КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты и типы социально-трудовых отношений
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И Социально-трудовые отношения – это совокупность взаимодействий людей и социальных групп в коллективном трудовом процессе. Помимо выполнения непосредственно трудовых функций работники принимают участие в деятельности общественных организаций, образуемых в трудовом коллективе (профсоюзы, женские, молодежные, благотворительные, спортивно-оздоровительные организации). Такое участие порождает общественно-организационные отношения. При формировании и функционировании трудового коллектива возникает система социально-психологических отношений, которая характеризует общественное сознание работников. Социально-трудовые отношения невозможны без общения субъектов этих отношений. Общение выступает и как условие, и как элемент коллективной трудовой деятельности. Оно заключается в восприятии общающимися друг друга, в приеме и передаче информации и координации действий участников трудового процесса. Субъекты трудовых отношений – это носители трудовых отношений. В государствах с рыночным типом экономики основными субъектами трудовых отношений являются: наемные работники, предприниматели, работодатели, финансово-торговые посредники, трудовые коллективы и государство, которое непосредственно не участвует в трудовом процессе. Однако, оно опосредованно, путем создания законов и других нормативных актов, влияет на ход трудовых и социальных процессов в обществе. Рассмотрим перечисленные субъекты трудовых отношений. Наемные работники – участники трудового процесса, не имеющие собственных средств производства, работающие по найму на предприятиях и в организациях различных форм собственности и получающие вознаграждение по результатам живого труда. Субъектом, представляющим права и интересы наемных работников на рынке труда, являются профессиональные организации наемных работников (профсоюзы, стачкомы, органы рабочего самоуправления, советы трудовых коллективов и т. д.). В настоящее время в Украине имеется четыре типа профсоюзных объединений. 1. Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) – это наиболее крупные по численности профсоюзы, генетически связанные со старой системой ВЦСПС. Несмотря на стремление к самостоятельности здесь до настоящего времени сохранилась зависимость и подчиненность профсоюзных организаций работодателям на уровне предприятия. Поэтому коллективные действия по защите прав трудящихся до последнего времени эти профсоюзы организовывали при поддержке или по прямой инициативе директоров. 2. Большое количество новых профсоюзов, которые видят себя как альтернативу ФПУ: а) независимый профсоюз горняков Украины; б) свободный профсоюз машинистов Украины; в) профсоюз – ассоциация летного состава гражданской авиации; г) федерация профсоюзов авиадиспетчеров; д) профсоюз работников текстильной промышленности; е) профсоюз инженерно-технических работников авиапредприятий и др. Альтернативные профсоюзы возникли после первых забастовок в Украине в конце 80-х годов и не ставили цели сломать официальную профсоюзную систему страны. Их появление обусловлено двумя факторами: очень опасными условиями труда и возможностью влиять на работодателя (государство). Первыми забастовки начали горняки. 3. Профсоюзы, которые имели общие структуры в пределах бывшего СССР, т.е. там, где не было органов на уровне Украины (Черноморский флот, научные работники Академии наук, работники железной дороги и дорожного строительства). 4. Новые союзы, которые ориентируются на политику правительства или ФПУ, но по формальным причинам не являются частью ФПУ. Сюда относят части вооруженных сил, а также разные службы милиции и службы безопасности. Основными проблемами профсоюзного движения в Украине в современных условиях является постоянное снижение уровня доверия к профсоюзам вообще; незаинтересованность или неспособность профсоюзов организовать работников в частных фирмах; недостаточная поддержка профсоюзами тех, кто потерял работу. Это происходит в силу того, что сегодня в Украине не созданы условия для плодотворной деятельности профсоюзов и развития системы социального партнерства. Объединяет действия различных групп профсоюзов по СНГ международная профсоюзная организация – Всеобщая конфедерация профсоюзов (ВКП), а в мировом масштабе – Международная организация труда (МОТ). Предприниматели – это участники трудовых отношений, вносящие физический, интеллектуальный или материальный вклад в процесс труда и получающие доход. Предприниматели, не имеющие наемных работников (индивидуальные предприниматели, члены семейных предприятий, фермеры и т. д.), по своему социальному статусу ближе к наемным работникам, получающим доход от результатов затраченного труда. Хотя, частный предприниматель не состоит в договорных отношениях и результаты его труда не связаны с измерением трудозатрат, как у лиц, работающих на договорных началах. Предприниматели-организаторы, имеющие наемных работников и вложившие капитал в дело, являются одновременно и работодателями-собственниками, имеющими свои специфические интересы в трудовых отношениях. Работодатели – субъекты трудовых отношений, нанимающие для выполнения работы работников и занимающиеся организационно-админи-стративной деятельностью в трудовом процессе. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который, в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству. Первой организацией работодателей в Украине стал Союз предпринимателей Крыма (СПК) еще в феврале 1989 г., который на сегодняшний день является региональным представителем Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП). УСПП (основан 99 крупными предприятиями в 1989 г. и реорганизован в 1991 г.) в настоящее время объединяет большое количество государственных и частных предприятий, ассоциации работодателей и некоторых физических лиц. Организационно структура УСПП включает национальный, региональный и отраслевой уровни. Основные виды деятельности УСПП предусматривают политические и правительственные контакты, финансово-торговые операции, поддержку иностранных инвестиций, экономические и юридические услуги, контакты с прессой, информационно-рекламную деятельность. С 1991 г. УСПП доминирует со стороны работодателей в трёестороннем Национальном Совете социального партнерства. Среди других союзов работодателей в Украине следует назвать: Союз арендаторов и предпринимателей Украины, который претендует на роль единого представителя частного сектора, Украинскую национальную ассамблею предпринимательства и т.п. Эти объединения сейчас находятся в стадии формирования и не готовы выступить в роли самостоятельной стороны социального партнерства. В 1993 г. в Украине создан Национальный Совет социального партнёрства (НССП) на трехсторонней основе. НССП является консультативным органом и отчитывается непосредственно Президенту. Главными целями НССП являются: - подготовка рекомендаций Президенту Украины по национальной социальной политике, установление трёхстороннего консенсуса по национальным, экономическим и социальным вопросам для предотвращения конфронтации; - участие в подготовке законов, других законодательных актов в области социальных и трудовых отношений; - подготовка предложений относительно общих и отраслевых коллективных соглашений, а также анализ мер, принятых для воплощения Генерального Тарифного соглашения; - координация позиций социальных партнеров по ратификации или осуждению конвенций МОТ; - информирование общественности с помощью средств массовой информации о результатах соглашений сторон по трудовым и социальным отношениям. Финансово-торговые посредники (коммерческие банки, биржи, торговые фирмы, инвестиционные фонды и т.д.) – субъекты трудовых отношений, участвующие в процессе труда опосредствованно, путем вложения капитала и финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной и трудовой деятельности. Самым мощным субъектом трудовых отношений, влияющим опосредствованно путем законодательных актов на социально-экономические отношения в обществе и на трудовые отношения в частности, является государство. Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах и др. Во-первых, государство как гарант основных общественных прав организует, координирует и регулирует социально-трудовые отношения. Для этого оно разрабатывает правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, устанавливает обоснованные размеры и порядок определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и т.п.). Во-вторых, государство как сторона на переговорах и в консультациях принимает участие в социальном партнерстве для разработки и проведения в жизнь социальной, экономической и промышленной политики в стране. В-третьих, в периоды экономических трудностей с целью недопущения, например, инфляции государство может выполнять согласительные функции. В таких случаях оно уговаривает работодателей и профсоюзы не принимать такие решения по заработной плате, которые считает инфляционными и такими, что подрывают конкурентоспособность тех или других отраслей экономики. В-четвертых, государство берет на себя функцию арбитра в случае возникновения трудовых конфликтов вследствие проведения переговоров и трактовки положений соглашений и договоров. В-пятых, в условиях социальной рыночной экономики государство остается крупным работодателем и его политика в социально-трудовых отношениях в государственном секторе существенно влияет на трудовые отношения в целом. В области трудовых отношений государство представлено Верховной Радой, Кабинетом Министров, министерствами, госкомитетами, комиссиями и прочими исполнительными органами на различных уровнях управления. Трудовой коллектив – общность людей, связанных единым трудовым процессом, общей трудовой деятельностью по выполнению стоящих перед предприятием (учреждением, организацией) хозяйственных и социально-культурных задач. В основе его лежат правовые связи каждого рабочего или служащего с предприятием, учреждением. Высшим органом трудового коллектива является его общее собрание (конференция), где можно решать любые вопросы, относящиеся к полномочиям трудового коллектива. Трудовой коллектив участвует в управлении предприятием не эпизодически через проводящиеся в установленные сроки собрания (конференции), а постоянно – через деятельность органов, его представляющих. Как правило, непременным участником осуществления прав трудового коллектива является профсоюзный комитет. Взаимоотношения трудового коллектива и профсоюза достаточно разноплановы. Между трудовым коллективом и первичной профсоюзной организацией существуют тесные организационные, правовые и функциональные связи. Высшим органом первичной профсоюзной организации является общее собрание членов профсоюза. В случаях, когда созыв общих собраний невозможен по причинам многосменности или территориальной разобщенности производственных структурных единиц, созываются сменные собрания или конференции членов профсоюза. Для ведения текущей работы на общем собрании (конференции) избирается профсоюзный комитет и ревизионная комиссия. Трудовой коллектив и первичная профсоюзная организация имеют во многом сходные цели и задачи. Их совместная согласованная деятельность связана с участием в управлении производством и защитой интересов работающих. Пределы и порядок такого сотрудничества определены законодательством Украины (Гражданским кодексом Украины, Кодексом законов о труде в Украине, Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях»), Уставом профессиональных союзов, Положениями о советах трудовых коллективов на государственных предприятиях и в акционерных обществах. Основные формы сотрудничества между трудовым коллективом и первичной профсоюзной организацией: - содействие со стороны профсоюзной организации непосредственному осуществлению коллективом предоставленных ему законом полномочий; - представительство со стороны профсоюзной организации полномочий трудового коллектива в соответствии с законодательством Украины; - деятельность профсоюзов в интересах трудового коллектива при осуществлении собственных полномочий в соответствии с законодательством Украины и локальными нормативными актами; - сотрудничество Совета трудового коллектива и профсоюзного комитета при осуществлении ими совпадающих полномочий по участию в управлении хозяйствующим субъектом; - согласование трудовым коллективом и профсоюзной организацией (при наличии нескольких профсоюзных организаций – с органом, представляющим их согласованные интересы) деятельности по выполнению профсоюзным комитетом (представительным органом) своих основных функций. Профсоюзным организациямм принадлежит ряд специфических полномочий: выдача разрешений на привлечение работника к сверхурочным работам и работе в выходной день, рассмотрение трудовых споров рабочих и служащих, контроль за выполнением администрацией условий коллективного договора и т.д. Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека: - от рождения до окончания обучения; - период трудовой и/или семейной деятельности; - период после трудовой деятельности. На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй – основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей – центральной является проблема пенсионного обеспечения. В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда. Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также способа реализации индивидуальных особенностей. Второй – связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности. Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. Выделены следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт. Патернализм характеризуется большой долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Она осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран. Партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущих рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей и государства баланс и реализацию их основных интересов. Впервые и наиболее полно принципы социального партнерства воплощены в деятельности (МОТ).
11.2 Роль МОТ в регулировании социально-трудовыхотношенийМеждународная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции. Необходимость ее создания определялась тремя основными причинами. Первая причина – политическая. Главный повод для ее образования – революция в России и ряде других европейских стран. Для предотвращения возникающих в обществе противоречий взрывным насильственным путем организаторы МОТ решили создать организацию, призванную всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению возникающих проблем эволюционным, мирным путем. Вторая причина – социальная. Тяжелыми и неприменимыми с общечеловеческих позиций были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались эксплуатации в ущерб их здоровью, семейной жизни, личным интересам. Социальная защита их была очень слабой или ее не было вовсе. Третья причина – экономическая. Устремление отдельных стран к улучшению социального положения трудящихся сопровождалось увеличением затрат, ростом себестоимости продукции, что создало трудности в конкурентной борьбе и требовало решения социальных проблем в большинстве индустриально развитых стран. МОТ создана в целях установления и сохранения социального мира и регулирования социально-трудовых отношений, защиты прав человека. МОТ единственная организация с трехсторонним представительством. Каждая страна участвует в ней представителями правительства, трудящихся и предпринимателей. За годы своего существования МОТ накопила огромный опыт и проделала большую практическую работу по развитию переговорного процесса и урегулированию возникающих социально-трудовых проблем и конфликтов на основе трехсторонних переговоров и соглашений. СССР вступил в МОТ в 1934 г. и приостановил свое членство в ней в 1939 г. в связи с началом войны в Европе. Вновь СССР вошел в МОТ в 1954г. После распада СССР Украина уже самостоятельно стала членом МОТ. МОТ оказывает большое влияние на формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по нескольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ – Уставе и Филадельфийской декларации, а конкретная их разработка – в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, т.е. помощи государствам – членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовки кадров, в научных исследованиях социально-трудовых проблем и путем публикаций этих исследований и других работ и документов. Структура МОТ, построенная на трехсторонней основе, способствует развитию трипартизма. МОТ оказывает помощь правительствам, организациям трудящихся и предпринимателей в создании и укреплении органов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства, установления здоровых социально-трудовых отношений.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |