КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое лидерство. 1. Политическое положение личности
Политическая элита. Политическое участие. Человек и политика. 1. Политическое положение личности 1. Политическое положение личности
В истории политики проблема политического положения личности всегда была предметом дискуссий. Попытки осмыслить взаимоотношения личности и власти, место человека в политической жизни общества восходят к глубокой древности. Большое внимание всегда уделялось описанию подвигов героев, деятельности монархов и полководцев - творцов истории. Геродот и Плутарх, Н. Макиавелли и Ф. Ницше рассматривали политику как результат деятельности выдающихся личностей, рядовым гражданам они отводили роль пассивного объекта, подчиненного воле лидеров. Но еще в первом тысячелетии до н. э. возникают идеи естественного права, ставшие первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти и государству. Исторически сложились несколько типов взаимодействия личности и власти: патриархальный, тоталитарный, индивидуалистический (либеральный), партиципаторный (или партиципативный) - участия. Патриархальный тип взаимоотношения личности и власти предполагает сложную систему прав и обязанностей индивидов, неравенство их политического положения. Общество делится на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие обладают минимальными властными полномочиями. Главным источником и распределителем власти является авторитарный правитель: монарх или диктатор. Китайский философ Конфуций еще в V в. до н.э. описал патриархальный тип взаимоотношения личности и власти: он рассматривал государство как большую патриархальную семью, где вся власть принадлежит правителю-отцу. Остальные граждане делятся на "старших" (аристократия и чиновники) и "младших" (простой люд). "Младшие" должны подчиняться "старшим", которые, в свою очередь, должны заботиться о благе народа. Лишь высшие слои общества допускались до подданнического, полусознательного политического участия.
В Древнем мире сложился и тоталитарный тип взаимоотношения личности и власти. Наиболее полно этот тип отношений представлен в политической концепции Платона. В своих проектах "идеального государства", он исходит из безусловного верховенства целого (государства) над частью (личностью) и полного (тотального) подчинения личности государственной власти. Государство, руководимое группой наиболее разумных и благородных людей (мудрым царем или аристократией), призвано было утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей. При таком понимании личности проблема ее независимости и политической самостоятельности заведомо исключалась. Личность являлась только объектом политики. В своем диалоге "Законы" Платон предусматривал изгнание и смертную казнь для неугодных лиц. Теория Платона оказала огромное воздействие на формирование тоталитаризма как формы взаимоотношения личности и государственной власти. В период средневековья ею руководствовались монархи, в XX веке – диктаторы: растворение индивидуального "Я" в безликом коллективном "Мы" - в партии, классе, нации. Взгляды Платона на роль личности в политике оказали влияние на мировоззрение Аристотеля, который дополнил их рядом новых идей. Он предложил антропологическую трактовку политики, считая политику производной от природы человека: только в обществе и государстве, становясь органической частью живого и целостного организма, человек может реализовать себя. Предпочтение человека жить в обществе и коллективе определяет его политическую природу и вводимые им общественные устои. Исторически первыми формами коллективного общения являются семья и община, на базе которых возникает государство. Но в отличие от семьи, государство, по мысли Аристотеля, должно основываться на взаимодействии свободных и равных граждан. Аристотель подчеркивал первичность и доминирование государства над личностью.
Начиная с XVII века происходит процесс развития индивидуалистического (либерального) типа взаимоотношений личности и власти, который явился реакцией на политическое бесправие личности перед государством и был представлен либеральной идеологией. Виднейшие представители классического либерализма Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, И. Бентам провозгласили политическое равенство всех граждан, утвердили личность как самостоятельный субъект политики, ограничили сферу воздействия на нее государства, обосновали существование естественных прав и свобод. Либеральная теория рассматривает личность в качестве источника власти. Государство является только результатом договора свободных людей, оно подконтрольно гражданам и выполняет лишь те функции, которыми они его наделяют. Права личности на свободу и частную собственность, жизнь и сопротивление угнетению являются естественными и неотъемлемыми. Представители классического либерализма обосновали существование естественных прав и свобод граждан, нашли важнейшие способы их практического осуществления. К ним относятся принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый из них был разработан Дж. Локком и Ж. Ж. Руссо и означает подчиненность власти народу, который обладает правом на свержение власти, если она посягает на свободу, собственность и жизнь своих граждан. Второй принцип был сформулирован Ш. Монтескье и гарантирует индивидуальные свободы граждан на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эти принципы и сегодня являются важнейшим инструментом, ограждающим личность от притеснений со стороны власти. Либеральная концепция прав человека нашла юридическое выражение в Вирджинской декларации 1776 года, положенной в основу Билля о правах Конституции США, принятого в 1791 году. В 1789 году основополагающие права (на собственность, свободу личности, безопасность и сопротивление угнетению) были конституционно закреплены во французской Декларации прав человека и гражданина. Эти политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, несмотря на то, что современные представления о правах человека богаче по содержанию. Революционные движения в Европе начала XIX века показали ограниченный характер либерального решения проблемы взаимодействия личности и власти. Преодолеть эти недостатки пытались социал-демократические теории, сочетающие традиционные либеральные ценности c идеями социального равенства и объединенные в рамках партиципаторного (партисипативного) участия, как типа взаимоотношений личности и власти. В его основе лежит христианско-демократическое учение, которое исходит из трех основных принципов: - уникальной ценности каждого человека, гуманистического отношения к нему и уважения личности государством; - солидарности, означающей заботу друг о друге, обо всем обществе и государстве (это основа христианского учения); - субсидиарности, означающей помощь государства гражданам, которые не могут себя обеспечить, но при этом не порождающей иждивенчество, которое приводит к политической пассивности.
Социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере и обеспечивающие достойные условия ее существования, являлись одними из важнейших лозунгов социал-демократического движения XIX-XX веков. Многие из этих прав (право на труд, отдых, образование и др.) впервые были конституционно закреплены в СССР. Однако их провозглашение сопровождалось нарушением традиционных либеральных прав и свобод, что в итоге привело к появлению социальных привилегий, уравниловки в оплате труда, к снижению его эффективности, массовому распространению психологии социального иждивенчества, низкому уровню благосостояния большинства граждан. В индустриально развитых странах социальные права граждан получили юридическое признание после второй мировой войны, когда были созданы материальные возможности для их реализации. Сегодня идеи социального государства, социальной защищенности граждан разделяются многими политическими партиями.
Современная концепция прав человека и ее осуществление. В современном обществе права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права). В современной политической социологии представлено несколько подходов к изучению прав человека. 1. Естественно-исторический подход рассматривает права человека как естественные, присущие ему с рождения, данные природой, Богом, принадлежащие человеку как духовному существу, то есть имеющие внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять эти основополагающие права оно не может. Конкретное содержание и объем прав изменяется и расширяется по мере развития общества, но сами фундаментальные права остаются неизменными, выражая моральные принципы и ценности данного общества. 2. Ю ридическо-позитивистский подход, отрицает внегосударственное происхождение прав человека, утверждает рациональную самоценность права, его независимость от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом прав считается государство. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к законам государства, но изменяются в зависимости от его целей и возможностей. 3. М арксистский подход исходит из социально-экономической и, прежде всего, классовой обусловленности личности. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, а личность - как совокупность общественных отношений, продукт определенного общественного строя. В социалистических странах права личности признавались юридически. Фактически права и свободы личности, закрепленные в конституциях, предоставлялись гражданам в соответствии с произвольно трактуемыми партией и государством классовыми и общенародными интересами.
Сегодня для большинства современных государств права и свободы человека являются высшей ценностью. Сам термин "права человека" употребляется как в узком, так и в широком значении. В узком значении - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления. Равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от незаконного задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и другие. В широком значении термин "права человека" включает весь комплекс прав и свобод личности, их различные виды. Современная классификация прав и свобод проводится по различным основаниям. Наиболее общим является деление всех прав на негативные и позитивные, оно основано на фиксации в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном (нельзя) понимании прав отсутствует принуждение, ограничиваются действия государства по отношению к личности, в позитивном (можно) - присутствует возможность выбора, реализации своих интересов и целей. Негативные права являются основой личной свободы. Эти права закреплены в Конституции. Реализация этих прав зависит от уровня социально-экономического развития общества. Более конкретной классификацией прав человека является их деление в соответствии со сферами их реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные и экологические. Гражданские (личные) права и свободы составляют основу конституционно-правового статуса гражданина государства. Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают комплекс прав лиц, имеющих гражданство. Гражданские права определяются как естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права, которыми обладает каждый индивид. Они призваны защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. В числе гражданских прав и свобод, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека, присутствуют права: - на свободу и равенство; - на жизнь и личную неприкосновенность, включая свободу от рабства и подневольного состояния; - на свободу от пыток и жестокого обращения; - на защиту от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь; - на свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну; - на защиту чести и достоинства; - на справедливый, независимый и публичный суд; - на тайну переписки и телефонных разговоров; - на свободу мысли, совести и религии; - на свободу убеждений и на свободное их выражение.
Политические права определяют возможность активного участия граждан в общественной жизни и управлении государством. К ним относятся: избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, печати, совести и некоторые.
Экономические права связаны с владением имуществом, с правом на труд, на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд. Особое место среди экономических прав занимает право на частную собственность, которое рассматривается как одно из основополагающих прав человека, без которого невозможно гражданское общество и индивидуальная свобода. Гражданские, политические и экономические права называют либеральными или правами первого поколения. Они носят преимущественно характер негативного права, ограждающего свободу личности от посягательства власти и других людей. Граждане нуждаются лишь в охране со стороны государства. Социальные, культурные и экологические права относят к правам второго поколения. Они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду. Социальные права связаны с обеспечением достойного уровня жизни и социальной защищенности граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает права граждан на отдых, жилище, охрану здоровья, социальное обеспечение. Культурные права призваны обеспечить духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества. Экологические права - это права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.
Чтобы права и свободы личности соблюдались на практике, необходимы определенные гарантии: - материальные (наличие частной собственности и финансовых средств); - политические (разделение властей, наличие независимой оппозиции, суда, средств массовой информации); - духовно-нравственные (необходимый образовательный и культурный уровень населения, доступ к информации, демократическое общественное мнение).
Современные представления о правах и свободах личности изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в которой подчеркивается, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" (статья 1). Всеобщая декларация прав человека является первым разделом Международного билля о правах человека, который включает также Международный пакт о гражданских и политических правах. ООН были приняты и ряд других документов: Декларация прав ребенка в 1959 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка в 1979 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации в 1981 г., Декларация о праве на развитие в 1986 г. Таким образом, сегодня в большинстве стран граждане имеют возможность участия в политической деятельности, они наделены широкими правами и свободами для ее осуществления. Личность признается первичным субъектом политики. Однако объективные возможности еще не гарантируют всеобщего политического участия. Только от самого человека зависит - остается он объектом политики или становится еще и ее субъектом, т. е. участником. Участие или неучастие граждан в политической деятельности, формы и мотивы их политического поведения оказывают большое влияние на развитие политических процессов в обществе.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |