Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные виды налогового контроля

 

Если рассматривать контроль в общем плане, то, как правило, различаются такие элементы:

– субъекты контроля (контролирующие и контролируемые);

– объекты контроля (определённая сторона деятельности контролируемых субъектов);

– формы и методы контроля.

Если контроль урегулирован правом, то выделяется контрольные правоотношения, сторонами которых выступают субъекты, а содержанием- их субъективные права и обязанности. Контроль может быть предварительный, текущий и последующий. Устанавливая в соответствии с Конституцией РФ порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовой, в том числе и налоговой политики, законодатель вправе возложить полномочия по проверке правильности исчисления и своевременной уплаты налогов на федеральный орган исполнительной власти.

В п.1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Цель налогового контроля – получение налоговыми органами информации об исполнении частными субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к налоговой ответственности.

В качестве контролирующих субъектов в п.1 ст. 82 НК РФ предусмотрены только налоговые органы, контролируемых – налогоплательщики, налоговые агенты и плательщики сборов. Поскольку основными частными субъектами налогового права являются налогоплательщики, основным объектом контроля- обязанности налогоплательщиков, т.е. в основном, уплата налогов. Соответственно, налоговый контроль практически является последующим. Поскольку обязанности по уплате налогов являются следствием экономической деятельности. По этой причине (пп.8 п.1 ст.23) налогоплательщики обязаны в течение 4 лет обеспечить сохранность данных бухгалтерского и налогового учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержанию) налогов. В Постановлении Президиума ВАС от 2006 года разъяснено, что налоговый орган лишён возможности осуществлять в рамках своих полномочий оперативный налоговый контроль.

В НК РФ урегулированы такие формы контроля, как осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещений проверяемого лица, осмотр объектов налогообложения для определения фактических данных об указанных объектах документальными данными, представленными проверяемым лицом (п.2 ст. 91); осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов, инвентаризация имущества налогоплательщика (пп.6 п.1 ст. 31, п.13 ст. 89, ст.92). Данные формы налогового контроля в определённой степени являются текущими, т. к. позволяют устанавливать фактическое состояние дел на момент их проведения, но результат этих форм должны впоследствии сопоставляться с документами о прошлой деятельности налогоплательщика.

В силу того, что формы и методы налогового контроля могут быть урегулированы только в НК РФ (пп.5 п.2 ст.1), прочая контрольная деятельность налоговых органов, урегулированная иными н.п.а. (контроль за контрольно-кассовыми аппаратами, соблюдение валютного законодательства), налоговым контролем не является, т.к. НК РФ не регламентируются.

В главе 14 «Налоговый контроль» регламентируются такие формы налогового контроля, как налоговые проверки (ст.87-89), получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов (ст. 82), проверка данных учёта и отчётности (ст.82), опрос свидетеля (ст. 90), осмотр (ст. 94), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.95-98).

В качестве основных форм налогового контроля применяются камеральные и выездные налоговые проверки, остальные проводятся в рамках проверок.

С 2007 года вступила в силу ст. 100.1 «Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях», допускающая привлечение к ответственности не только по результатам проверок, то роль иных мероприятий может возрасти.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принудительное взыскание налогов | Налоговые проверки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.