Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права ЕС

Источники права ЕС подразделяются на первичные и вторичные. К первичным источникам права ЕС относятся международные договоры, заключаемые между государствами-членами ЕС, а ко вторичным — правовые нормы, создаваемые руководящими органами ЕС в соответствии со специальной процедурой (их также именуют «вторичным правом»).

 

К первой группе, в первую очередь, относятся учредительные договоры ЕС. Порядок их изменения определен в договоре о ЕС. Предложения о внесении таких изменений могут выдвигать правительства государств-участников, Европейский Парламент или Комиссия. Такие предложения вносятся в Совет. Если Совет, проконсультировавшись с Комиссией и Европейским Парламентом, признает целесообразным рассмотрение этих предложений, они вносятся в специально создаваемый орган — Конвент.

В Конвент входят представители парламентов государств-участников, представители глав государств-участников или правительств государств-участников, представители Европейского парламента и Комиссии. Конвент должен рассмотреть предлагаемые изменения в учредительные договоры и одобрить предложения о внесении этих изменений на рассмотрение межправительственной конференции. После консультации с Европейским парламентом Совет может принять решение не созывать Конвент, а внести их прямо на рассмотрение межправительственной конференции.

Межправительственная конференция должна подготовить текст соглашения о внесении изменений в учредительные договоры. Данное соглашение подписывается представителями правительств государств-участников, после чего это соглашение подлежит обязательной ратификации.

Задачей Конвента в данной процедуре является ее демократизация. Единожды Конвент уже был создан для создания Европейской Конституции. Документ был разработан, но в силу он так и не вступил (хотя бы и не по его вине).

 

Источники вторичного права ЕС указаны в договоре о функционировании ЕС:

· регламенты;

· директивы;

· решения;

· рекомендации;

· мнения.

В соответствии с Конституцией ЕС 2004 года регламенты переименовывались в законы ЕС, а директивы — в рамочные законы ЕС, однако в Лиссабонском договоре были сохранены прежние названия. По сути же ничего не изменилось.

Регламент — это нормативный акт, содержащий обязательные правила поведения. Регламент может регулировать деятельность органов ЕС, правительств государств-участников, частных физических и юридических лиц. Регламент имеет обязательную силу на всей территории ЕС и применяется без одобрения законодательными органами власти государств-участников. Таким образом, по сути это закон, но ЕС не является государством, а потому, с психологической точки зрения граждан ЕС, ему не положено иметь законы.

Директива также имеет обязательный характер, но она обязательна только для государств-участников. В директиве определяются цели, которые должны быть достигнуты государствами-участниками в течение установленного срока. При этом правовые способы достижения данных целей государства-участники определяют самостоятельно. Иными словами, нормы директив не обязательны для частных лиц, но обязательны для государств-участников, которые обязаны принять собственный нормативный акт (или использовать иной правовой способы), который и станет обязательным для частных лиц.

При этом учредительные договоры избегают вопросы последствий нарушения требований директив. Однако в соответствии с решением Суды Европейских сообществ по делу Франковича в случае, если государство-член ЕС не выполняет положения директивы, и частные лица несут в результате этого ущерб, то такие частные лица вправе требовать возмещения понесенного ущерба от государства-нарушителя. Таким образом, Суды Европейских сообществ (ныне Суд ЕС) своей рукой «дописал» учредительные договоры (пусть и с молчаливого согласия государств-участников).

Решения также имеют обязательный характер, но они являются правоприменительными, а не правоустанавливающими актами. Решения могут быть адресованы как государствам, так и отдельным лицам.

Рекомендации и мнения не имеют обязательной силы.

Проект нормативного акта ЕС готовится в Комиссии ЕС. Комиссия представляет этот проект в Совет и Европейский Парламент. Европейский Парламент проводит первое чтение по данному проекту и сообщает свое мнение Совету. Если Совет одобряет поправки, сделанные Европейским Парламентом, акт считается принятым.

Если же поправки не были одобрены, Совет определяет собственную общую позицию и сообщает ее Европейскому Парламенту. Если Европейский Парламент в течение 3 месяцев либо одобряет общую позицию Совета, либо не принимает решение, акт считается принятым. Если же Европейский Парламент не соглашается с позицией Совета и абсолютным большинством от списочного состава отвергает проект, он не принимается.

Если Европейский Парламент принимает поправки к общей позиции Совета, они направляются в Совет. Если в течение 3 месяцев после этого Совет квалифицированным большинством одобрит поправки Европейского Парламента, проект считается принятым. Для принятия поправок, против которых выступает Комиссия, требуется единогласие.

Если Совет не одобрит поправки Европейского Парламента, председатель Совета и председатель Европейского Парламента в течение 6 недель собирают согласительную комиссию. Если согласительная комиссия в течение 6 недель сумеет выработать общий текст, одобренный в течение следующих 6 недель Советом и Европейским Парламентом (умолчание Европейского Парламента в таком случае считается отказом в одобрении), акт считается принятым. Если в указанные сроки этого сделать не удается, акт не принимается.

Сроки в 3 месяца и в 6 недель могут быть продлены на 1 месяц или 2 недели по согласию Совета и Европейского Парламента.

Таким образом, правом законодательной инициативы наделена только Комиссия (ни Европейский Парламент или его депутаты, ни государства-участники и прочее). Далее проект вносятся в два законодательных органа: Совет и Европейский Парламент, которые фактически равноправны. При этом полномочия Европейского Парламента значительно выросли со времени создания ЕС, но они до сих пор «не дотягивают» до полномочий национальных парламентов.

Нормативные акты ЕС подписываются председателем Европейского Парламента и председателем Совета и публикуются в официальном органе ЕС на языке каждого государства-участника.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура права ЕС и его юридическая природа | Соотношение между правом ЕС и нормами международного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.