Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия разрушения политической системы




Политическая аномия.

 

Механизмы социализации, институализации и легитима­ции, обеспечивающие воспроизводство политической систе­мы, объективны в том плане, что действуют независимо от воли отдельно взятого человека. Но как любое социальное яв­ление, они существуют только в реальных поступках многих людей. Если в обществе возникают условия, препятствующие индивидам объективировать в своих действиях механизмы функционирования политической системы, то она начинает распадаться.

Иными словами, если в силу каких-то обстоя­тельств в обществе нарушается традиция обучения нормам политических взаимодействий, если люди начинают действо­вать на свой страх и риск, не ориентируясь на ранее сложив­шиеся нормы и институциональные требования, если в массо­вом сознании отсутствует согласие по базовым ценностям и представлениям о типе государственно-политического устрой­ства, то это означает, что в механизмах функционирования по­литической системы происходят сбои, которые чреваты для системы в целом катастрофическими последствиями.

Основным симптомом нарастающего «неблагополучия» политической системы является рост девиантного поведения, когда индивиды вполне осознанно идут на нарушение сложив­шихся в обществе норм политического порядка. Нарастание политической девиации, как правило, является составляющей более общего процесса, получившего название аномии.

Термин «аномия» ввел Э. Дюркгейм для обозначения такого явления социальной жизни, когда нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль, когда индивиды в своих действиях перестают ориенти­роваться на установленные ранее правила взаимодействия.

Аномия в обществе проявляется в следующем:

1) в силу определенных причин большая часть населения перестает ориентироваться в своих действиях на сложившиеся ранее статусно - ролевые предписания, перестает следовать еще недавно общепринятым нормам поведения. Складывается ситуация, когда нормы и правила, институциональный порядок составляющие каркас общества, перестают воспроизводиться начинают существовать формально, на бумаге, в документах, а не в реальной системе взаимодействий конкретных людей;

2)механизмы институализации, проявляющиеся в постоянном воспроизводстве как ранее сложившихся связей и отноше­ний, так и в формализации новых видов взаимодействий пере­стают функционировать. И старые, и вновь создаваемые институты и организации оказываются неспособными упорядочить взаимодействия людей, придать им какую-то направ­ленность, преодолеть хаотичность, произвольность, непред­сказуемость;

3)широкие массы утрачивают доверие к существующей си­стеме ценностей, обеспечивавшей совсем недавно легитима­цию нормативного порядка. Они критически настроены в от­ношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые еще вчера казались им важными, жизненно необходимыми, задаю­щими смысл их существования. Но у них еще не сложилась и четкая система новых ценностных ориентации.

Таким образом , аномия - это состояние рассогласованности между норма­тивно-институциональными требованиями и реальным поведени­ем индивидов, ведущее к отчуждению индивидов от общества, когда между институтами, культурными нормами и конкретны­ми личностями как бы возникает непроницаемая стена.

Обще­ство оказывается не в состоянии направить поведение индиви­дов в привычные институциональные рамки. А люди, лишенные ценностно - нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, они дей­ствуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные связи, определяющие облик общества.

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, ее мотивация становит­ся утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физи­ологических потребностей. Общество в свою очередь начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения.

К счастью, аномические процессы в обществе редко обре­тают всеобщий характер. Обычно они частичны, сегментарны, затрагивают отдельные виды взаимодействий. Однако любой аномический процесс вносит диссонанс в социальную жизнь и, следовательно, может спровоцировать разочарование масс в системе государственного управления, привести к утра­те легитимности политических институтов и таким образом активизировать политическую девиацию и даже вызвать раз­витие политического аномического процесса.

Политическая аномия - это отчуждение людей от полити­ческой системы, когда структурные элементы политической системы перестают воссоздаваться в действиях людей, когда нормы политического порядка начинают существовать в виде установлений, которыми никто не руководствуется, когда каж­дый сам определяет свое место на политической арене и дей­ствует в соответствии со своими собственными представлени­ями, немало не заботясь об ожиданиях других людей.

Политическая аномия приводит к параличу политических властных отношений, потому что она разрушает их каркас - систему институализированных, нормативно связанных взаи­модействий. Политическая власть распадается на сегменты, она локализуется в группах, в организациях, утрачивает все­общий характер. Вспомним период двоевластия в России в 1917 г., когда в стране возникли два основных центра власти - Временное правительство и Советы - и множество других, никому неподотчетных и неподконтрольных.

Другим примером можно назвать ситуацию, предшество­вавшую распаду СССР. Выступление ГКЧП летом 1991 г. ста­ло последней попыткой, предпринятой частью правящей элиты, заставить людей действовать в соответствии с нормативным порядком советской политической системы. Однако институ­ты этой системы уже настолько делигитимизировались, утра­тили какую-либо значимость в глазах большинства людей, что методы устрашения в виде демонстрации вооруженной силы уже не могли подвигнуть этих людей на покорное вхождение в ранее существовавший институциональный порядок.

Итак, системный анализ позволяет посмотреть на многооб­разные институализированные политические отношения как на сложное целое, подчиненное единой логике функционирования и развития. Благодаря системному анализу в разнообразной и подвижной политической жизни вычленяется устойчивое, повторяющееся, самовоспроизводящееся.

При этом важно под­черкнуть, что категория «политическая система» начинает ис­пользоваться не только как методологическая категория, пред­назначенная для обозначения способа познания политики, но и как онтологическая категория, обозначающая совокупность важнейших объективно существующих конструктов политичес­кой реальности. В этом втором своем значении политическая система есть способ организации институализированных поли­тических отношений, обладающий внутренними механизмами саморегуляции, самовоспроизводства и развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.