Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право, его структура. Роль и место государственного права в системе права

РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Понятие Административного права, его предмет и метод (3.05.13)

 

  1. Определение административного права, общественные отношения им регулируемые, источники административного права.
  2. Субъекты административного права.
  3. Административная ответственность.

 

Административное право – отрасль права, правовые нормы которой регулируют процесс организации органов исполнительной власти и их функционирования в процессе исполнительно – распорядительной деятельности. Процесс их создания изначально определен в Конституции РФ, которая устанавливает 2 уровня системы органов исполнительной власти:

    • Система федеральных органов исполнительной власти.
    • Структура и полномочия органов исполнительной власти в субъектах федерации (установлено уставами этих субъектов).

 

Функции органов исполнительной власти направлены на осуществление государственного управления в социально - культурной, административно – политической и экономической сфер деятельности.

 

Государственные и их должностные лица наделены:

Государственно властными полномочиями, закрепленными в правовых актах Административного права, поэтому их деятельность во взаимоотношениях с предприятиями, организациями, гражданами называется исполнительно – распорядительной детальностью. Сперва полномочия закреплены в конституции, потом в федеральных законах.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В экономической сфере нуждается в управлении промышленностью, связи, охране окружающей среды, торговли, с\х, строительстве, ЖКХ, финансы, транспортно-дорожный комплекс.

В административно-политической: управление обороной, внутренними делами, полицией, органы внутренней безопасности, внешняя разведка, управление юстиций, нотариат, адвокатура.

В социально-культурной: наука, культура, здравоохранение – социальная защита граждан.

 

ПРЕДМЕТ АП – управленческие отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов власти в указанных сферах.

 

ПРАВОВОЙ МЕТОД –учитывая сложную структуру управленческих отношений, метод правового регулирования этих отношений в основном используется по средствам ИМПЕРАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ, а так же метод РЕКОМЕНДАЦИИ, при котором рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу, при условии принятия её другими участниками управления. Метод СОГЛАСОВАНИЯ регулирует отношения между участниками не находящимися между собой в подчинении, например, областная администрация и орган местного самоуправления. Они согласовывают вопросы: порядок торговли, вопросы озеленения, благоустройства и т.д.

АП входит в состав публичной отрасли права, это означает, что доминируют императивные правовые нормы.

 

ИСТОЧНИКИ ПРАВА:

  1. Конституция РФ
  2. Законодательные акты, принимаемые федеральным собранием (парламентом). Например, Закон «Об органах федеральной службы безопасности», «О судьях», «О полиции», и т.д.
  3. Указы президента, постановления правительства, приказы, постановления госкомитетов, министерств, федеральных служб, инспекций, органов госнадзора, а так же законодательные акты республик, входящих в состав РФ, нормативные акты руководителей госпредприятий и учреждений.
  4. КоАП – венец перечня источников. 01.07. 2002. имеет кучу изменений. Применяется в случаях административного правонарушения. Состоит из 2-х частей.

ЕСЛИ данные источники содержат административно-правовую норму.

 

Надо искать источник, нормы которого регулируют определенные правоотношения.

Административное право регулирует управленческие отношения.

 

СУБЪЕКТЫ АП:

  1. Орган исполнительной власти (правительство, ведомства, федеральная служба, фед. агентства, районные городские администрации, краевые администрации)
  2. Полиция, ФСБ, налоговая служба, и т.д

С субъектами взаимодействуют:

· Организации, предприятия, учреждения (юр.лица) взаимодействуют с этими органами, по самым разным вопросам.

· Граждане.

 

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в мерах принуждения, применяемыми органами исполнительной власти и его должностными лицами, за совершенное административное правонарушение в рамках санкции административно-правовой нормы.

Административное правонарушение именуется ПРОСТУПКОМ.

 

КЕМ НАЛАГАЕТСЯ АО:

Виды и меры взыскания за административный проступок предусмотрены в ст. 3.2 КоАП.

Сроки наложения – не позднее 2-х месяцев со дня нарушения.

Кто налагает взыскания:

Органы, обладающие правом административного взыскания, предусмотрены в главе 23 КоАП.

Характеристика правонарушения (признаки и состав):

Признаки:

  1. Виновность
  2. Противоправность (нарушение норм права)
  3. Вредоносность и общественная опасность.

Состав:

  1. Субъект должен быть право и дееспособным (для административно-правовой ответственности возраст дееспособности – 16 лет)
  2. Объект посягательства.
  3. Объективные сторона (само противоправное деяние \ в чем выразилась противоправность. Где? Когда? Почему?)
  4. Субъективная сторона (позволяет через отношение субъекта к последствиям своего деяния, выявить его виновность)

При совершении проступка с прямым умыслом, субъект четко понимал, зачем и что он делает и последствия его деяния.

Косвенный умысел, субъект не осознавал всей тяжести последствий.

 

 

Основания для применения ответственности по гражданскому и трудовому законодательству:

  1. Наличие противоправного (нарушения правовых норм гражданского законодательства, кодекса и условий договора) деяния.
  2. Убыток.
  3. Вина.
  4. Причинная связь вины и убытка.

 

Материальная ответственность может быть применена при наличии убытков у работодателей.

 

КЕМ НАЛАГАЕТСЯ АО:

Виды и меры взыскания за административный проступок предусмотрены в ст. 3.2 КоАП.

В любой правовой системе право состоит из отраслей в зависимости от того, какие отношения регулируются (государственные отношения - ГП, между супругами - семейное). ГП всегда рассматривается в первую очередь потому что ГП является не только источником регуляции государственных отношений, но и источником для других отраслей, так как конституции не должно ничто противоречить. Право делится на публичное и частное. Публичное право отличается тем, что субъекты, т.е. участники, находятся в отношении субординации, т.е. они не равны. К публичными правоотношениям можно отнести аминистративные, налоговые отношения, где субъекты неравноправны. В частном праве все субъекты равны. Основная отрасль частного права - имущественное право. Сюда же относится семейное, авторские и другие отрасли. ГП - отрасль публичного права.

 

Правовые нормы состоят из 3 элементов: гипотеза (условие, которе выдвигается), диспозиция, санкция (чаще в административном и уголовном). Диспозиция никогда не может отсутствовать. Конституционные нормы в основном состоят из диспозиций. Нормы права делятся на 2 группы: императивные - обязательные в неизменном виде, в ГП они в подавляющем большинстве, и диспозитивные - позволяют отступить от нормы, если это оговорено. В ГП диспозитивные нормы практически не встречаются.

 

Правовые системы мира - Романо-Германская (континентальная) - в основе традиции римского права, основной источник права - закон, суд - правоприменительный орган; Англо-Саксонская - сложилась на основе общего права, основной источник - судебный прецедент, суд - правотворческий орган, источниками также являются правовые традиции и труды философов-правоведов. Помимо, есть восточная правовая система, однако она очень неоднородная. Восточную правовую систему отличает необходимость соответствия правовых норм идеологическим.

 

В праве присутствуют сложные категории. Например, правосознание и правовая культура очень связаны и в свою очередь влияют на ГП. Правосознание = правовая идеология + правовая психология. Правовой нигилизм. Правовой идеализм или правовой фетишизм

 

Предмет, методы и источники ГП

 

Предмет: особый срез общественных отношений, возникающих в политической, экономической и духовной сферах общества. Это отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти (суверенитет, народовластие, форма правления, форма госустройства) и б) гражданской свободы (то есть, отношений между человеком и государством; правовой статус личности, гарантии прав и свобод и институт гражданства)

Методы: совокупность приемов, средст и способов воздействия на общественные отношения: управомочивающий, то есть закрепляющий за конкретными органами и лицами компетенции; обязывающий - обязывает субъекты действовать в соответствии с предписаниями; дозволяющий - субъект должен решать по своему усмотрению; запрещающий.

Конституционно-правовые нормы: признаки: регулируют особую сферу общественных отношений, носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации), специфических источники, учредительныйарактер предписания, регулирует поведение широкого круга субъектов, особенность структуры (состоит только из диспозиций)

 

Классификация КПН

Критерии

1. По степени определенности предписания (императивные, диспозитивные)

2. По назначению в механизма правового регулирования (с какой целью норма существует: материальные (определяют содержание действия), процессуальные (процедурные) (формы реализации (в какой срок, как))

3. По юридической силе (нормы конституции, законы, подзаконные акты)

4. По территориальному пределу (на всей территории страны, на территории отдельных регионов, на территории отдельных муниципальных образований)

5. Постоянные нормы (не имеют срока действия), временные нормы

 

Конституционно-правовые институты

 

КПИ - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, например институт главы государства, институт местного самоуправления, институт избирательной системы, институт гражданства, институт прав и свобод человека

Субъекты ГПО: государство во всех его лицах и проявлениях (три ветви власти, разные уровни власти), физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, постоянно/временно проживающие в данной стране, беженцы), общности людей (народ вцелом, народ региона или территориальной единицы), государственно-территориальные образования (субъекты федерации в федеративных государствах и автономии в унитарных), органы местного самоуправления, ассоциации граждан (политические партии, массовые общественные объединения, профсоюзы, религиозные объединения)

Источники государственного права: естественное право (общечеловеческие представления о свободе, справедливости, правах), позитивное право (право, закрепленное в определенных формах)

Источники позитивного права: надгосударственные Конституционные акты, конституции государств, Конституционные и органические законы, парламентские законы (акты, статуты), нормативные акты глав государств и органов исполнительной власти, решения органов местного самоуправления в рамках своей компетенции, судебные прецеденты, Конституционные обычаи, научные трактаты правоведов, религиозные нормы (Шариат)

 

Понятие и сущность конституции

 

Термин конституция - латинский, означает "устройство". Конституция понимается в двух смыслах - материальном и формальном. В материальной смысле - это совокупность актов и конституционных обычаев, в формальном - закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой. Различаются понятия юридическая конституция и фактическая. Юридическая конституция - то что записано, а фактическая - то что существует в реальной жизни. Конституционализм родился раньше конституции. Родиной конституциаонализма является Англия (революция 17 века). Первая конституция появилась в 1787 году в США, а вторая конституция в Польше в 1790. Польская конституция была октроированная (дарованная), которая просуществовала около 5 лет до раздела Польши в 1795 году, то есть дарованная королем. Такие конституции в Канаде, Австралии, а так же были в германских княжествах в период раздробленности. Вторым этапом был 19 век - октроированные конституции германских княжеств, появившиеся под влиянием Наполеона. Следующий этап - конец 19 - начало 20 века. Следующий этап - после 1 мировой войны, что было вызвано образованием множества национальных государств после крушения империй. Заверщающий этап - послевоенный, таким образом конституции, принятые после 2МВ называют поздними. Отдельно, но включая в послевоенный период, можно назвать принятие конституций бывшими советскими республиками.

 

Классификация конституций и их внутренняя структура

 

Конституция обычно состоит из: преамбулы, основного текста (главы, части, разделы), заключительные положения (порядок вступления конституции в силу, государственная символика), дополнительные положения, приложения (например, федеративный договор). В конституциях, помимо приложений, могут быть дополнения.

Есть также написанные конституции.

Конституции по способу изменения могут быть жесткие и гибкие.

 

Конституционный надзор. Понятия и виды

 

Институт конституционного права довольно молодой (вторая половина XX века). Хотя впервые конституционное дело было расмотренно в суде в 1803 году в США против президента Мэдиссона по факту нарушения конституционных прав. Формально, ввиду отсутствия в США конституционного суда, дело не являлось конституционным.

Понятите конституционализма исходит из того, что конституционные нормы имеют высшую силу по отношению к другим источникам права. Поэтому все остальные источники должны ей соответствовать и не противоречить, как по букве, так и по духу. Это соответствие и выявляется в рамках конституционного судопроизводства. Само рассмотрение дела возможно только по заявлению заинтересованного лица. По своему собственному усмотрению, судьи не могут принимать решение о начале рассмотрения соответствия. Конституционное судопроизводство развивалось очень неравномерно. Коммунистическая система не допускала существования конституционного судопроизводства. Вопрос о конституционном судопроизводстве в России возник только в 1989 году. Тогда возник Коммитет конституционного надзора. Исторя российского судопроизводства - последние 17 лет.

 

Виды конституционного надзора

1. Децентрализованный (американский) - осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Канада, Великобритания, Австралия, Индия, Япония, Дания, Норвегия, Швеция)

2. Централизованный (европейский) - конституционный надзор осуществляется специальными квазисудебными органами, которые не входят в систему судов общей юрисдикции

 

Функции Органов КН:

1. Проверка соответствия отдельных актов и из пололожений конституции

2. Дают толкования конституционным нормам

Субъекты КН (кто наделен правом обращения в органы КН)

А) Физические лица

Б) Юридические лица

В) Госорганы и органы местного самоуправления

 

Объекты КН

А) Обычные, конституционные и органические законы

Б) Поправки к конституции

В) Международные договоры

Г) Парламентские регламенты

Д) Нормативные акты исполнительных органов государственной власти

Е) Нормативные акты органов местного самоуправления

 

По своему содержанию КН бывает:

1. Формальным - проверяется содержание процедурных правил, установленных для принятия данного рода актов

2. Материальным - проверяется содержание нормативного акта с точки зрения соответствия смыслу (дух+буква) конституции

 

Формы коституционного надзора

1. Предварительный надзор (Финляндия, Швеция, Канада) - только на стадии законопроекта или на стадии, когда закон уже принят, но не подписан

2. Последующий - проверка принятых промульгированных актов (США, Германия, Италия)

3. Совокупность предварительного и последующего (Россия, Франция, латиноамериканские и центральноамериканские страны)

 

Конституционно-правовые основы общественного строя

 

Общественный строй - исторически сложившаяся система общественных отношений, организация общества. Зависит от: уровня производства, потребления и обмена; особенностей общественного сознания; традиций взаимодействия людей в разных сферах жизни. Общественный строй всегда находится под воздействием государства.

Общественный строй состоит из 4 подсистем:

1. Экономические отношения - это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Конституционные принципы правового регулирования экономики - равноправие всех форм собственности и их равная защищенность; неприкосновенность собственности, но не абсолютная; свобода предпринимательской деятельности; допущение ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых областей, трудовое законодательство, налоговая и кредитная политика); социальная ориентация рыночной экономики; прогнозирование экономических процессов

2. Социальные отношения - конституционные принципы: регулирование отношений между работниками и работадателями; равноправие, независимо от пола, расы, национальности, религии; признание и гарантирование прав нацменьшинств и их территорий; признание права на самоопределение народов; поощрение и охрана брака и семьи; запрет нарушения свободы брак; гарантированная защита прав и интересов детей; обязанность государства обеспечивать сохранность окружающей среды; рациональное природопользование; охрана жизни и здоровья человека; защита социальнослабых общественных групп (в двух формах: социальное страхование, социальная помощь); защита пользователей и потребителей

3. Духовно-культурные отношения - отношения между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ (наука, искусство, образование, религия). Конституционные принципы: право на образование; возможность давать своим детям моральное и религиозное воспитание в соответствии со своими суждениями; свобода создавать учебные заведения физическими и юридическими лицами; свобода творчества и преподавания; содействие развитию культуры, научных и технических исследований; запрет идеологического контроля над творческим процессом и цензуры; охрана исторического и художественного наследия народов; гарантирование свободы совести и вероисповедания.

4. Политические отношения - политические режимы (методы, которыми государство управляет обществом): многообразные проявления полической власти; равенсто всех общественных объединений перед законом; главенствующее место госвласти среди всех учреждений; демократизм и гуманизм госвласти; признание верховенства права над властью; всеохватывающий характер госвласти; суверенность госвласти; единство госвласти (источник власти - народ); разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная); определение приемов, методов и способов осуществления власти, то есть характер политического режима

 

Конституционно-правовое положение негосударственных организаций

 

НГО - элементы (гражданского) общества, не наделенные государственными полномочиями, и выполняют функции посредников между государством и обществом (партии, социально-экономические и социально-культурные общества, массовые общественные движения (профсоюзы и пр))

 

Типы партийных систем

1. Без монопольно господствующей партии (одна партия не может доминировать)

2. Двухпартийные системы (две партии являются основными); двублоковые (например, Германия)

3. С монопольно господствующей партией (полуторопартийная)

"Профсоюз чиновников" - ЕдРо

4. Однопартийные системы

 

 

Массовые общественные движения - необязательно ставят целью получение власти, они ставят цкль влиять на власть.

Функции:

1. Выявляют оющие интересы и интересы отдельных слоев населения

2. Влияют на депутатов и исполнительные органы с целью учета этих интересов

3. Поддерживают те политические силы, которые способствуют претворению в жизнь их уставных принципов

 

Религиозные объединения (конфессии)

Признается равноправие всех религий и церквей

 

Основы правового положения личности

Выделяют несколько видов правового статуса:

1. Общий или конституционный статус человека и гражданина

2. Специальный или родовой

3. Индивидуальный

4. Статус физического лица

 

Структура конституционного статуса

1. Гражданство

2. Правосубъектность (правоспособность(с момента рождения до момента смерти) и дееспособность (с 18 лет))

3. Основные права, свободы и обязанности

4. Гарантии правового статуса

 

Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы конституционно-примеительных актов, решений судов

 

Способы определения правового положения личности

1. Позитивный (разрешительный)

2. Негативный (запретительный)

 

Понятие и конституционно-правовое регулирование института гражданства

 

27 поправок (первые 10 - Билль о правах, 13 поправка - равенство всех граждан, освобождение негров)

 

Гражданство

 

Любой граджданин любого государства находится под его суверенитетом, поэтому государство имеет полное право требовать исполнения обязанностей по отношению к нему, даже если гражданин находится или постоянно продивает в другом государстве. Наряду с термином гражданство употребляется термин "подданство", когда речь идет о монархиях.

 

Способы приобретения гражданства

1) По рождению, филиация (на основе самого факта рождения по праву крови (Россия, Европа) и праву почвы(американские страны))

2) Натурализация (прием в гражданство) (по заявлению иностранца или лица без гражданства, поданного на имя главы государства (ыгпрезидента или монарха))

Условия: определенный срок проживания (в среднем 5 лет с момента получения вида на жительство), владение языком натурализующей страны, наличие средств к существованию, постоянное место жительства (опционально). Если в натурализации отказано, то в течении ряда лет лицо не может претендовать на гражданство.

3) Восстановление в гражданстве

4) Выбор гражданства (оптация) - происходит при изменении государственной принадлежности территории

5) Вступление в брак (в некоторых законодательствах как разновидность натурализации). Условием является прошествие определенного срока, проверка на фиктивность брака

6) Занятие определенных должностей

7) Предоставление почетного гражданства

 

Основания к прекращению гражданства

1) Отказ от гражданства

2) Лишение гражданства (Германия, Испания, Австрия, КНДР)

3) Оптация

 

Лица без гражданства - апатриды.

 

Множественное гражданство - бипатриды

 

Режим иностранцев

Иностранцы приравниваются к собственным гражданам, но за определенными изъятиями

1) Не подлежат призыву на военную службу

2) Не могут осуществлять некоторые занятия, занимать одтельные должности, приобретать некоторые имущественные объекты в собственность

3) Не пользуются избирательными правами

 

Политическое убежище

Предоставление политического убежища не ведет за собой автоматического предоставления гражданства

 

Экспатриация - высылка из страны своих граждан и законно находящихся иностранцев. Во многих странах экспатриация запрещена.

Экстрадиция - выдача иностранным государствам своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

 

Права и свободы

 

Права и свободы делятся на несколько групп: личные (неприкосновенность жилища, свобода совести, свобода передвижения и места жительства, право на свободное заключение брака), политические (принадлежат гражданам), социально-экономические (право распоряжения своим исуществом, на труд)

Источником всех прав и свобод являются естественные права, приобретаемые по рождению, а так же достижения евроамериканской цивилизации (Билли о правах), Декларация ООН 1948 года, Хартия соглашения Совета Европы.

 

Обязанности: соблюдать законы и другие нормативные акты, платить налоги, воинская повинность (если таковая есть), забота о детях, охранять природу и экологию, культурные ценности и национальное достояние, трудиться (не везде)

 

Гарантии прав и свобод

Гарантии делятся на две категории: внутригосударственные, которые в свою очередь делятся на судебные, когда а) права и свободы подвергаются посягательствам как со стороны госорганов, так и отдельных лиц, б) когда необходимо принудительно обеспечить установленные законом права и свободы, и несудебные, которые представляют собой а) ряд прав личности, б) парламентского уполномоченного по правам личности (омбудсмен), в) помощь профессионального защитника (адвоката), г) юридическая ответственность за нарушение прав и свобод, и д) возможности процессуальной защиты, и международно-правовые, которые начинаются с Всеобщей декларации прав человека 1948 года, включают в себя международные пакты о правах человека, международное судопроизводство (Страстбургский суд), Европейскую конвенцию о защите прав человека 1950, Европейскую комиссию по правам человека и комитет министров Совета Европы и так далее.

Формы государства

 

Форма государства - совокупность внешних признаков государства, характеризующих его по форме правления, форме государственного устройства и государственному (политическому) режиму.

 

Форма правления.

Форма правления - это структура и правовое положение высших органов государственной власти. Она зависит от:

1. Определения правового положения высшего органа государственной власти - института главы государства;

2. От существующих в данном государстве организаций верховной государственной власти;

3. От распределения полномочий между ветвями власти

 

Выделяют две основные формы правления по способу замещения поста главы государства - монархии и республики.

Монархия означает не столько единовластие, сколько единодержавие. Институт монархии существует по сей день для схранения единства нации. Разновидности монархий: абсолютные монархии и коституционные монархии.

Конституционная монархия означает, что власть монарха в той или иной мере ограничена представительским органом. Конституционные монархии бывают дуалистическими, при этом монарх является главой исполнительной власти (Монако, Иордания, Кувейт) и парламентская монархия (Великобритания, Япония).

Республики могут очень сильно отличаться друг от друга. Республика - это форма правления, при которой и глава государства и органы центральной и местной власти формируются путем прямых или косвенных выборов. С точки зрения права существует два вида республик - парламентская и президентская. Но с точки зрения конституционно-правовой практики и значительно больше.

Президентская характеризуется соединением в руках шлавы государства всех ключевых властных полномочий, как гражданских, так и военных. Президент сам проводит и отвечает за внешнюю и внутреннюю политику, командует вооруженными силами. Характерны особенности президентских республик:

1. Внепарламентский способ избрания (всенародный, прямой или косвенный)

2. Серьезное влияние главы государства на формирование правительства, даже если формально он его не возглавляет

3. Отсутствие у главы государства права роспуска парламента

4. Президент является главнокомандующим

Классическая модель (американская) - глава государства является главой исполнительной ветви власти, то есть возглавляет правительство

Вторая модель (французская) - институт главы государства находится над всеми ветвями власти. Есть пост главы правительства, но нет вице-президента

Парламентская республика - отличается принципом верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ветственность (Вестминстерская модель). Должность премьер-министра имеет очень большой вес. Правительство формируется парламентским путем. Участие президента в формировании правительства если и есть, то чисто номинальное. Правление всегда носит партийный характер, глава государства избирается парламентским путем, а нормативные акты президента требуют контрассигнации со стороны правительства. Часто глава государства является командующим лишь формально. Реально командование осуществляют профессиональные военные. Президент сильно зависит от парламента даже финансово, так как парламент рассматривает бюджет. Таким образом, президенту могут и урезать жалование и лишить части довольствия. В послевоенный период ситуация с парламенскими республиками изменилась, в связи с повышением роли главы государства. Примеры: Германия, Греция, Италия, Индия, Израиль.

Сформировались так же смешанные республики. Очень много государств повышают значение и роль президентской власти. Президент избирается всенародно. В смешанных республиках глава государства зачастую отвечает за внешнюю политику и безопасность.

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - состав государства, его национально-территориальная организация. В центре внимание взаимоотношения центральных и региональных органов.

Форма госустройства рассматривается с точки зрения реализации принципа государственного суверенитета в центре и на местах.

Унитарное государство - единое и цельное государственное образование

Признаки:

1. Единая конституция, действующая на всей территории без каких-либо изъятий

2. Единая система высших органов госвласти

3. Единое гражданство

4. Единая система права

5. Единая судебная система

6. Территория подразделяются на административно-территориальные единицы, которые не обладают никакой юридической и политической самостоятельностью; то есть право на сецессию не предусмотрено

Различается степень централизации, а так же наличие или отсутствие верхней паоаты парламента.

Все унитарные государства делятся на простые и сложные. Простые - это такие унитарные государства, которые не имеют отдельных автономий (все административные единицы одинаково подчиняются центру). Сложное унитарное государство - отдельные территории на отдельном особом положении. Причина двояка: национальный вопрос (компактно проживающее нацменьшинство, отличное от титульного народа) или территориальная удаленность.

 

Федерация - сложное союзное государство, которое состоит из государственных образований, обладающих юридической и политической самостоятельностью

Признаки:

1. Территория такого государства есть территории его субъектов

2. Субъект федерации наделяется учредительной властью (то есть ему представляется право принятия конституции)

3. Субъекты федерации наделяются в правом принятия законодательства в рамках своей компетенции

4. Субъект федерации может иметь собственную правовую или судебную систему

5. Субъект федерации может иметь право на сецессию

6. Наличие двойного гражданства (во всех федерациях)

7. Бикамерализм - двухпалатная структура федерального парламента

 

Конфедерация - союз государств, но в отличие от федерации каждое государство сохраняет статус субъекта международного права. Каждый член конфедерации остается государством.

 

Государственные (политические) режимы - совокупность методов осуществления государственной власти. Методы могут быть очень сложными и неоднозначными. Государственные режимы бывают:

1. Демократические (предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности, реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, создание эффективных механизмов прямого воздействия населения на характер государственной власти (через избирательную систему), приоритет личности, защита ее от произвола и беззакония правосудием, реальное разделение властей, учет в одинаковой мере интересов большинства и меньшинства, индивудальных и национальных ососбенностей населения, плюрализм мнений, наличие различных партий и движений, возможность для оппозиции прийти к власти демократическим путем)

2. Антидемократические режимы

• Тоталитарный режим (со стороны государства обществу навязывется единая идеология, происходит тотальный контроль со стороны государства над всеми сферами жизни общества)

• Авторитарные (исторически обусловлен, либо переходная модель от тоталитаризма к демократии) (отсутствие идеологического давления, но политический контроль над обществом, персонификация власти, государство контролирует ведущие отрасли экономики, выборы заменяются плебесцитами, государство не вмешивается в лисную жизнь граждан)

 

Конституционный механизм государственной власти

 

Государственная власть исходит от народа, едина и неделима и не зависит ни от какой другой власти. Государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение выражается в специализации гос органов по функциям, а так же в создании системы сдержек и противовесов.

Элементы системы сдержек и противовесов

1. Срочность полномочий должностных лиц (депутатов любого уровня) разных уровней;

2. Несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;

3. Право вето на законопроекты, которое принадлежит главе государства или органом исполнительной власти;

4. Право роспустка парламента, которое принадлежит главе государства либо главе правительства;

5. Контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов;

6. Конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента;

7. Независимость судебной власти, судейского корпуса.

 

Понятие и признаки госорганов, приципы их формирования

Признаки госорганов

1. Конституционно-правовой статус;

2. Особенности его формирования;

3. Характер государственно-властных полномочий;

4. Характер взаимоотношений госорганов и общества;

5. Наличие у органа государственно-властных полномочий (подразумевает принятие решений, обязательных для исполнения; исполнение этого решения должно опиратьсяна материальную базу; охрана принятых решений от нарушения путем применения различных мер (убеждения, общественного воздействия, наконец, государственного принуждения);

6. Госорган всегда действует как часть единого государственного аппарата;

 

Принцип формирования госорганов

1. Принцип представительного правления (органы власти избираются народом косвенно или непосредственно);

2. Принцип разделения властей;

3. Принцип федерализма;

4. Принцип внепартийности (госслужащие должны департизироваться);

5. Принцип законности;

 

Тенденции

1. Все большее обособление института главы государства

2. Появление и оформление институтов, которые нельзя отнести ни к одной ветви власти (прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей власти; ревизионно-финансовые органы - счетные палаты; обудсмены - уполномоченные по правам человека)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гражданско-правовая ответственность | Избирательное право и избирательные системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.333 сек.