Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принудительное взыскание налогов

Если налог не уплачивается налогоплательщиком в установленный срок, он может быть удержан принудительно. В силу п.2 ст.45 НК РФ взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя проводится в бесспорном порядке (за исключением специально указанных в НК РФ случаев). Взыскание налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями проводится только в судебном порядке. Те же правила и в отношении налогов, удержанных налоговым агентом; сборов, пени и штрафов (п. 8 ст. 45; п. 10 ст. 46; п. 8 ст. 47; п. 9-10 ст. 48 НК РФ).

Судебное взыскание с физических лиц в настоящее время производится в силу советских традиций (Постановление ЦИК и СНК от 1937 года). Судебное взыскание возможно только, если налоговый орган обладает достоверной информацией о наличие обязанности по уплате налога. Указанная информация может быть получена из 3 источников:

– самого налогоплательщика (декларация или авансовый платёж);

– в результате налоговых проверок;

– от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговый орган (например, о наличие недвижимого имущества из Федеральной регистрационной службы); о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности – от налоговых агентов (подп. 2 п. 3 ст.24 НК РФ).

Налоговый орган, располагая информацией о наличие задолженности, обязан, в соответствии с ст. 69 НК РФ, предложить налогоплательщику уплатить налог добровольно посредством направления соответствующего документа- требования об уплате налога (форма, утверждена Приказом ФНС РФ от 2006 года № САЭ-3-19/ 825).

В некоторых случаях (ст.52, п.4 ст.57 НК РФ), когда налог исчисляет налоговый орган (налог на имущество физических лиц, транспортный), до направления требования об уплате налога. Налоговый орган обязан направить налоговое уведомление (форма, утверждена Приказом ФНС РФ от 2005 года № САЭ-3-21/ 551).

Как следует из п.1 ст. 70 НК РФ, по общему правилу требование об уплате должно быть вручено не позднее 3 месяцев со дня выявленной недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ.

Недоимка – сумму налога, не внесенная в бюджет или внебюджетный фонд по истечении установленных сроков уплаты. Образование недоимки является нарушением налогового законодательства. Взыскание недоимки осуществляется налоговыми органами в бесспорном порядке с начислением пени. Недоимка, как правило, выявляется путём анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия продекларированных налогоплательщиком сумм налогов и поступивших к уплате средств.

В случае, когда информация о недоимке получена налоговым органом в результате налоговой проверки, требование об уплате вручается в 10-дневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения по результатам проверки (п.2 ст. 70 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования (если нет иного). Если требование не исполнено, то выполняются дальнейшие процедуры.

Важным является надлежащее вручение требования об уплате. На основании п.6 ст.69 НК РФ существует только два способа – передача самому налогоплательщику (его законному, уполномоченному представителю), а также направление его по почте (шесть дней). На практике чаще всего требования об уплате направляется заказным письмом (с объявленной ценностью) и считается полученным через шесть дней.

Если налог после получения требования не уплачивается добровольно, то применяются принудительные меры взыскания (ст.46, 47 НК РФ).

В ст. 46 НК РФ установлено, что взыскание налога производится со счетов в банках по решению руководителя (заместителя) налогового органа путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании. Если денежных средств на счетах организации достаточно, сумма налога списывается банком и обязанность по уплате исполнена.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах либо отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счёт иного имущества при принятии двух идентичных ненормативных акта – решение и постановление. Решение остаётся в налоговом органе, а постановление в трёхдневный срок направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном законом «Об исполнительном производстве» и ст. 47 НК РФ. Для обеспечения и погашения задолженности в качестве дополнительной меры может быть применён арест имущества налогоплательщика, что не исключает последующего наложения ареста на имущество приставом-исполнителем. В силу п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика пронимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Принудительное взыскание налога с организаций (индивидуальных предпринимателей) производится в судебном порядке.

При пропуске налоговым органом срока внесудебного порядка взыскания налога согласно п.3 ст. 46 НК РФ налоговый орган может обратиться в суд с иском. Заявление может быть подано органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный срок по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В другом случае согласно п.2 ст. 45 НК РФ взыскание в судебном порядке производится:

– с организации, которой открыт счёт;

– с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом квалификации сделки, совершённой налогоплательщиком или статуса или характера деятельности этого плательщика;

– в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними).

Принудительное взыскание налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

В ст. 48 НК РФ указано, что исковое заявление о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога. Взыскание производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

В некоторых случаях принудительные возможности государственных органов по взысканию налога временно приостанавливаются в силу наличия установленных в законе обстоятельств, после прекращения, которых могут быть восстановлены (п.3 ст.51 – физические лица безвестно отсутствующие или недееспособные).

 

Тема 8. НАЛОГОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

1. Формы налоговой отчётности. Учёт организаций и физических лиц

 

Налоговая отчетность существует в следующих формах:

– налоговая декларация;

– таможенная декларация – это письменное заявление лица, перемещающего товар через таможенную границу РФ (декларанта) о видовых характеристиках, таможенной стоимости и других сведениях о перемещаемом товаре, необходимые для исчисления таможенной пошлины и связанных с ней других платежей. Форма таможенной декларации устанавливается таможенными органами РФ.

Налоговый кодекс устанавливает, что основной формой налоговой отчетности является налоговая декларация (ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Законодатель устанавливает два основных требования к налоговой декларации:

1) условие формы (обязательная письменная форма);

2) условие содержания (В ней должны быть указаны:

– полученные доходы и их источники;

– произведенные расходы;

– налоговые льготы;

– исчисленная сумма налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. В установленных НК РФ случаях налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.

НК РФ устанавливает, что вместе с налоговой декларацией могут подаваться и другие документы, подтверждающие правильность заявленных сведений (справки налоговых агентов, подтверждения произведенных расходов, обоснованные расчеты по представлению налоговых льгот и т.д.), сведения об имуществе, бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты налога по фактически полученной прибыли и проч. Кроме того, в налоговой декларации указывается единый по всем налогам идентификационный номер налогоплательщика 10-значный для юридических лиц и 12-значный для физических лиц).

Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты в связи с применением специальных режимов

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую упрощённую декларацию. Её форма и порядок заполнения утверждается Минфином РФ.

Единая (упрощённая) декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ф.л. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9-ти месяцев, календарным годом.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе реорганизованные) организации, численность которых превышает 100 человек, представляют декларацию в электронном виде если иной порядок представления информации, отнесённой к государственной тайне не предусмотрен в законе.

Налогоплательщики, отнесённые в соответствии со ст.83 НК РФ к категории крупнейших представляют все декларации в электронном виде если иной порядок представления информации, отнесённой к государственной тайне не предусмотрен в законе.

В ст. 81 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика в случае обнаружения им в поданной налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы подлежащего уплате налога, или недостоверных сведений или ошибок, налогоплательщик вправе внести изменения и представить уточнённую декларацию.

При этом уточнённая декларация, представленная после истечения срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом. (Ст. 313 НК РФ)

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– наименование регистра;

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 НК РФ.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая база и налоговая ставка. Налоговый оклад | Понятие и основные виды налогового контроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.