КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия разрушения политической системы
Политическая аномия.
Механизмы социализации, институализации и легитимации, обеспечивающие воспроизводство политической системы, объективны в том плане, что действуют независимо от воли отдельно взятого человека. Но как любое социальное явление, они существуют только в реальных поступках многих людей. Если в обществе возникают условия, препятствующие индивидам объективировать в своих действиях механизмы функционирования политической системы, то она начинает распадаться. Иными словами, если в силу каких-то обстоятельств в обществе нарушается традиция обучения нормам политических взаимодействий, если люди начинают действовать на свой страх и риск, не ориентируясь на ранее сложившиеся нормы и институциональные требования, если в массовом сознании отсутствует согласие по базовым ценностям и представлениям о типе государственно-политического устройства, то это означает, что в механизмах функционирования политической системы происходят сбои, которые чреваты для системы в целом катастрофическими последствиями. Основным симптомом нарастающего «неблагополучия» политической системы является рост девиантного поведения, когда индивиды вполне осознанно идут на нарушение сложившихся в обществе норм политического порядка. Нарастание политической девиации, как правило, является составляющей более общего процесса, получившего название аномии. Термин «аномия» ввел Э. Дюркгейм для обозначения такого явления социальной жизни, когда нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль, когда индивиды в своих действиях перестают ориентироваться на установленные ранее правила взаимодействия. Аномия в обществе проявляется в следующем: 1) в силу определенных причин большая часть населения перестает ориентироваться в своих действиях на сложившиеся ранее статусно - ролевые предписания, перестает следовать еще недавно общепринятым нормам поведения. Складывается ситуация, когда нормы и правила, институциональный порядок составляющие каркас общества, перестают воспроизводиться начинают существовать формально, на бумаге, в документах, а не в реальной системе взаимодействий конкретных людей; 2)механизмы институализации, проявляющиеся в постоянном воспроизводстве как ранее сложившихся связей и отношений, так и в формализации новых видов взаимодействий перестают функционировать. И старые, и вновь создаваемые институты и организации оказываются неспособными упорядочить взаимодействия людей, придать им какую-то направленность, преодолеть хаотичность, произвольность, непредсказуемость; 3)широкие массы утрачивают доверие к существующей системе ценностей, обеспечивавшей совсем недавно легитимацию нормативного порядка. Они критически настроены в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые еще вчера казались им важными, жизненно необходимыми, задающими смысл их существования. Но у них еще не сложилась и четкая система новых ценностных ориентации. Таким образом , аномия - это состояние рассогласованности между нормативно-институциональными требованиями и реальным поведением индивидов, ведущее к отчуждению индивидов от общества, когда между институтами, культурными нормами и конкретными личностями как бы возникает непроницаемая стена. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в привычные институциональные рамки. А люди, лишенные ценностно - нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, они действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные связи, определяющие облик общества. Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, ее мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологических потребностей. Общество в свою очередь начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения. К счастью, аномические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер. Обычно они частичны, сегментарны, затрагивают отдельные виды взаимодействий. Однако любой аномический процесс вносит диссонанс в социальную жизнь и, следовательно, может спровоцировать разочарование масс в системе государственного управления, привести к утрате легитимности политических институтов и таким образом активизировать политическую девиацию и даже вызвать развитие политического аномического процесса. Политическая аномия - это отчуждение людей от политической системы, когда структурные элементы политической системы перестают воссоздаваться в действиях людей, когда нормы политического порядка начинают существовать в виде установлений, которыми никто не руководствуется, когда каждый сам определяет свое место на политической арене и действует в соответствии со своими собственными представлениями, немало не заботясь об ожиданиях других людей. Политическая аномия приводит к параличу политических властных отношений, потому что она разрушает их каркас - систему институализированных, нормативно связанных взаимодействий. Политическая власть распадается на сегменты, она локализуется в группах, в организациях, утрачивает всеобщий характер. Вспомним период двоевластия в России в 1917 г., когда в стране возникли два основных центра власти - Временное правительство и Советы - и множество других, никому неподотчетных и неподконтрольных. Другим примером можно назвать ситуацию, предшествовавшую распаду СССР. Выступление ГКЧП летом 1991 г. стало последней попыткой, предпринятой частью правящей элиты, заставить людей действовать в соответствии с нормативным порядком советской политической системы. Однако институты этой системы уже настолько делигитимизировались, утратили какую-либо значимость в глазах большинства людей, что методы устрашения в виде демонстрации вооруженной силы уже не могли подвигнуть этих людей на покорное вхождение в ранее существовавший институциональный порядок. Итак, системный анализ позволяет посмотреть на многообразные институализированные политические отношения как на сложное целое, подчиненное единой логике функционирования и развития. Благодаря системному анализу в разнообразной и подвижной политической жизни вычленяется устойчивое, повторяющееся, самовоспроизводящееся. При этом важно подчеркнуть, что категория «политическая система» начинает использоваться не только как методологическая категория, предназначенная для обозначения способа познания политики, но и как онтологическая категория, обозначающая совокупность важнейших объективно существующих конструктов политической реальности. В этом втором своем значении политическая система есть способ организации институализированных политических отношений, обладающий внутренними механизмами саморегуляции, самовоспроизводства и развития.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |