КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции политической системы
Поскольку любая политическая система стремится к самосохранению и адаптации к требованиям своего окружения, приверженцы структурного функционализма утверждают, что можно вычленить конечное число процессов, благодаря которым эти цели станут выполнимыми. По их мнению, во всех политических системах прошлого и настоящего обеспечивались одни и те же «функции», менялись лишь состав и сложность государственных и иных политических структур. Именно на этой почве возникла общая теория функций политической системы. Например, в работе американских ученых Г. Алмонда и Б. Пауэлла «Сравнительная политика» функции, направленные на самовоспроизводство системы и её адаптацию к окружению, делятся на три группы: А) функции преобразования, конверсии (6 функций); В) функции адаптации, приспособления (2 функции); С) функции способности (5 функций). А) Цель функций преобразования - обеспечить превращение требований и поддержки в политические решения или действия. Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделяют здесь шесть функций. Две из них осуществляются на уровне «входа» и должны обеспечить регулирование всего, что питает политическую систему: речь идет о 1) выявлении интересов и требований и 2) их согласования и гармонизации. Три других функции находятся на «выходе»; это: 3) разработка обязательных правил; 4 ) проведение их в жизнь; 5 ) судебная функция. Шестая функция - 6) политическая связь/коммуникация (движение или сдерживание информации, передача смыслов, значимых для функционирования политической системы) касается и «входа», и «выхода» системы. Давление, оказываемое на политическую систему требованиями всякого рода, создает постоянный фактор несбалансированности. В) Противостоят этой перегрузке две функции адаптации системы: 1) формирование политического специализированного персонала, принимающего требования и проводящего их оптимальную обработку; 2) функция политической социализации, т.е. распространение политической культуры, совместимой с требованиями выживания и адаптации системы к своему окружению. С) Функции способности касаются отношений между политической системой и ее окружением: 1) способность мобилизации материальных и человеческих ресурсов для нормального функционирования системы; 2) способность регулировать, т.е. устанавливать контроль над людьми, находящимися на территории, управляемой системой; 3) способность распределять, т.е. предоставление услуг, статуса, вознаграждения и др.; 4) способность поддерживать символику, т.е. проведение действий по приданию чему-либо законной силы, празднование героических дат или событий, связанных с общественными ценностями, способствующих достижению согласия; 5) способность слушать и слышать, т.е. умение принять требования до того, как они породят серьезное напряжение в обществе. Представление о том, что любая политическая система обязательно выполняет некоторые основные задачи, позволило продвинуться на очень важную ступень в разработке оснований, по которым в принципиально различных политических системах выделялись бы сопоставимые элементы. Согласно Г. Алмонду идеальное разделение функций на практике недостижимо. Властные сектора, политические партии, группы интересов почти неизбежно выполняют не одну, а несколько функций. «Любая политическая структура, какой бы узкоспециализированной она ни была, является многофункциональной», - заключает исследователь. Несомненно, что чем больше политическая система развивается; тем более дифференцированной она становится; специализация её структур будет продолжаться до тех пор, пока каждая функция не будет выполняться соответствующим социальным институтом. В политическом процессе структурный, ценностный и поведенческий аспекты тесно взаимосвязаны. Мотивы поведения отдельных людей, специфика восприятия ими происходящего, их индивидуальные установки и образ действий становятся понятными благодаря изучению микрополитических аспектов процесса проведения политики. Индивиды управляют структурами, дают ту или иную трактовку культурных ценностей и тем самым могут вносить изменения в макрополитические составляющие. Структурные и культурные аспекты не только ограничивают действия отдельно взятых людей, но и способствуют принятию ими решений, ведущих к системным изменениям.
4.5. Политическая система и окружающая среда: проблема взаимозависимости
Политическая система является открытой системой, т.е. она постоянно испытывает на себе воздействие извне, и сама в свою очередь влияет на свое окружение. Характер этого взаимного влияния имеет чрезвычайно важное значение для политической системы, под его воздействием могут проходить как разрушительные для системы процессы, так и, наоборот, укрепляться ранее сложившиеся функциональные зависимости. Одним из первых модель взаимодействия политики и окружающей среды предложил американский политолог Д. Истон. Он использовал логику объяснения взаимоотношений между системой и окружающей средой, сложившуюся в кибернетике. Его «кибернетическая модель» в политологии стала классической (см. рис. 4.2.). Рис.4.2.
В основе концепции Д. Истона лежит принцип открытости политической системы, неизбежности ее реакции на возмущения со стороны окружающей среды. Постоянный поиск динамической устойчивости есть норма функционирования политической системы. Таким образом, долговечность любой политической системы зависит от способности изменяться и адаптироваться к окружающей обстановке, т.е. восстанавливать динамическое равновесие. Причем стабильность той или иной из них на протяжении какого-либо периода времени говорит не об отсутствии изменений, а о наличии системной способности к ненасильственным изменениям в целях и руководстве. В условиях возрастания политического участия для сохранения политической стабильности необходимо увеличение сложности, автономии, приспособляемости и согласованности политических институтов общества. Помимо «поддержания системы» понятие «политическая стабильность» включает: - гражданский порядок, - легитимность и - эффективность системы. Во всяком обществе удовлетворенные группы предпочитают сохранение политического «статус-кво» либо ненасильственные изменения, недовольные же более склонны прибегать к насильственным методам. Если отдельные граждане и общественные группы не интегрированы в процесс принятия решений и политика не имеет поддержки, кооперации и солидарности с элементами социума, то нельзя говорить о том, что данная система является по своей природе и структуре открытой. Обмен и взаимодействие политической системы с социальной средой осуществляются по принципу «входа» - «выхода» (понятия заимствованы из кибернетики). «Вход» - это любое событие, которое по отношению к системе является внешним и влияет на нее любым способом. «Выход» - ответная реакция политической системы на подобное воздействие в форме политических решений, заявлений, законов, различных процессов, символических актов и т.д. Именно на входе в политическую систему поступает информация, которую Д. Истон разделил на две большие группы: требования и поддержка. Требования - это сигналы о неудовлетворенности окружением своей политической системой, они всегда содержат в себе элемент агрессии, т.е. намерения оказать воздействие на политическую систему с целью изменения ее внутренней структуры или действий. Требования могут исходить от любого сегмента окружения: от отдельных граждан, групп, институтов или организаций. Поддержка - является стабилизирующим и легитимирующим импульсом для политической системы, это проявление удовлетворенности, желание сохранить основные принципы и направления деятельности политической системы. Поддержка проявляется в двух видах: -внутренняя (или потенциальная), выражается в настроениях приверженности данной политической системе, толерантности, патриотизме и др.; -внешняя предполагает не только принятие ценностей данной системы, но и практические действия на ее стороне. Поддержка способствует стабильности органов власти, преобразующих требования окружающей среды в соответствующие политические решения, а также создает необходимые предпосылки для применения средств и методов, с помощью которых осуществляются эти преобразования. Поскольку именно поддержка обеспечивает нормальное функционирование политической системы, постольку каждая система стремится создать и внедрить в сознание своих граждан через каналы политической социализации так называемые «рабочие ценности», т.е. укрепляющую ее легитимность идеологию. Не случайно в западной традиции легитимность принято определять, прежде всего, как «способность системы породить и поддержать веру народа в то, что её политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества» (С. Липсет). Процесс ввода требований и поддержки осуществляется через две основные стадии: артикуляцию и агрегацию интересов. Артикуляция - это процесс осознания и формирования интересов индивидами и малыми группами. Агрегация - обобщение и согласование близких артикулированных интересов, перевод их на уровень программ, политических деклараций, проектов законов; корректировка проводимой политики и предложение ее альтернатив. Основным субъектом артикуляции являются группы интересов. Агрегация - одна из целей деятельности политических партий, средств массовой коммуникации и государства. Входящие противоречивые импульсы (требования и поддержка) выводят политическую систему из равновесия, причем, чем больше превышение требований над поддержкой, тем выше неустойчивость системы. Политическая система с целью восстановления утраченного равновесия пытается действовать двояко: 1) она либо адаптируется, самоизменяется в соответствии с требованиями окружения, 2) либо стремится к воздействию на само окружение с целью объяснения своей политики, ее оправдания, либо к некоторому улучшению сложившейся ситуации, либо к подавлению недовольства со стороны окружения насильственным способом. Следовательно, деятельность политической системы выражается в импульсах на «выходе» в виде конкретных решений, действий. Это и есть государственная политика - указы главы государства и постановления правительства, законы, принятые парламентом, судебные решения; также это производство символов, знаков и сообщений, которые адресуются окружающей среде. Перечисленные исходящие являются ответом на требования окружающей социальной среды, которые тем самым удовлетворяются, отвергаются, оспариваются или частично выполняются. Наконец, властные решения, воздействуя на окружающую среду, неизбежно вызывают к жизни новые требования и поддержку. Благодаря этим решениям возникает петля «обратной связи», т.е., влияя на окружение, система стремится снизить накал требований, преобразовать их в поддержку и тем самым восстановить утраченное равновесие. Таким образом, самосохранение системы обеспечивается за счет ее постоянной реакции на внешние возмущения. В том случае, если система утрачивает способность реагирования на воздействие окружающей среды, она начинает распадаться. Что же является окружающей средой для политической системы? Выделим только наиболее значимые её компоненты. Во-первых, множество конкретных индивидов с их потребностями, интересами, сложившимися ценностными ориентациями, устремлениями, намерениями и стереотипами. Человек является главным элементом окружающей среды политической системы. Его особая роль обусловлена также и тем, что сама система может существовать, т.е. воспроизводить свои структуры, связи и зависимости только в конкретных действиях людей. От того, насколько адекватно осуществляется это воспроизводство, зависит существование самой системы. Во-вторых, другие социальные системы общества, т.е. различные социальные институты и организации, являющиеся сгустком устойчивых взаимодействий и поэтому рассматриваемые в виде самостоятельных систем, а также их определенные совокупности: экономическая система, система воспитания и образования, система рекреации (отдыха и досуга) и др. В-третьих, культура общества как совокупность ценностей, идеологических воззрений, социокультурных образцов поведения, норм морали, коллективных представлений, стереотипов, идеалов, знаний и т.д. В-четвертых, социальные системы, находящиеся за пределами данного общества: другие общества, международные организации и объединения. В-пятых, культуры других народов. В-шестых, многообразие материальных объектов как природных, так и созданных рукой человека. Рассмотренная выше модель Д. Истона не безупречна, в ней не достаточно четко прописаны механизмы саморегуляции политической системы, на что неоднократно указывали и критики, и последователи данного направления в политологии. Но бесспорно, она дала определенный толчок развитию системного анализа в политологии, и в настоящее время уже практически никем не ставится под сомнение, что самовоспроизводство и развитие политической системы осуществляется в виде непрерывного процесса ее взаимодействия с окружающей средой. 4.6. Механизмы функционирования политической системы
Функционирование политической системы - это процесс её самовоспроизводства, самосохранения, проявляющийся в способности системы удерживать свои основные структурные элементы, постоянно восстанавливать функциональные зависимости, несмотря на воздействие окружающей среды. Упрощая, этот процесс можно представить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние системы.
Рис. 4.3. Процесс функционирования политической системы
Фаза динамического равновесия - это такое состояние политической системы, когда в действиях индивидов осуществляется воспроизводство всех ее основных структурных элементов и функциональных связей. Иными словами, взаимодействуя, люди следуют статусно-ролевым предписаниям (воспроизводится стаусно-ролевой уровень политической системы, см. рис. 4.1.). Благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа институтов (воспроизводится институциональный уровень политической системы), а также выполнение последними их позитивных функций, определённых нормативным порядком в обществе (воспроизводится нормативный уровень политической системы). Равновесие системы всегда относительно, потому что поведение реальных людей много разнообразнее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро гасятся, подавляются соответствующими институциональными механизмами санкций. Именно поэтому мы говорим о динамическом равновесии системы. Фаза нарушения равновесия - это появление рассогласований, сбоев в работе политической системы: увеличение доли поведения, не соответствующего ролевым предписаниям, неэффективность механизма санкций, нарушения нормативного порядка. Такое рассогласование внутренних функциональных связей чревато для системы серьезными последствиями, поэтому она должна активизироваться с целью подавления дисфункциональных явлений и тем самым обрести равновесие. Фаза нового равновесия - это восстановленное устойчивое состояние системы. Степень его отличия от предыдущего динамического равновесия может быть различной: от практически незаметного до радикального. В первом случае мы можем говорить о функционировании, воспроизводстве системы, во втором - о ее изменении, качественном преобразовании. Главным возмутителем спокойствия политической системы является человек, способный своими действиями разрушить сложившиеся институциональные связи, сделать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования политической системы является обеспечение подчинения своей логике действий человека, главного элемента ее окружающей среды. Прежде всего, для этого необходимо, чтобы поведение людей соответствовало статусным предписаниям, чтобы они исполняли политические роли, определяемые системой. Иными словами, необходимо, чтобы структурные первокирпичики (см. на рис. 4.1 статусно-ролевой уровень политической системы) постоянно заполнялись «живым материалом», чтобы постоянно конкретные индивиды играли роли президента, депутатов парламента, партийных активистов, налогоплательщиков, госчиновников, граждан, избирателей и т.д., но не произвольно, по своему усмотрению, а в соответствии с теми предписаниями, которые заложены алгоритмом системы. Для решения этой задачи в обществе существует механизм политической социализации. Политическая социализация - это процесс усвоения индивидами сложившихся в обществе норм, правил, в том числе усвоение ими принятых образцов политического поведения, это процесс научения тому, как надо исполнять политические роли. Политическая социализация осуществляется через систему образования, в семье, через средства массовой информации, работу специализированных политических организаций и государственных учреждений. Благодаря этой разветвленной сети агентов социализации индивиды знакомятся с основными требованиями, предъявляемыми к тем или иным статусным позициям в политической иерархии, они учатся быть гражданами, избирателями, налогоплательщиками, партийными активистами, государственными чиновниками, депутатами парламента и т.д. Политическая система обычно не в состоянии направить политическое поведение индивидов исключительно в русло нормативно одобряемого статусно - ролевого поведения. В обществе всегда есть политические девианты (от слова девиация - отклонение), т.е. люди, действующие не по правилам системы. При определенных обстоятельствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетворенности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может нарастать и обретать угрожающий для системы в целом масштаб, когда основные виды политических действий перестают укладываться в рамки статусно - ролевых предписаний. Тогда главным стабилизирующим фактором политической системы становятся механизмы второго уровня - механизмы институализации. Механизмы институализации проявляются в двух основных формах. 1) Прежде всего это самозащита, т.е. предохранение уже сложившегося политического института от саморазрушения, способного произойти, если поведение индивидов перестает соответствовать институциональным нормам и правилам. В этом случае включается механизм санкций, т.е. осуществляется принуждение в отношении тех, кто нарушает нормы. Если чиновник начинает нарушать нормы, сложившиеся в рамках института государственной службы, по отношению к нему применяют меры воздействия. Если депутат Государственной думы устроит потасовку на заседании парламента, то неизбежно его поведение будет разбираться на комиссии, рассматривающей вопросы этики взаимоотношений депутатов. Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов, то, будучи уличенным, он будет подвергнут соответствующему наказанию. 2) Однако, политическое девиантное поведение может обретать массовый характер. В этом случае механизм институализации может функционировать в другой форме - в виде ориентации на создание новых структурных образований, которых ранее в политической системе не существовало. Происходит создание новых институтов. Создание новых институциональных образований возможно не только «снизу», т.е. путем постепенного привыкания к новым складывающимся взаимодействиям и их последующей формализацией, но и «сверху», когда параметры новой институциональной структуры задаются в виде законов, указов, принимаемых политической элитой. Как правило, такие решения принимаются по мере осознания нарастающего недовольства масс и нарастающей угрозы расширения зоны девиантного поведения. Осуществляется как бы упреждающий удар, т.е. массам предлагаются готовые нормативные отношения, задается алгоритм их будущей деятельности. Политические реформы, проводимые сверху, есть ни что иное, как институализация в виде упреждающего удара, основанного на стремлении упорядочить отношения в обществе в случае появления брожения, недовольства. Это недовольство еще не подтолкнуло массы к самоорганизации, и предлагаемые политические реформы - попытка властей внести упорядоченность в политические взаимоотношения, не дать недовольству вылиться в бунт. В какой бы форме ни осуществлялась институализация, она неизбежно завершается появлением на втором уровне политической системы новых организаций или институтов. Появление новообразований может вызвать неадекватную реакцию системы. Ведь могут возникнуть структуры-«монстры», не вписывающиеся в логику нормативного уровня политической системы. Так, I Государственная Дума 1905 г. не вписывалась в логику нормативного порядка абсолютной монархии. Ее появление требовало изменений, перераспределения функций между государственными институтами. Император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовавшему на роль парламента. Появление в СССР во второй половине 1980-х годов движения «Демократическая Россия», а затем других политических партий требовало отмены конституционной нормы о руководящей роли КПСС. При этом не важно, возникают ли «монстры» стихийно (движение «Демократическая Россия») или создаются государственным руководством (Манифест о созыве I Государственной Думы). Главное, что они требуют переструктурирования нормативного пространства, которое может быть очень болезненным для политической системы. Дело заключается в том, что изменение норм всегда затрагивает интересы определенных групп, неизбежно происходит столкновение сил, утрачивающих свои позиции в политическом пространстве, и сил, расширяющих зоны своего влияния. Борьба между ними может спровоцировать резкое нарастание вненормативного, девиантного поведения. Последним предохранительным клапаном, способным спасти политическую систему от саморазрушения, является механизм легитимации. Системно-нормативный уровень политической системы, как говорилось выше, не создается производно, и не может существовать, опираясь только на насилие. Он зависит и во многом определяется культурой общества, доминирующими в обществе ценностями, сложившимися ценностными образцами поведения. Невозможно ввести монархическую форму правления там, где монархия в массовом сознании не воспринимается как ценность, невозможно утвердить принципы правового государства там, где народу неизвестны иные образцы поведения, кроме как беспрекословное подчинение царю-батюшке и т.д. Механизм легитимации обеспечивает выбраковку тех структурных образований и норм, которые являются чуждыми культуре данного общества. Если в массовом сознании доминируют представления о том, что власть эффективна только тогда, когда она сосредоточена в руках одного правителя, то все попытки провести в жизнь принцип разделения властей будет восприниматься в лучшем случае как чудачество, следование моде и т.д. Природа механизма легитимации заключена в особой роли культуры общества, которая является своеобразным генетическим кодом общества, влияющим на поведение множества индивидов. Любым изменениям в обществе предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях населения. Чем устойчивее ценностные ориентации населения, тем стабильнее политическая система. Нормы, не соответствующие ценностным образцам культуры общества, не приживаются или остаются фикцией, записанной на бумаге. Итак, политическую социализацию, институализацию и легитимацию можно рассматривать как процессы, при помощи которых политическая система воспроизводит себя в постоянном развитии. Политическая социализация обеспечивает, если использовать термин Г. Алмонда, «функцию рекрутирования», т.е. подготовку и включение индивидов в воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и взаимосвязей. Механизмы институализации способны корректировать политическое поведение, направляя его либо на поддержание устоявшихся структур, либо на создание новых институциональных образований. Механизмы легитимации обеспечивают поддержку населением тех институциональных образований, которые соответствуют доминирующим в культуре общества ценностям, усиливая заинтересованность масс в воспроизводстве системной логики политических отношений, укрепляя тем самым целостность политической системы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |