Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое лидерство. 1. Политическое положение личности

Политическая элита.

Политическое участие.

Человек и политика.

1. Политическое положение личности

1. Политическое положение личности

 

В истории политики проблема политического положения лич­ности всегда была предметом дискуссий. Попытки осмыслить взаимо­отношения личности и власти, место человека в политической жизни общества восходят к глубокой древности. Большое внимание всегда уделялось описанию подвигов героев, деятельности монархов и пол­ководцев - творцов истории. Геродот и Плутарх, Н. Макиавелли и Ф. Ницше рассматривали политику как результат деятельности вы­дающихся личностей, рядовым гражданам они отводили роль пассив­ного объекта, подчиненного воле лидеров. Но еще в первом тысячеле­тии до н. э. возникают идеи естественного права, ставшие первой фор­мой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти и государству. Истори­чески сложились несколько типов взаимодействия личности и власти: патриархальный, тоталитарный, индивидуалистический (либераль­ный), партиципаторный (или партиципативный) - участия.

Патриархальный тип взаимоотношения личности и власти предполагает сложную систему прав и обязанностей индивидов, нера­венство их политического положения. Общество делится на различ­ные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие обладают минимальными властными полномочиями. Глав­ным источником и распределителем власти является авторитарный правитель: монарх или диктатор.

Китайский философ Конфуций еще в V в. до н.э. описал патриархальный тип взаимоотношения личности и власти: он рассматривал государство как большую патриархальную семью, где вся власть принадлежит правителю-отцу. Остальные граж­дане делятся на "старших" (аристократия и чиновники) и "младших" (простой люд). "Младшие" должны подчиняться "старшим", которые, в свою очередь, должны заботиться о благе народа. Лишь высшие слои общества допуска­лись до подданнического, полусознательного политического участия.

 

В Древнем мире сложился и тоталитарный тип взаимоотно­шения личности и власти. Наиболее полно этот тип отношений пред­ставлен в политической концепции Платона. В своих проектах "иде­ального государства", он исходит из безусловного верховенства цело­го (государства) над частью (личностью) и полного (тотального) под­чинения личности государственной власти. Государство, руководимое группой наиболее разумных и благородных людей (мудрым царем или аристократией), призвано было утверждать единомыслие и коллекти­визм, регламентировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей. При таком понимании личности проблема ее независимости и поли­тической самостоятельности заведомо исключалась. Личность явля­лась только объектом политики. В своем диалоге "Законы" Платон предусматривал изгнание и смертную казнь для неугодных лиц.

Теория Платона оказала огромное воздействие на формирование тоталитаризма как формы взаимоотношения личности и государст­венной власти. В период средневековья ею руководствовались монар­хи, в XX веке – диктаторы: растворение индивидуального "Я" в безликом коллективном "Мы" - в партии, классе, нации.

Взгляды Платона на роль личности в политике оказали влияние на мировоззрение Аристотеля, который дополнил их рядом новых идей. Он предложил антропологическую трактовку политики, считая политику производ­ной от природы человека: только в обществе и госу­дарстве, становясь органической частью живого и целостного орга­низма, человек может реализовать себя. Предпочтение человека жить в обществе и коллективе определяет его политическую природу и вводимые им общественные устои. Исторически первыми формами коллективного общения являются семья и община, на базе которых возникает государство. Но в отличие от семьи, государство, по мысли Аристотеля, должно основываться на взаимодействии свободных и равных граждан. Аристотель подчеркивал первичность и доми­нирование государства над личностью.

 

Начиная с XVII века происходит процесс развития индивидуали­стического (либерального) типа взаимоотношений личности и власти, который явился реакцией на политическое бесправие личности перед государством и был представлен либеральной идеологией. Виднейшие пред­ставители классического либерализма Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Мон­тескье, А. Смит, И. Бентам провозгласили политическое равенство всех граждан, утвердили личность как самостоятельный субъект по­литики, ограничили сферу воздействия на нее государства, обоснова­ли существование естественных прав и свобод. Либеральная теория рассматривает личность в качестве источника власти. Государство яв­ляется только результатом договора свободных людей, оно подкон­трольно гражданам и выполняет лишь те функции, которыми они его наделяют. Права личности на свободу и частную собствен­ность, жизнь и сопротивление угнетению являются естественными и неотъемлемыми.

Представители классического либера­лизма обосновали су­ществование естественных прав и свобод граждан, нашли важ­нейшие способы их практического осуществления. К ним относятся принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый из них был разработан Дж. Локком и Ж. Ж. Руссо и означает подчинен­ность власти народу, который обладает правом на свержение власти, если она посягает на свободу, собственность и жизнь своих граждан. Второй принцип был сформулирован Ш. Монтескье и гарантирует индивидуальные свободы граждан на основе разделения власти на за­конодательную, исполнительную и судебную. Эти принципы и сего­дня являются важнейшим инструментом, ограждающим личность от притеснений со стороны власти.

Либеральная концепция прав человека нашла юридическое вы­ражение в Вирджинской декларации 1776 года, положенной в основу Билля о правах Конституции США, принятого в 1791 году. В 1789 го­ду основополагающие права (на собственность, свободу личности, безопасность и сопротивление угнетению) были конституционно за­креплены во французской Декларации прав человека и гражданина. Эти политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, не­смотря на то, что современные представления о правах человека бога­че по содержанию.

Революционные движения в Европе начала XIX века показа­ли ограниченный характер либерального решения проблемы взаимодействия личности и власти. Преодолеть эти недостатки пытались социал-демократические теории, сочетающие традиционные либеральные ценности c идеями социального равенства и объединенные в рамках партиципаторного (партисипативного) участия, как типа взаимоотношений личности и власти. В его основе лежит христианско-демократическое учение, которое исходит из трех основных принципов:

- уникальной ценности каждого человека, гуманистического от­ношения к нему и уважения личности государством;

- солидарности, означающей заботу друг о друге, обо всем об­ществе и государстве (это основа христианского учения);

- субсидиарности, означающей помощь государства гражданам, которые не могут себя обеспечить, но при этом не порождающей иж­дивенчество, которое приводит к политической пассивности.

 

Социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере и обеспечивающие достойные условия ее существования, являлись одними из важнейших лозунгов социал-демократического движения XIX-XX веков. Многие из этих прав (право на труд, отдых, образование и др.) впервые были конституци­онно закреплены в СССР. Однако их провозглашение сопровождалось нарушением традиционных либеральных прав и свобод, что в итоге привело к появлению социальных привилегий, уравниловки в оплате труда, к снижению его эффективности, массовому распространению психологии социального иждивенчества, низкому уровню благосос­тояния большинства граждан.

В индустриально развитых странах социальные права граждан получили юридическое признание после второй мировой войны, когда были созданы материальные возможности для их реализации. Сегодня идеи социального государства, социальной защищенности граждан разделяются многими политическими партиями.

 

Современная концепция прав человека и ее осуществление. В современном обществе права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему ус­мотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права).

В современной политической социологии представлено не­сколько подходов к изучению прав человека.

1. Естест­венно-исторический подход рассматривает права человека как естественные, присущие ему с рождения, данные природой, Богом, принадлежащие человеку как духовному существу, то есть имеющие внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять эти основополагающие права оно не может. Конкретное содержание и объем прав изменяется и расширяется по мере развития общества, но сами фундаментальные права остаются неизменными, выражая мо­ральные принципы и ценности данного общества.

2. Ю ридическо-позитивистский подход, отрицает внегосударственное происхо­ждение прав человека, утверждает рациональную самоценность права, его независимость от экономических и социальных предпосылок. Ис­точником и гарантом прав считается государство. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по от­ношению к законам государства, но изменяются в зависимости от его целей и возможностей.

3. М арксистский подход ис­ходит из социально-экономической и, прежде всего, классовой обусловленности личности. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, а личность - как совокупность общественных отношений, продукт оп­ределенного общественного строя. В социалистических странах права личности признавались юридически. Фактически права и свободы личности, закрепленные в конституциях, предоставлялись гражданам в соответствии с произвольно трактуемыми партией и государством классовыми и общенародными интересами.

 

Сегодня для большинства современных государств права и свободы че­ловека являются высшей ценностью. Сам термин "права человека" употребляется как в узком, так и в широком значении. В узком значе­нии - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охра­няются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления. Равенство всех лю­дей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от незаконного задер­жания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и другие. В широком значении термин "права человека" включает весь комплекс прав и свобод лич­ности, их различные виды.

Современная классификация прав и свобод проводится по различным основаниям. Наиболее общим является де­ление всех прав на негативные и позитивные, оно основано на фикса­ции в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном (нельзя) понимании прав отсутствует принуждение, ограничиваются действия государства по отношению к личности, в позитивном (мож­но) - присутствует возможность выбора, реализации своих интересов и целей. Негативные права являются основой личной свободы. Эти права закреп­лены в Конституции. Реали­зация этих прав зависит от уровня социально-экономического разви­тия общества.

Более конкретной классификацией прав человека является их деление в соответствии со сферами их реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

Гражданские (личные) права и свободы составляют основу кон­ституционно-правового статуса гражданина государства. Их не следу­ет путать с правами гражданина, которые охватывают комплекс прав лиц, имеющих гражданство. Гражданские права определяются как ес­тественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права, которыми обладает каждый индивид. Они призваны защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. В числе гражданских прав и свобод, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека, при­сутствуют права:

- на свободу и равенство;

- на жизнь и личную неприкосновенность, включая свободу от рабства и подневольного состояния;

- на свободу от пыток и жестокого обращения;

- на защиту от произвольного вмешательства в личную и се­мейную жизнь;

- на свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну;

- на защиту чести и достоинства;

- на справедливый, независимый и публичный суд;

- на тайну переписки и телефонных разговоров;

- на свободу мысли, совести и религии;

- на свободу убеждений и на свободное их выражение.

 

Политические права определяют возможность активного уча­стия граждан в общественной жизни и управлении государством. К ним относятся: избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, печати, совести и некоторые.

 

Экономические права связаны с владением имуществом, с пра­вом на труд, на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд. Особое место среди экономических прав занимает право на частную собственность, которое рассматривается как одно из основополагающих прав человека, без которого невоз­можно гражданское общество и индивидуальная свобода.

Гражданские, политические и экономические права называют либеральными или правами первого поколения. Они носят преимуще­ственно характер негативного права, ограждающего свободу личности от посягательства власти и других людей. Граждане нуждаются лишь в охране со стороны государства.

Социальные, культурные и экологические права относят к пра­вам второго поколения. Они определяют обязанности государства га­рантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.

Социальные права связаны с обеспечением достойного уровня жизни и социальной защищенности граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает права граждан на отдых, жилище, охрану здоровья, социальное обеспечение.

Культурные права призваны обеспечить духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценно­стям, свободу художественного и технического творчества.

Экологические права - это права граждан на благопри­ятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

 

Чтобы права и свободы личности соблюдались на практике, не­обходимы определенные гарантии:

- материальные (наличие частной собственности и финансовых средств);

- политические (разделение властей, наличие независимой оп­позиции, суда, средств массовой информации);

- духовно-нравственные (необходимый образовательный и культурный уровень населения, доступ к информации, демократиче­ское общественное мнение).

 

Современные представления о правах и свободах личности из­ложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генераль­ной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в которой подчеркивает­ся, что "все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве" (статья 1). Всеобщая декларация прав человека является первым разделом Международного билля о правах человека, который включает также Международный пакт о гражданских и политических правах. ООН были приняты и ряд других документов: Декларация прав ребенка в 1959 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию право­порядка в 1979 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации в 1981 г., Декларация о праве на развитие в 1986 г.

Таким образом, сегодня в большинстве стран граждане имеют возможность участия в политической деятельности, они наделены широкими правами и свободами для ее осуществления. Личность при­знается первичным субъектом политики. Однако объективные воз­можности еще не гарантируют всеобщего политического участия. Только от самого человека зависит - остается он объектом политики или становится еще и ее субъектом, т. е. участником. Участие или не­участие граждан в политической деятельности, формы и мотивы их политического поведения оказывают большое влияние на развитие политических процессов в обществе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перспективы политического согласия в современной России | Политическое участие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.