Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты, признаки и функции государства

 

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих элемента государства: 1) территория, 2) население (народ) и 3) суверенная власть.

1) Территория - это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства

-нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию);

-неприкосновенна, что находит свое выражение, и частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства;

-исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства);

-неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

В современных условиях признак исключительного владения государством определенной территорией постепенно ослабевает, как бы размывается. Это проявляется, прежде всего в том, что господство многих государств на своей собственной территории становится все более ограниченным за счет экономического, военного, политического и информационного проникновения других государств, образования межгосударственных объединений и блоков.

Наличие данной тенденции развития государств вовсе не означает отмирание территории как конституирующего элемента государственности и современную эпоху. Государственно-территориальное деление ос­тается реальностью сегодняшнего дня. Не прекращаются острые, и том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или за сохранение территориального единства.

2) Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например курды в Турции).

В научной литературе имеются различные интерпретации государственного народа. Одни авторы полагают, что «государственный народ» - общее понятие, которое охватывает разного рода крупные общности, возникающие преимущественно на этнической ос­нове. Для народа характерна общность происхождения, языка и культуры.

Приведенная достаточно широко распространенная трактовка государственного народа не всегда отражает политические и исторические реальности. Так, США, Швейцария, Россия и некоторые другие страны сформировались как полиэтнические государства. Этничес­кая общность далеко не всегда выступает государственнообразующим фактором. Учитывая это, некоторые ученые трактуют народ как общность хозяйственную и гражданскую, в отличие от нации как этнической группы.

Такая «деэтнизированная» трактовка народа как социальной ос­новы государства отражает политические реальности современного мира точнее, нежели широкое, преимущественно этническое, пони­мание этой общности.

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности го­сударства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную уг­розу существованию государства.

3) Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства.

Суверенитет (лат. super - над) - не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой государственной воли не может быть и единого национального интереса».

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государ­ствами.

Будучи суверенной, государственная власть,

во-первых, яв­ляется универсальной, распространяясь на все население и на все общественные, в том числе политические организации;

во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных об­щественных властей;

в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

В отличие от коллективной власти родового общества государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной власти требует определенной организации - формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения, выражающимися в законах и учреждениях, призванных гарантировать их исполнение. «Государство, - подчеркивал М.Вебер, - является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие…».

Подчеркнем, что формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитим­ном, или узаконенном, насилии со стороны государства. Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на приме­нение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия.

Сила, насилие и связанное с ним страдание - неизбежные спутники человеческой жизни. Но то страдание, которое человеку приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше страданий, которые выпали бы на его долю, не будь государства, не будь его сдерживающей зло силы, являющейся основой безопасности населения. Как образно заметил известный русский философ и мыслитель B.C. Соловьев, «государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы.

Государство - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилиия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Подводя итог выше сказанному, среди основных признаков государства, которые отличают его от других политических институтов, можно отметить:

во-первых, наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социаль­ной структуры (система представительных, исполнительных и судебных органов);

во-вторых, монополию на принудительную власть;

в-третьих, право и возможность осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества;

в-четвертых, суверенное право издания законов и других нормативно-правовых актов, обя­зательных для всего населения;

в-пятых, монопольное право на взимание налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета;

в-шестых, организацию власти по территориальному признаку.

Определение признаков государства имеет не только теоре­тический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позво­ляет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями.

И само государство, и его функции (т.е. направления его деятельности) не оставались неизменными в истории и видоиз­менялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически неизменным и имеет место в любом государстве. Так, всегда оставалась неизменной государственная функция защиты общества от внешних посягательств.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществ­ления - внутренние и внешние.

Внутренниефункции: эконо­мическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная, предотвращение со­циальных конфликтов и др. Так, например:

-экономическая функция выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности;

-социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.;

-организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.;

-правовая функция включает обеспечение правопорядка, уста­новление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан;

-политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества;

-образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непре­рывности, предоставлении людям равных возможностей его получения;

-культурно-воспитательная функция государства направле­на на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Внешниефункции: защита общества от внешних врагов, раз­витие цивилизованных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества в различных областях жизнедеятельности общества.

В научной литературе встречаются са­мые различные классификации внутренних функций государст­ва. Помимо перечисленных выше, включают также экологиче­скую, защиты конституционного строя и др. Но, как правило, все они в той или иной мере поглощаются функциями, перечисленными выше.

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформирова­лась система разделения властей. Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представитель­ную (законодательную), исполнительную и судебную.

Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и так называемую четвертую власть - СМИ. Однако юридически это не совсем корректно, об их властных функциях правильнее говорить лишь в условном, перенос­ном смысле. СМИ не входят непосредственно в структуру госу­дарственных органов. Их влияние не выражается непосредст­венно через принятые ими решения, законы, постановления, реальные действия, как это имеет место среди трех названных выше ветвей власти. Мнение прессы или электронных СМИ не имеет обязательной юридической силы. Однако власть СМИ заключается в сильном психологическом и моральном воздейст­вии на общество, на сознание людей и оказание существенного (не всегда прямого, но порой очень действенного) влияния на другие ветви власти и на общественное мнение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Происхождение государства. Античная мысль не знала сущностного разделения обществен­ной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан | Эволюция государства. Каковы перспективы дальнейшего существо­вания и развития государства?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.