КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологии. Исторические и национальные особенности политической
Исторические и национальные особенности политической Наличие в политической психологии личности и социальных групп устойчивых медленно меняющихся элементов позволяет говорить о ее исторических и национальных типах. В частности, современный российский тип политической психологии нередко характеризуют как авторитарно-патерналистский или авторитарно-коллективистский. Эти характеристики подразумевают выделение следующих особенностей российской политической ментальности: • придание особого значения государственности как главному интегрирующему основанию общества; • державность как выражение величия и мощи государственного начала; • высокий уровень ожиданий от государства, от которого требуется выполнение функций не регулировщика, но попечителя, заботливого устроителя судеб граждан; • персонализация государственной власти, признание единоличной воли правителя (желательно доброго и мудрого) наиболее понятной и близкой формой реализации власти; • отказ от личной политической активности и инициативы и передача их политическим институтам; • выражение коллективистских (общинных) начал жизнеустройства в категориях соборности, интернационализма, мировой солидарности трудящихся; • высокая степень терпимости к этническим, религиозным, региональным и прочим различиям; • пренебрежение формально-правовым способом регуляции общественных отношений, поиск «высокой» справедливости и т.д. Все эти типические черты отечественной политической психологии достаточно легко увязываются с историко-географическими особенностями развития российского общества: необъятными размерами территории, пестрым этническим составом населения, необходимостью сильного централизованного государственного начала, общинным укладом жизни основной массы населения, срединным расположением России на стыке восточной и западной цивилизаций и пр. Кроме того, авторитарно-патерналистский облик отечественной психологии масс принято выводить и из характеристик господствующих психологических типов личности, которые производны от политико - экономических условий эпохи. Так, российский исследователь этой проблемы Г. Г. Дилигенский считает, что в Древнем мире, Средневековье и отчасти в Новое время господствовал тип личности, воспринимавшей сферу политики как источник порядка, безопасности и психологического комфорта от осознания факта включенности в большую социальную общность. Однако достигалось все это за счет подавления индивидуальности, жесткой связи с социумом, безусловного подчинения социальным институтам (общине, сословию, государству). Именно этот тип личности питает до сих пор различные авторитарные, деспотические политические режимы. XVIII-XIX века в Европе стали временем становления новых общественных порядков (капиталистических) и соответственно нового типа личности. Ситуация межиндивидуальной конкуренции стимулировала превращение в типические таких черт личности, как автономность, инициативность, стремление к риску, личная ответственность и т.д. Формирование такого типа личности естественно сопровождалось требованиями политической свободы, равенства, демократии как инструментов освобождения личности от сословных, иерархических, религиозных и прочих ограничений, препятствовавших выявлению и самоутверждению индивидуальности человека. Разрыв же традиционных связей личности с общиной, сословием рождал необходимость в психологической компенсации утрачиваемого чувства защищенности, интегрированности человека в социум. Таким компенсирующим механизмом стало растущее чувство собственного достоинства, самоценности индивида, ревниво оберегающего свои фундаментальные, неотчуждаемые права и свободы. Именно этот психологический тип личности сегодня питает господствующие либерально-демократические ориентации политической психологии в индустриально-развитой части мира. Главную особенность умонастроений, сложившихся ныне в наиболее влиятельных странах Запада, весьма наглядно выразил известный исследователь социально-психологических и политических проблем Эрнест Геллнер (1925-1995). По его мнению, люди ценят продукт, который, как они знают, не зависит ни от военной мощи... ни от территории, ни от прямого владения природными ресурсами; ценят институциональный, экономический и политический плюрализм; ценят идеологию компромисса, препятствующего абсолютизации какой-то одной системы воззрений и сакрализации общества. Поэтому они уже не пойдут воевать за веру и не будут сражаться насмерть за землю или ради славы. Последняя фраза очень удачно оттеняет принципиальную разницу политико-психологического склада современного российского и западного обществ. Ведь нет сомнений в том, что, какими бы плачевными ни были условия нашего существования, защищать их в случае внешней угрозы мы будем не жалея сил. Хорошо это или плохо, гордиться этим или нет - вопрос открытый. Он открыт еще со времен славянофилов и западников, пытавшихся понять, чем обусловлена специфика отечественных порядков - российской отсталостью или самобытностью. Однозначного ответа на этот вопрос история так и не дала. Таким образом, духовная составляющая политической жизни общества - политическое сознание - предстает сложной, многоуровневой конструкцией, основной вес которой приходится на политические идеологии и психологию. Степень их развитости, а также характер взаимодействия между ними оказывают существенное влияние как на формы политического поведения граждан, так и на режимы функционирования политических институтов. Единство же всех этих компонентов позволяет говорить об определенном типе политической культуры общества. Содержание этого понятия политологии рассмотрим в следующей лекции. 9.12. Политическое манипулирование Политическое манипулирование - это способ (приемы) скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (бездействовать) вопреки собственным интересам. Существуют несколько способов политического манипулирования. Манипулирование, основанное на лжи и обмане. Такое манипулирование носит авантюристический характер. Но если «манипулятор» учитывает недостаточную информированность людей, их эмоционально-психологическое состояние и желание (готовность) слушать то, что он говорит, то люди начинают верить ему и сами становятся ретрансляторами (передатчиками) ложной информации. Манипулирование, основанное на полуправде. «Манипулятор» подробно освещает малозначительные детали, которые действительно имеют место, и этим завоевывает доверие аудитории или электората. Но при этом он умалчивает о более важных фактах или дает им ложную интерпретацию. Манипулирование, основанное на популизме. «Манипулятор», обладая хорошими ораторскими качествами и способностью убеждать, обещает людям решить их наиболее насущные проблемы, например повысить пенсии, снизить налоги и т. д. При этом он может манипулировать какими-то цифрами, результатами исследований, доказывая, что выполнить данные им обещания не составит труда. На деле же «манипулятор» осознает невыполнимость своих обещаний, но люди ему верят, потому что слышат то, что желают услышать от потенциального представителя власти. Создание социальных мифов как способ манипулирования. Наиболее преуспели в создании мифов такие тоталитарные режимы, как коммунистический в СССР и фашистский в Германии. Большевики создали миф о будущем коммунистическим рае, который неизбежно наступит для всего человечества. Многие люди старшего поколения и в наше время не утратили веру в этот миф. Фашистский режим в Германии создал миф о великой германской (арийской) нации, которой самой судьбой предопределено править миром. Создание мифов приносит политические дивиденды и сейчас. Так, в начале 90-х гг. XX в. главный инициатор ваучеризации страны А. Б. Чубайс распространял миф о том, что через несколько лет на каждый ваучер можно будет приобрести автомобиль, а то и два. Народ в большинстве своем поверил и в итоге оказался обманутым. Наклеивание ярлыков. Для компрометации своих оппонентов «манипулятор» бездоказательственно наделяет личность или социальную группу (политическую партию) унизительной и оскорбительной кличкой или эпитетом, например: «фашисты», «националисты», «красно-коричневые» и др. «Подтасовка карт» или искажение фактов. С помощью откровенной фальсификации, искажения действительных фактов или сфабрикованных опросов общественного мнения людям внушают мысль о неизбежной победе той или иной партии или политического лидера. При этом «манипулятор» может и не дискредитировать своих главных оппонентов, но навязчиво намекать на то, что данная партия или лидер не имеют никаких шансов на успех и голосовать за них не имеет смысла. Контроль за средствами массовой информации. Если средство массовой информации находится в руках тех или иных политических сил, то для них открываются широкие возможности для манипулирования. Дозированная подача информации создает положительный образ одних и негативный образ других. При этом оппоненты не имеют возможности высказывать свое мнение и защищать свои интересы. Особенно актуальна эта проблема на окраинах России, где почти все средства массовой информации находятся в руках местной администрации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое политическое сознание и какова его структура? 2. Из каких элементов состоит политическое сознание? 3. Назовите отличительные особенности и функции политической идеологии 4. В чем сущность идеологии либерализма? 5. Дайте характеристику идеологии консерватизма 6. Назовите основные идеи и разновидности социалистической идеологии 7. На чем основывается идеология национализма? 8. Дайте характеристику современной идеологической ситуации 9. Какова структура политической психологии? 10. Каковы психологические механизмы взаимодействия с политической средой? 11. Какова природа современных массовых психозов, политических конфликтов, войн, терроризма и др.? 12. В чем особенности российской политической ментальности? Литература Основная литература Василенко И.А. Политология: учебник для бакалавров / И.А.Василенко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2012. – 421 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1593-8 (Издательство Юрайт), ISBN 978-5-9692-1281-1 (ИД Юрайт). Гаджиев, К. С. Политология [текст]: учебник / К. С. Гаджиев. М.: Высшее образование, 2008. Козырев Г.И. Политология: учебное пособие.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.- 368 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-8199-0375-9 (ИД «ФОРУМ»), ISBN 978-5-16-003442-3 (ИНФРА-М). Мухаев, Р. Т. Политология: Учебник для вузов [текст] - М.: ТЕРРА, 2005. Политология [текст] Учебник / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2006. Политология: учебник для студентов вузов [текст] / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. Хейвуд. Э. Р. Политология [текст] Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Дополнительная литература Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., Изд-во «Весь мир»,2002. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992. №4. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., Прогресс,1996. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., Прогресс,1993. Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., Феникс,1994. Бердяев Н. Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990. Бердяев Н. Философия неравенства.- М.: ИМА-Пресс,1990. Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., Феникс, 1992 Баталов Э.Я. Советская политическая культура: (К исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. №6. Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Вебер М. Избр. произв. – М.: …1990. Винецкий А.Э. Лоббизм в современном мире.- М.: ТЕИС, 2004. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структуры, динамика.- М.: Юрайт-Издат, 1999. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999. Даль Р. О демократии. М., 1999. Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992 Демократия и авторитаризм в третьем мире в конце XX века. М.,1995 Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., ИМА-Пресс,1994. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения.// МэиМО.1997.№1. Дюверже М. Политические партии.- М.: Изд-во «Весь мир»,2000. Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования.- М.: Человек, Карьера,1999. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. Т. 3. Кулик А. Политические партии постсоветской России. // МэиМО.1998.№12. Лапина Н.В. Формирование современной российской элиты (проблемы переходного периода). М., ЮНИТИ, 1995 Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002. Оганесян, А.А., Политология – курс лекций. М.: ПРИОР,2001. Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Проспект,1997. Парсонс Т. Система современных обществ, М., 1998. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М.: Юрист, 1999. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. – М.: … 1992, т.2. Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт - Издат, 2002. Сидельникова, Т.Т., Политология. М.:ВЛАДОС,1999. Сморгунов Л. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии.- М.: Аспект Пресс, 2004. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: …2002. Фоменко, С.А., Политология. М.: ТЕИС, 2000. Чилкот Р. X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1. М., 1992.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |