Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое участие

Отношение «человек — власть» выражает прямую связь между нереализованными и реализованными способностями, возможностями индивида в политической жизни. Стремление к власти, являясь постоянной величиной, обусловливается многообразными потребностями человека — к свободе, независи­мости и самостоятельности, к материальному благополучию и социальным выгодам, к самовыражению и самоутверждению, к справедливому распределению материальных и духовных цен­ностей, к бескорыстному служению людям, Отечеству. Осуще­ствление этих потребностей протекает по-разному и зависит от многих факторов внутреннего характера. Однако историческая практика позволила выработать определенную формулу, в которой представлены этапы участия индивида в его стремление к реализации властных функций:

· стихийное или осознанное участие в политической жизни — митинги, выступления на собраниях, работа в самоуправляемых общественных движениях и организациях:

· участие в коллективном политическом руководстве на основе принадлежности к правящей элите, касте;

· участие в единоличном политическом руководстве.

Массовое участие населения, всех его категорий в политиче­ской жизни, в управлении общественными делами является при­знаком демократичности государства. Политическое участие - это действия, предпринимаемые граж­данами и имеющие цель влиять на государственную политику, управ­ление государственными делами или на решения политических лиде­ров на любом уровне политической власти, местном или общенацио­нальном.

В современной политической науке вопрос участия рядового гражданина в определении политики является дискуссионным. Суще­ствует две основные позиции: элитарная и демократия участия (партиципаторная, или партициативная). Сторонники элитарной концепции утверждают, что широкое участие граждан в местной и государственной политике противоречит естественному разделению труда в обществе, снижает эффективность управления, рождает некомпетентность, безответст­венность. Функции граждан должны сводится к контролю над поли­тиками, партиями и бюрократией посредством выборов. Управлять государством должны профессиональные политики - образованная, компетентная элита.

Сторонники демократии участия считают необ­ходимым активное участие граждан не только в выборах и референ­думах, но и в самом политическом процессе: подготовке и принятии решений, их проведении в жизнь, в контроле над деятельностью должностных лиц и так далее. Это должно предотвращать злоупот­ребления властью, отрыв политической элиты от рядовых граждан, способствовать преодолению отчуждения личности от политики.

Варианты участия в управлении зависят от масштабности, величины общественной системы, от ее традиций, стабильности, установившихся норм и взглядов. Система пред­ставительной демократии, характерная для большинства совре­менных государств, не может успешно функционировать без участия людей, обладающих специальными знаниями, навыка­ми. Выборные должности в данном случае в идеальном вари­анте могут заполняться лишь компетентными, знающими экспер­тами, которые обеспечивали бы и проводили независимую от давления чиновников-бюрократов политику. Тогда и само обще­ство получало бы надежную защиту как от произвола прини­маемых «наверху» политических решений, так и от постоянно навязываемой власти со стороны бюрократического аппарата.

Этот демократический идеал, связывающий воедино граж­данскую активность населения с выборностью компетентных представителей в органы власти, практически недостижим.

Так называемая «прямая демократия» предполагает участие всего населения в реализации властных функций в обществе. Ее применение ограничено несколькими факторами:

— невозможностью постоянного участия всего населения в принятии политических решений, за исключением разового уча­стия во всенародном референдуме или общенациональном опро­се по жизненно важным для общества вопросам;

— отсутствием у большинства граждан политической компе­тентности и политической культуры;

— усложнением социальной регламентации в развитых цивилизованных обществах.

 

«Прямая демократия», или «демократия участия», получила большое распространение в производственной сфере, в управле­нии предприятиями. «Производственная демократия, как участие работников в решении трудовых и социальных проблем на пред­приятии, берет свое начало в 1791 г. в США, где было создано-первое кооперативное промышленное объединение, и в Германии — 1891г., где был принят первый закон о рабочих Советах». В первой половине XX в. она распространилась к боль­шинстве европейских стран и получила законодательное закреп­ление в одних, а договорное — в других государствах. После второй мировой войны такая форма участия трудящихся в управлении приобретает стабильный характер. Выделяют три вида такого участия:

1. консультативный,

2. содетерминационный, т. е. голос работников соизмерим с голосом управляющих,

3. контрольный.

 

Наряду с данными видами участие работников в принятии управленческих и других решений характеризуется в иных величинах:

· степень участия в каждом принимаемом решении;

· сферы, на которые распространяется участие, например, социальные вопросы, проблемы условий труда, оплаты, найма и увольнения;

· организационные формы участия — рабочий совет, представительство рабочих в наблюдательных советах, в правлениях предприятий, корпораций.

 

Интерес к «участию» или «неучастию» представляет собой трудно прогнозируемую величину. Это связано не только с про­блемой политической активности людей, но прежде всего с уров­нем их экономического благосостояния, со степенью их полити­ческой свободы, с мерой соответствия их потребностей и прово­димой властями политикой.

Важным фактором политического участия являются личност­ные мотивы. Они изучаются политической психологией. Современ­ные исследования позволяют выделить основные мотивы политиче­ского участия.

Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности. Для определенного типа людей политика просто инте­ресна как особое занятие. Они и избирают его в качестве сферы при­ложения своих сил.

Познавательные мотивы. Политическая система дает человеку устойчивую картину мира. Это удобная объяснительная схема, она выглядит престижной и привлекает любознательных людей.

Мотив власти над людьми.

Идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями политической системы. Побуждаемый такими мотивами человек участвует в политике для того, чтобы реа­лизовать свои идейные ценности.

Мотив преобразования мира. Это очень сильный мотив, связан­ный с пониманием несовершенства существующего мира и настойчи­вым стремлением улучшить его. Как правило, мотивы такого рода свойственны людям, которые намереваются профессионально зани­маться политикой. Для них политика и есть инструмент преобразова­ния мира.

Традиционные мотивы. Очень часто люди участвуют в полити­ке потому, что так принято в их местности, среди родственников, дру­зей и знакомых.

Меркантильные мотивы. Политика, как и другие сферы дея­тельности, представляет собой, на определенном уровне, оплачивае­мый труд. Для определенных людей занятие политикой - это просто способ заработать, начиная с расклейки предвыборных листовок, кон­чая получением должности партийного функционера.

Ложные мотивы. Это мотивы, которые активно формирует пропаганда любой политической системы в форме лозунгов "За Роди­ну, за Сталина!", требований "отстоять ценности истинной демокра­тии" и т. д.

В совокупности все эти мотивы выражают соотношение пред­ставлений личности о своей роли в политике и реальных, представ­ленных государством возможностей их реализации.

 

Разные мотивы побуждают к различным формам политического участия. Непосредственное (прямое) участие имеет место в рамках небольших политических и общественных организаций, где граждане на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно харак­терно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами путем референдумов, собраний, выборов и других форм прямого волеизъявления.

При опосредованном (представительном) участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Демократия неотделима от выборов, так как "власть народа" в современном государстве может быть осуществлена только через вы­борных представителей. Поэтому периодическое участие граждан во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанных с делеги­рованием полномочий, является существенным признаком демокра­тии. Представительное участие является единственно воз­можным в крупных политических системах.

Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения.

 

Политическое участие может быть направлено не только на поддержание существующих порядков, но и против действий и реше­ний властей. Политический протест - это проявление в открыто де­монстрируемой форме негативного отношения личности (группы) к политической системе в целом, ее отдельным элементам, решениям и действиям власти. К формам политического протеста относятся такие действия, как митин­ги и демонстрации, политическое и гражданское неповиновение, за­бастовки. Подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Поэтому во многих странах проведение массовых политических мероприятий регулирует­ся специальными законами, которые предусматривают ряд мер, пред­шествующих проведению подобных акций (порядок уведомления вла­стей о проводимых мероприятиях или получение предварительного разрешения на проведение митингов и демонстраций).

К насильственным формам политического протеста относится терроризм - оппозиционная деятельность экстремистских организа­ций и отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия или его угрозы для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терро­ризм от уголовных преступлений, является проведение таких насиль­ственных акций, которые способны вызвать в обществе шок, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий и приня­тие решений. К методам терроризма относятся: угрозы и шантаж, по­хищения и убийства политических деятелей, захват заложников и зда­ний, взрывы в общественных местах, провоцирование вооруженных столкновений.

 

Далеко не все граждане интересуются политикой и активно уча­ствуют в политической жизни общества. Политическая апатия являет­ся характерным признаком многих политических систем. Равнодушное отношение граждан к политической жизни общества и политической деятельности получило название абсентеизм. Концентрированное выражение абсентеизм получает в форме уклонения от участия в вы­борах разного уровня.

 

На уровень политического участия влияют также социально-политический статус и профессия гражданина, его возраст, пол, место жительства, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация в стране. Абсентеизм существует в любой стране, но рост доли апатичных граждан свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, глубоком кризисе ее норм и ценностей.

В современной России доля апатичных граждан достаточно ве­лика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недове­рием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчи­вой веры в харизматического лидера.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическое лидерство. 1. Политическое положение личности | Политическая элита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.