КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое участие
Отношение «человек — власть» выражает прямую связь между нереализованными и реализованными способностями, возможностями индивида в политической жизни. Стремление к власти, являясь постоянной величиной, обусловливается многообразными потребностями человека — к свободе, независимости и самостоятельности, к материальному благополучию и социальным выгодам, к самовыражению и самоутверждению, к справедливому распределению материальных и духовных ценностей, к бескорыстному служению людям, Отечеству. Осуществление этих потребностей протекает по-разному и зависит от многих факторов внутреннего характера. Однако историческая практика позволила выработать определенную формулу, в которой представлены этапы участия индивида в его стремление к реализации властных функций: · стихийное или осознанное участие в политической жизни — митинги, выступления на собраниях, работа в самоуправляемых общественных движениях и организациях: · участие в коллективном политическом руководстве на основе принадлежности к правящей элите, касте; · участие в единоличном политическом руководстве. Массовое участие населения, всех его категорий в политической жизни, в управлении общественными делами является признаком демократичности государства. Политическое участие - это действия, предпринимаемые гражданами и имеющие цель влиять на государственную политику, управление государственными делами или на решения политических лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном. В современной политической науке вопрос участия рядового гражданина в определении политики является дискуссионным. Существует две основные позиции: элитарная и демократия участия (партиципаторная, или партициативная). Сторонники элитарной концепции утверждают, что широкое участие граждан в местной и государственной политике противоречит естественному разделению труда в обществе, снижает эффективность управления, рождает некомпетентность, безответственность. Функции граждан должны сводится к контролю над политиками, партиями и бюрократией посредством выборов. Управлять государством должны профессиональные политики - образованная, компетентная элита. Сторонники демократии участия считают необходимым активное участие граждан не только в выборах и референдумах, но и в самом политическом процессе: подготовке и принятии решений, их проведении в жизнь, в контроле над деятельностью должностных лиц и так далее. Это должно предотвращать злоупотребления властью, отрыв политической элиты от рядовых граждан, способствовать преодолению отчуждения личности от политики. Варианты участия в управлении зависят от масштабности, величины общественной системы, от ее традиций, стабильности, установившихся норм и взглядов. Система представительной демократии, характерная для большинства современных государств, не может успешно функционировать без участия людей, обладающих специальными знаниями, навыками. Выборные должности в данном случае в идеальном варианте могут заполняться лишь компетентными, знающими экспертами, которые обеспечивали бы и проводили независимую от давления чиновников-бюрократов политику. Тогда и само общество получало бы надежную защиту как от произвола принимаемых «наверху» политических решений, так и от постоянно навязываемой власти со стороны бюрократического аппарата. Этот демократический идеал, связывающий воедино гражданскую активность населения с выборностью компетентных представителей в органы власти, практически недостижим. Так называемая «прямая демократия» предполагает участие всего населения в реализации властных функций в обществе. Ее применение ограничено несколькими факторами: — невозможностью постоянного участия всего населения в принятии политических решений, за исключением разового участия во всенародном референдуме или общенациональном опросе по жизненно важным для общества вопросам; — отсутствием у большинства граждан политической компетентности и политической культуры; — усложнением социальной регламентации в развитых цивилизованных обществах.
«Прямая демократия», или «демократия участия», получила большое распространение в производственной сфере, в управлении предприятиями. «Производственная демократия, как участие работников в решении трудовых и социальных проблем на предприятии, берет свое начало в 1791 г. в США, где было создано-первое кооперативное промышленное объединение, и в Германии — 1891г., где был принят первый закон о рабочих Советах». В первой половине XX в. она распространилась к большинстве европейских стран и получила законодательное закрепление в одних, а договорное — в других государствах. После второй мировой войны такая форма участия трудящихся в управлении приобретает стабильный характер. Выделяют три вида такого участия: 1. консультативный, 2. содетерминационный, т. е. голос работников соизмерим с голосом управляющих, 3. контрольный.
Наряду с данными видами участие работников в принятии управленческих и других решений характеризуется в иных величинах: · степень участия в каждом принимаемом решении; · сферы, на которые распространяется участие, например, социальные вопросы, проблемы условий труда, оплаты, найма и увольнения; · организационные формы участия — рабочий совет, представительство рабочих в наблюдательных советах, в правлениях предприятий, корпораций.
Интерес к «участию» или «неучастию» представляет собой трудно прогнозируемую величину. Это связано не только с проблемой политической активности людей, но прежде всего с уровнем их экономического благосостояния, со степенью их политической свободы, с мерой соответствия их потребностей и проводимой властями политикой. Важным фактором политического участия являются личностные мотивы. Они изучаются политической психологией. Современные исследования позволяют выделить основные мотивы политического участия. Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности. Для определенного типа людей политика просто интересна как особое занятие. Они и избирают его в качестве сферы приложения своих сил. Познавательные мотивы. Политическая система дает человеку устойчивую картину мира. Это удобная объяснительная схема, она выглядит престижной и привлекает любознательных людей. Мотив власти над людьми. Идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями политической системы. Побуждаемый такими мотивами человек участвует в политике для того, чтобы реализовать свои идейные ценности. Мотив преобразования мира. Это очень сильный мотив, связанный с пониманием несовершенства существующего мира и настойчивым стремлением улучшить его. Как правило, мотивы такого рода свойственны людям, которые намереваются профессионально заниматься политикой. Для них политика и есть инструмент преобразования мира. Традиционные мотивы. Очень часто люди участвуют в политике потому, что так принято в их местности, среди родственников, друзей и знакомых. Меркантильные мотивы. Политика, как и другие сферы деятельности, представляет собой, на определенном уровне, оплачиваемый труд. Для определенных людей занятие политикой - это просто способ заработать, начиная с расклейки предвыборных листовок, кончая получением должности партийного функционера. Ложные мотивы. Это мотивы, которые активно формирует пропаганда любой политической системы в форме лозунгов "За Родину, за Сталина!", требований "отстоять ценности истинной демократии" и т. д. В совокупности все эти мотивы выражают соотношение представлений личности о своей роли в политике и реальных, представленных государством возможностей их реализации.
Разные мотивы побуждают к различным формам политического участия. Непосредственное (прямое) участие имеет место в рамках небольших политических и общественных организаций, где граждане на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами путем референдумов, собраний, выборов и других форм прямого волеизъявления. При опосредованном (представительном) участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Демократия неотделима от выборов, так как "власть народа" в современном государстве может быть осуществлена только через выборных представителей. Поэтому периодическое участие граждан во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанных с делегированием полномочий, является существенным признаком демократии. Представительное участие является единственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения.
Политическое участие может быть направлено не только на поддержание существующих порядков, но и против действий и решений властей. Политический протест - это проявление в открыто демонстрируемой форме негативного отношения личности (группы) к политической системе в целом, ее отдельным элементам, решениям и действиям власти. К формам политического протеста относятся такие действия, как митинги и демонстрации, политическое и гражданское неповиновение, забастовки. Подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Поэтому во многих странах проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд мер, предшествующих проведению подобных акций (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение предварительного разрешения на проведение митингов и демонстраций). К насильственным формам политического протеста относится терроризм - оппозиционная деятельность экстремистских организаций и отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия или его угрозы для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны вызвать в обществе шок, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений. К методам терроризма относятся: угрозы и шантаж, похищения и убийства политических деятелей, захват заложников и зданий, взрывы в общественных местах, провоцирование вооруженных столкновений.
Далеко не все граждане интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни общества. Политическая апатия является характерным признаком многих политических систем. Равнодушное отношение граждан к политической жизни общества и политической деятельности получило название абсентеизм. Концентрированное выражение абсентеизм получает в форме уклонения от участия в выборах разного уровня.
На уровень политического участия влияют также социально-политический статус и профессия гражданина, его возраст, пол, место жительства, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация в стране. Абсентеизм существует в любой стране, но рост доли апатичных граждан свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, глубоком кризисе ее норм и ценностей. В современной России доля апатичных граждан достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в харизматического лидера.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |