывается, что гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство, в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д. Важное место в создании упорядоченной системы отношений влияния на субъекты политической власти занимает институт избирательного права, регламентирующий порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними. В обществе складываются какие-то общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем она отличается от других организаций и объединений. И поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института. Мы перечислили лишь наиболее значимые политические институты современного общества. В каждой стране складывается своя комбинация этих институтов, а на конкретные формы последних оказывает непосредственное воздействие социокультурная среда. Институт парламентаризма в США, Индии, России и Южной Корее при похожих принципах функционирования законодательного собрания будет иметь свой особый национальный колорит. Политические институты структурируют поле политических властных отношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов.
4.2. Понятие «политическая система общества»
Это понятие - одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот лишь в 50-60-е годы XX в. Смысл родового понятия «система» заимствован из биологии (Л. фон Берталанфи) и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением составляющих её элементов, а также другими внутренними и внешними факторами. Теория политической системы связана в первую очередь с именами американских социологов и политологов. Социолог Т. Парсонс, автор книги «Социальная система» (1952), анализирует общество как взаимодействие подсистем (политической, экономической, социальной и духовной), выполняющих соответствующие функции. По мнению авторов учебника по политологии В.А.Ачкасова и В.А.Гуторова «социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между субъектами... Все основные типы их структурных компонентов (ценности, нормы, коллективы, роли) являются по отношению друг к другу независимыми переменными». Так, на уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры, которая, по Парсонсу, составляет «анатомию» социума, - система верований, мораль и институты социализации (семья, система образования и т.д.), функцию целедостижения - политическая подсистема. Каждая из подсистем общества, обладая свойством открытости, зависит от результатов деятельности остальных. При этом взаимообмен в сложных системах осуществляется не прямо, а с помощью «символических посредников», каковыми на уровне социальной системы являются деньги, влияние, ценностные приверженности и власть. Власть - прежде всего «обобщенный посредник» в политической подсистеме, в то время как деньги - выполняют роль «обобщенного посредника» экономического процесса и т.д. Так, между политической и экономической системами происходит обмен власти и денег, политических решений и потребления денежных ресурсов, например инвестиций. Финансовые ресурсы инвестируются, в частности, в политические программы, что уже само по себе является фактором входа. В свою очередь, политическая система входит в экономическую посредством установления правовых рамок для процесса производства богатств. Главным звеном социальной системы выступает политическая система, поскольку именно в ней происходит целеполагание (спецификация) и она играет ключевую роль в процессе достижения значимых целей. Кроме того, именно политическая система обладает функцией интеграции членов общества во властные отношения. Д. Истон, основоположник системного подхода в политологии, в работах «Политическая система» (1953) и «Системный анализ для политической жизни» (1965) рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества. При этом функционирование политической системы должно убеждать граждан в справедливости происходящего распределения и предотвращать возникновение по этому поводу конфликтов между членами общества. Системе необходимо адекватно реагировать на внутреннее и внешнее воздействия. Устойчивость политической системы, по мнению Д. Истона, во многом определяется обратной связью. Наличие информации о состоянии системы и реакции людей на деятельность властей должно побуждать власти к соответствующим действиям. Поддержка обществом политической системы и в конечном счете ее жизнеспособность напрямую зависят от способности властей реагировать на внешние и внутренние сигналы, снимать напряженность в обществе. Считая важнейшим свойством политической системы - способность к сохранению её качественной определенности при изменении структуры и функций элементов, или, говоря иначе, её стабильность, Д. Истон выдвигает в качестве первоочередной задачи анализ условий, необходимых для сохранения устойчивости системы и её выживания (не случайно структурно - функциональный анализ называют «макросоциологией социальной стабильности»). По его мнению, следует рассматривать четыре основные категории: «политическую систему», «окружающую социальную среду», «реакцию» и обратную связь», так как именно они связаны с «...мобилизацией ресурсов и выработкой решений, направленных на достижение стоящих перед обществом целей». Единицей исследования политической системы Д. Истон считает взаимодействие. Он пишет: «В более широком контексте исследование политической жизни... может быть описано как совокупность социальных взаимодействий между индивидами и группами. Взаимодействие является основной единицей анализа. То, что, прежде всего, отличает политические взаимодействия от всех других родов социальных взаимодействий, - это то, что они ориентированы на авторитарное распределение ценностей в обществе». Отсюда, политическая система трактуется как совокупность взаимодействий, осуществляемых индивидами и группами в пределах признанных ими ролей и ориентированных на авторитарное распределение ценностей в обществе. Власть в данной трактовке политической системы выступает как ее главный атрибут. Стремясь подчеркнуть властный характер политической системы и ее направленность на принятие авторитарных решений, некоторые последователи Д. Истона называют политическую систему даже «машиной по выработке решений». Однако такая трактовка политической системы не единственная. Только в политической науке США насчитывается более 20 определений политической системы, но они принципиально не отличаются друг от друга, являясь во многом взаимодополняющими.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |