Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции производственного менеджмента

ВВЕДЕНИЕ

Для решения сложных проблем (экономических, социальных, политических, научных, технических), стоящих перед обществом, требуется организованная деятельность многих людей. Такая деятельность осуществляется в рамках искусственных формирований, называемых организационными системами. Типичные примеры организационных систем - промышленные предприятия, отрасли, народнохозяйственные комплексы. Без научной теории построения и функционирования организационных систем невозможно успешно решить задачу коренной перестройки экономики.

Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы.

Научно-техническая революция, формирование рыночных отношений в стране по-новому определяют задачи организации предприятий и методы их решения. За последние годы в технике и технологии производства произошли коренные изменения. Возросла сложность конструкций выпускаемых изделий, повысились требования к качеству их изготовления. Шире внедряется механизация и автоматизация производственных процессов, разрабатывается и осваивается принципиально новая технология. Все это предъявляет повышенные требования к организации и управлению производством.

Однако многие предприятия в настоящее время основное внимание уделяют формированию рыночных отношений, забывая о необходимости проведения работ по совершенствованию организации производства. В результате образовался определенный разрыв между уровнем техники, технологии, экономики предприятия и уровнем организации производства. Отставание в области организации производства является следствием недостатков в теоретическом обобщении проблем организации предприятий в последние годы. Такое положение не позволяет в полной мере использовать преимущества рыночного ведения хозяйства. Поэтому целью дисциплины «Производственный менеджмент» является изучение студентами основ научной организации производства, передового опыта промышленно развитых стран.

В жизненном цикле товара "Производственный менеджмент" находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация, так и сам изготовитель. После стадии производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (эту стадию иногда называют стадией обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара. Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производства (или производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП.

Если компоненты стратегии фирмы не будут достаточно обоснованными, то есть разработке стратегии не будут применяться соответствующие методы системного анализа, прогнозирования, моделирования, экономического обоснования, то при любом качестве "процесса" в системе производственного менеджмента ее выход будет низкого качества. Например, если оборудование, технология, организация производства и другие компоненты "процесса" системы (фирмы) отличного качества, но компоненты стратегии фирмы ("вход" системы) недостаточно обоснованы и не отвечают требованиям конкурентоспособности, то "выход" системы будет неудовлетворительного качества (на уровне качества "входа").

Таким образом, достижение высокого качества "выхода" системы или конкурентоспособности выпускаемого товара возможно при соблюдении следующих условий: 1) качество работ по стратегическому менеджменту и стратегическому маркетингу должно быть высоким, отвечать требованиям конкурентоспособности.

Методология выполнения первого условия рассматривается в специальной литературе.

Методология выполнения второго условия рассматривается в изучаемом курсе "Производственный менеджмент".

 

 

Тема 1.Производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия

Менеджмент предприятия предусматривает управление его разносторонней деятельностью, которая имеет объединяющую часть - производство. Другие направления деятельности пред­приятия предназначены обеспечивать нормальную работу по производству продукции или оказанию услуг. Для более эф­фективного управления предприятием разрабатываются науч­ные основы менеджмента, выделяются отдельные, условно самостоятельные, его части, которые представлены на ниже­следующей схеме.

 

Некоторые авторы и специалисты в области менеджмента производственный менеджмент предприятия представляют как финансово-экономическое управление (рис.1).

Рис.1. Финансово-экономическое управление предприятием

Оно основано на трех китах: управление ассортиментом, се­бестоимостью и финансами. Все эти функции управления предприятием тесно связаны между собой благодаря постоян­ному обмену информацией, что позволяет видеть реальное положение дел в целом по предприятию. Представьте себе, что ассортимент продукции составляется только исходя из эффек­тивности каждой из разновидностей. В условиях постоянного недостатка средств это может привести к уменьшению ассор­тимента, к потере определенного круга потребителей и, как следствие, к еще большему сокращению оборотов. То есть учет одного из факторов не дает объективной картины в целом.

Очевидно, что перечисленные функции управления не мо­гут обходиться без структурированной информации. А добыча и обработка информации - это обязанность службы марке­тинга на предприятии. Причем она не ограничивается только традиционным, так называемым внешним маркетингом, цель которого - сбор информации о ценах, конкурентах и многое другое. Не меньшее значение имеет и внутренний маркетинг, который занимается изучением собственного предприятия. Именно так можно получить полную и объективную инфор­мацию о финансово-экономическом состоянии предприятия в каждый отрезок времени.

 

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функций можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия «отцом научного управления» Анри Файолем.

1. Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, пред­приниматель или управляющий на основе глубокого и всесто­роннего анализа положения, в котором в данный момент на­ходится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необхо­димые планы и программы. Образно говоря, речь идет об оп­ределении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

2. Организация. Реализация разработанных планов и про­грамм входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся созда­ние фирмы, формирование ее структуры и системы управле­ния, обеспечение ее деятельности необходимой документаци­ей, организация собственно производственного процесса.

3. Координация. Фирма живет и работает благодаря заня­тым на ней людям, а их совместной деятельностью необходи­мо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.

4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необхо­димы высокая активность и хорошее качество работы ее со­трудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда прихо­дится применять по отношению к нерадивым сотрудникам.

5. Контроль. Суть пятой классической функции менедж­мента - контроль.Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося со» стояния.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех плани­руется, организуется, координируется, мотивируется, контро­лируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведенияих в исполнение. Практика вы­работала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические.

 

3. Методы производственного менеджмента

1. Организационные методы. Суть их состоит в том, что, прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: спроектирована, наце­лена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимы­ми инструкциями, фиксирующими правила поведения персо­нала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать, как действовать, и уже после этого руково­дить их действиями. Таким образом, организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, следовательно, являются пассивными, составляя базу трех остальных групп - активных методов.

2. Административные методы. По-иному они называются методами властной мотивации и сводятся прежде всего к от­крытому принуждению людей к той или иной деятельности, или к созданию возможностей для такого принуждения. Наи­более широкое распространение в настоящее время они имеют в армии и в других подобного рода структурах. Условием применения таких методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. Поэтому на практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих ми­нимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.

3. Экономические методы. В результате значительного ус­ложнения форм деятельности, потребовавшего от людей опе­ративного решения многих возникающих проблем, административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Нужны были другие, позволяющие исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинте­ресованности и отвечать за принятые ими решения. Такие методы, получившие название экономических, появились в начале XX века во многом благодаря усилиям американского инженера Фредерика Тейлора - основоположника научного ме­неджмента.

Экономические методы управления предполагают косвен­ное воздействие на его объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Проявляемая инициатива, выгодная не только для работника, но и для фирмы, своевременное и качественное выполнение (а в желательных случаях и перевыпол­нение) заданий всячески вознаграждаются, прежде всего с по­мощью денежных выплат. Таким образом, в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.

4. Социально-психологические методы. Экономиче­ские методы довольно быстро показали свою ограни­ченность, особенно при управлении деятельностью лиц интел­лектуальных профессий, для которых деньги, конечно, существенный, но отнюдь не самый главный стимул работы.

И здесь на помощь пришли социально-психологические методы, появившиеся в 20-х годах XX столетия. Они сводятся к двум основным направлениям:

- во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повыше­ния настроения людей;

- во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных спо­собностей каждого, позволяющих обеспечить максималь­ную самореализацию личности в производственном про­цессе.

 

4. Принципы производственного менеджмента

Перечисленные методы реализуются в соответствии с опре­деленными принципами, правилами. Таких принципов может быть сколько угодно много, поэтому рассмотрим лишь наибо­лее важные.

1. Научность в сочетании с элементами искусства. Менед­жер в своей деятельности использует данные и выводы мно­жества наук, но в то же время должен постоянно импровизи­ровать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям, что помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

2. Целенаправленность управления. Управленческий про­цесс должен подчиняться принципу целенаправленности, то есть быть всегда ориентированным на решение конкретных проблем, осуществляться не «просто так», а ради чего-то опре­деленного.

3. Функциональная специализация в сочетании с универ­сальностью. Суть его состоит в том, что к каждому объекту управления имеется свой подход, учитывающей его специ­фику - футбольной командой нельзя руководить так же, как актерами на сцене, а группой ученых - по аналогии с воин­ским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях име­ет место руководство людьми как таковыми, то должен суще­ствовать некий универсальный подход к ним, безразлично - кто они, солдаты или академики, строители или чиновники.

4.Последовательность управленческого процесса. Любой управленческий процесс строится в соответствии с принципом последовательности; иначе говоря, элементы или стадии, из которых он состоит, должны следовать друг за другом в опре­деленном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоря­жение, а затем уже обдумывать его правомерность. В ряде слу­чаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, когда все они повторяются через определенные промежутки времени. Цикличности подчиняют­ся планирование, составление отчетов, контроль.

5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием. Жизнь общества непрерывна. Непрерывны соответственно и обеспечи­вающие ее процессы - производство, обмен, научные исследо­вания и т. п., а следовательно, и управление ими, которое должно постоянно учитывать появление новых проблем и от­крытие новых, не существовавших прежде перспектив. Непре­рывно приходится контролировать и поведение объекта управ­ления, который все время стремится вырваться из-под опеки.

С учетом последнего обстоятельства важным принципом менеджмента необходимо считать оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием в определенных рамках.

6. Учет личных особенностей работников и общественной психологии. Он тесно связан с другими принципами, без кото­рых саморегулирование невозможно, так как они лежат в ос­нове принятия самостоятельных решений.

7. Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности. Является одним из важнейших принципов управле­ния. Избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу; недостаток же парализует дело­вую инициативу, поскольку проявление излишней активности может грозить крупными неприятностями.

8. Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой. Достигается путем материального и морального поощрения отличившихся работников, а также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на самых ранних стадиях работы над ними. Это также один из основополагаю­щих принципов менеджмента, базирующийся на том, что ре­шения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут вы­полняться быстрее и лучше, чем спущенные сверху.

9. Всемерное обеспечение состязательности участников управления. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других порученное дело, что должно всячески стимули­роваться руководителем, но и о необходимости поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления.

 

5. Законы организации производственных систем

Производственные системы формируются и функциониру­ют на основе общих и частных законов. Под законом органи­зации производственных систем понимается необходимое, суще­ственное, устойчивое отношение между элементами производст­венной системы, а также между этой системой и внешней сре­дой. Законы организации производственных систем образуют систему законов, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а все вместе представляют единство, целостность.

А. Законы статики организации производственных систем

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка бизнес-плана | Закон соответствия элементов производственной системы друг другу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.