КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тогда результирующее напряжение
Напряжения изгиба , где ; . Напряжения сжатия можно не учитывать. . ; , где ,, ; SF - коэффициент безопасности; KF - коэффициент нагрузки, учитывающий реальные условия работы колес. По аналогии с расчетом на контактную прочность
Размеры и форма зубьев зависят от модуля и числа зубьев. Размерные величины h и S неудобны для расчетов. Их удобнее выразить через безразмерные коэффициенты и модуль: ; ; ; - коэффициент формы зуба. Учитывая, что для прямозубых колес ; для косозубых колес . Формулы для проверочного расчета зубчатых передач. Величина коэффициента формы зуба YF выбирается из таблицы в зависимости от числа зубьев прямозубого зубчатого колеса или по эквивалентному числу зубьев для косозубых колес. Yβ- коэффициент, учитывающий наклон зубьев ≈ cos β. При проектном расчете открытых передач па прочность определяется модуль передачи, т.к. модуль является основным параметром, определяющим размеры чуба и, следовательно, его прочность. Для прямозубых колес: , откуда или , мм - формулы для проектного расчета открытых зубчатых передач. При определении модуля сначала определяют отношение [σF1]/YF1 и [σF2]/YF2 и меньшее из значений подставляют в формулу. Полученный расчетный модуль округляют до стандартного. Число зубьев фактически выбирается в пределах: z1 = 20...24 - тихоходные передачи, z1 = 26...30 - быстроходные. z2 = z1 • u, модуль m > 2...3 мм. В открытых передачах зубья изнашиваются более интенсивно, чем в закрытых. Поэтому в формулы вводится коэффициент износа γ = 1,25... 1,5, тогда , мм.
3.7 Конические зубчатые передачи.
Применяются для передачи движения между пересекающимися валами. Угол пересечения может изменяться от 10°<Σ<170°. Конические колеса дороже в изготовлении и сложнее в монтаже. Несмотря на это имеют широкое применение.
3.7.1 Геометрия конических зубчатых колес.
При построении проводим оси 1 и 2 валов. Строим δ1 и δ2 - углы наклона образующих I и II конусов. Длина образующей ограничивается так называемым внешним конусным расстоянием (Рисунок 74) Рис 74.
, где mtc - внешний окружной модуль, являющийся стандартным. Конусы ОЕЕ1, и ОЕ1Е2 - называются основными или начальными конусами. При вращении зубчатых колес эти конусы перекатываются друг по другу без скольжения аналогично начальным окружностям цилиндрических зубчатых колес. От точки Е отложим длину зуба - точку С, отношение называется коэффициентом длины зуба но конусному расстоянию, По ГОСТ 12289-76 , тогда . Из точки Е и Е1 опустим перпендикуляры к образующим до пересечения с осями валов и получим новые конусы ЕЕ1О2 и Е1Е2О4. Конус О2ЕЕ1 называется наружным дополнительным конусом. Он строится таким образом, что его образующие перпендикулярны образующим основного конуса, основание совпадает с основанием основного конуса, а вершина лежит на оси вращения. Размеры, относящиеся к внешнему торцевому сечению, сопровождают индексом «е» Re, de. . Продолжим образующую О2Е и отложим значение внешнего окружного модуля mtc, т.е. получим высоту головки зуба - точку К. так же на продолжении О2Е1 получим точку К1, точки К и К1 соединим с точкой О. ОК и ОК1 - называются образующими конуса выступов. Отложим по ЕО2 отрезок ЕК2 = 1,25 mtc на и на Е1О2 отрезок . ОК2 и ОК3 - называются образующими конуса впадин. Соединим точки С и С1, с точкой О3. Получим О3С1С - внутренний дополнительный конус. В результате построения получим зуб конического колеса, который ограничивается подлине образующими наружного и внутреннего дополнительных конусов, по высоте - образующими конуса выступов и конуса впадин. Дополнительные конусы ЕЕ1О2 и E1E2О1 характеризуются тем, что в плоскости их образующей зубья перекатываются без скольжения и имеют стандартный параметр. Т.к. зубья конических колес имеют разную высоту по длине, то проектирование их ведется по одному заранее обусловленному показателю. У прямозубых конических колес это размер на внешнем (большем) торце, где удобнее производить измерения. У непрямозубых - в средней точке, точке М. Передаточное число , где δ1 и δ2 - половины углов при вершинах начальных конусов. Диаметры окружностей внешних начальных конусов ; Диаметры окружностей конусов выступов , ; Диаметры окружности конусов впадин , ; Средние диаметры , . Понятие о приведенном (эквивалентном) зубчатом колесе (Рисунок 75). Действительные профили зубьев конических колес весьма близки к профилям зубьев воображаемых приведенных цилиндрических колес с радиусами начальных окружностей, равным длинам образующих дополнительных конусов. , , , , dv1 - диаметр приведенного (эквивалентного) колеса. Определим диаметр окружности среднего конуса через dc1 , . Так как ; . Модуль в среднем сечении .
Рис 75.
Параметры приведенного колеса .
3.7.2 Силы, действующие в зацеплении.
В зацеплении действуют три силы. Окружные силы . Сила нормального давления . Радиальная сила приведенною . Радиальная сила первою колеса уравновешивается осевой силой второго колеса . Осевая сила первого колеса уравновешивается радиальной силой второго колеса .
3.7.3 Особенности расчета конических передач на выносливость по контактным напряжениям.
Цель расчета: Предупредить выкрашивание рабочих поверхностей зубьев. Исходная формула Герца-Беляева . Учитывая консольное расположение колес допускаемые контактные напряжения принимают на 15% меньше. Для закрытых передач расчет выполняется для колеса как проектный, то есть определяется dе2 - диаметр окружности внешнего начального конуса колеса. - интенсивность нормальной силы (удельная нагрузка на единицу длины). Сила нормального давления . - коэффициент нагрузки, учитывающий реальные условия работы (аналогично цилиндрическим передачам). - коэффициент длины зуба по конусному расстоянию = 0,285; lk -длина контактных линий; Кc - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; εα - коэффициент торцевого перекрытия для косозубых колес. Итак ; - приведенный модуль упругости, учитывающий материал обоих колес, при Е1 = Е2; Епр = Е1 = Е2; для стали . - приведенный радиус кривизны профиля. Подставим в формулу Герца выражение, определяющее интенсивность нормальной силы, а также коэффициенты нагрузки, формы зуба, коэффициент, учитывающий механические свойства материала и коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, после преобразования получим при Σ = 90о: , где zн zЕ zε - коэффициенты, учитывающие соответственно форму сопряженных поверхностей, механические свойства материалов колес и суммарную длину контактных линий. Частный вид формулы для стальных зубчатых колес , при α = 20°; . - формула для проверочного расчета стальных конических зубчатых колес на выносливость но контактным напряжениям. При проектном расчете определяется de2 - диаметр окружности внешнего начального конуса колеса, чтобы освободиться от радикала, возведем в квадрат вышеприведенное неравенство: . Откуда , мм - формула для проектного расчета конических передач. Расчетное значение dе2 округляется до ближайшего большего стандартного значения.
3.7.4 Особенности расчета конических передач на выносливость по напряжениям изгиба.
Этот расчет выполняется как проверочный с целью предупредить поломку зубьев. В плоскости приведенного зубчатого колеса рассмотрим силы, действующие на зуб (Рисунок 76. а). В точку М на середине зуба по линии нормального зацепления действует сила нормального давления. Перенесем силу по линии действия на ось симметрии и разложим ее. Опасное сечение представляет собой трапецию (Рисунок 76. б):
а) б) Рис 76.
АВ - опасное сечение, оно будет под точкой М в середине зуба. Центр тяжести у трапеции не в середине, а на расстоянии 0,4 b oт большего основания, т.к. мы рассчитываем несколько ослабленное сечение (т.е. середину зуба), то компенсируем это тем, что уменьшены на 15% [σ]F, т.е. примем 0,85 [σ]F, и в дальнейшем считаем опасное сечение прямоугольным с шириной S и длиной b. Аналогично цилиндрическим колесам, зубья конического колеса рассчитываются по результирующему напряжению ору основания зуба, равному разности изгибающих и сжимающих напряжений: . Напряжения изгиба , где ; . Напряжение сжатия . , где - коэффициент нагрузки, учитывающий реальные условия (аналогично цилиндрическим передачам). Учитывая, что , по аналогии с цилиндрическими передачами - формула для проверочного расчета конических колес на изгиб, , где mtm - средний модуль; mtc - торцевой модуль. Коэффициент формы зуба - выбирается из таблиц в зависимости от приведенного числа зубьев ; При проектном расчете открытых конических передач определяется модуль в среднем сечении. Примем - коэффициент длины зуба по модулю, тогда , откуда . При определении модуля сначала определяются отношения и и меньшее значение подставляется в формулу. Полученный расчетный модуль округляется до ближайшего большего стандартного.
В открытых передачах зубья изнашиваются более интенсивно, чем в закрытых, поэтому в формулу вводится коэффициент износа, учитывающий снижение прочности γ = 1,25... 1,5: . 3.8 Червячные передачи.
Применяются для передачи вращающего момента между валами, у которых угол скрещивания осей обычно составляет 90° (Рисунок 77.). Червячная передача - это винтовая передача, у которой ведущее звено - червяк имеет 1...4 заходов (витков), а ведомое - червячное колесо > 28 зубьев. В большинстве случаев ведущим является червяк, т.е корткий винт с трапецеидальной или близкой к ней резьбой. Если червячное колесо представляет собой цилиндрическое косозубое колесо, то зубья имеют точечный контакт, малую нагрузочную способность и повышенный износ (Рисунок 77. а). Наиболее широко распространены колеса с зубьями дугообразной формы, которые охватывают червяк по дуге с углом 2γ = 60... 110°. При этом возникает линейный контакт, следовательно, повышается нагрузочная способность передачи (Рисунок 77. б).
Рис 77.
Параметрам червяка приписывается индекс -1. Параметрам колеса - 2. Достоинства червячной передачи: 1) Плавность и бесшумность работы; 2) Компактность; 3) Возможность получения больших передаточных чисел (до 1000); 4) Возможность получения самотормозящей передачи. Недостатки: 1) Низкий KПД вследствие скольжения; 2) Значительное выделение тепла; 3) Применение ДЛЯ венцов червячных колес дефицитных антифрикционных материалов; 4) Повышенный износ колес. Применяются червячные передачи при небольших и средних мощностях до 50 кВт, предпочтительно в приводах периодического действия (во избежание перегрева).
3.8.1 Классификация червячных передач.
В зависимости от формы внешней поверхности червяка передачи бывают с цилиндрическим или с глобоидным червяком. Глобоидная передача имеет повышенный КПД более надежна и долговечна, но из-за сложности изготовления имеет ограниченное применение. В зависимости от направления винтовой линии резьбы червяка передачи бывают с правым или левым червяком. Наибольшее применение имеют правые червяки. В зависимости от числа заходов резьбы червяка передачи бывают с однозаходным или многозаходным червяками. В зависимости от расположения червяка относительно колеса передачи бывают с нижним, верхним и боковым червяком. При V1 ≤ 4 м/с - нижний червяк. При V1 > 4 м/с - верхний червяк. В зависимости от формы винтовой поверхности резьбы цилиндрического червяка передачи бывают с архимедовым, конволюнтным и эвольвентными червяками. Каждый из них требует различных способов нарезания.
3.8.2 Геометрия червячного зацепления (основные параметры).
Геометрические размеры червяка и колеса определяют по формулам, аналогичным формулам дня зубчатых колес. В червячной передаче расчетным является осевой модуль червяка ms, равный окружному модулю червячного колеса mt. Основными геометрическими размерами червячного зацепления являются (Рисунок 78):
Рис 78.
1) Угол профиля зуба колеса 2α равен углу профиля витка червяка в осевом сечении ; - передаточное число; 2) Осевой шаг червяка - осевой модуль; 3) Ход винтовой линии (Рисунок 79),, z - число заходов червяка;
Рис 79.
4) Высота головки зуба ; 5) Высота ножки зуба , тогда боковой зазор ; 6) Коэффициент диаметра червяка (число модулей в диаметре делительного цилиндра) ; 7) Делительные диаметры червяка ; и колеса ; 8) Начальные диаметры червяка ; и колеса ; 9) Диаметры окружности выступов , ; 10) Диаметры окружности впадин , ; 11) Межосевое расстояние ; 12) Длина нарезной части червяка b1 - в зависимости от числа заходов z1: при . От z1 зависит наружный диаметр колеса ; ширина – b2 - колеса ; 13) Угол подъема винтовой линии червяка (Рисунок 79) - ход винтовой линии. ;
14) Угол обхвата червяка колесом . Во время работы червячной передачи нитки червяка скользят по зубьям червячного колеса. Скорость скольжения Vск направлена по касательной к винтовой линии делительного цилиндра червяка (Рисунок 80). Векторы окружных скоростей червяка V1 и колеса V2 взаимно перпендикулярны (Рисунок 80). , .
Скорость скольжения определяется из параллелограмма скоростей Vcк всегда больше V1. Большое скольжение в червячной передаче повышает износ зубьев колеса, увеличивает склонность к заеданию.
3.8.3 Материалы червячной пары.
Материалы червячной пары должны иметь низкий коэффициент трения, обладать хорошей износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию. Червяки изготавливают из среднеуглеродистой стали 40,45,50 ГОСТ 1050-88, легированной стали 40Х, 40ХН, ЗОХГСА. Термообработка - закалка до 45-55 HRC с последующей шлифовкой. Венцы колес: при Vск = 6...25 м/с - оловянистые бронзы БрОФЮ-1, БРОНФ, БрО1Ф1, БрО1ОН1Ф1. При Vск = 2...6 м/с применяют алюминиевые бронзы Бр А9Ж-4, БрА10Ж4Н4, при Vcк<2 м/с применяют серый чугун СЧ12, СЧ15, ГОСТ 1412-85, σв =120 МПа и 150 МПа при растяжении.
3.8.4 Силы, действующие в зацеплении.
Показывают в двух плоскостях (Рисунок 81). Рис 81.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |