![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое лидерство
Не следует считать элиты четко разграниченными. Часто они не только взаимодействуют, но и просто-напросто объединяются в отдельных персонах, способных представлять собой разные типы элит. В общем и целом наличие элит свидетельствует о тот, что в демократии существуют структуры господства. Функциональные элиты Они плюралистичны и открыты для людей, обладающих определенной квалификацией. Они везде - в промышленности, в администрации, в культуре. В политической области они - народные представители - посредники между народом и политическими институтами. Это и профессиональные политики, и менеджеры, и пропагандисты. К политическим функциональным элитам относятся ведущие группы в партиях и парламентских фракциях, чиновники высших рангов в министерской бюрократии, в профсоюзах и неправительственных организациях, руководство политических движений и объединений. Эти элиты многообразны и по своим интересам часто противоречивы. В разные моменты и периоды общественного развития некоторые из них выдвигаются на первый план.
Несмотря на некоторые различия между различными школами, следует подчеркнуть, что все они имеют одну общую основу: интерпретация элиты осуществляется на фоне концентрации или множественности властно-управленческих центров, их социально-политических влияний на общество в целом. Резюмируя взгляды, господствующие в этих школах, можно прийти к следующим характеристикам элит: ü общество делится на «властвующее меньшинство» — правящую элиту и «политически инертное большинство», не имеющее власти; ü управляющее меньшинство не является типичным представителем масс. Элиты формируются из представителей высшего социально-экономического слоя, из политической, экономической и военной субэлит; ü переход в элиту должен быть медленным и длительным, чтобы сохранить стабильность общественной системы и избежать радикальных структурных изменений. Тот, кто принимает основные согласованные правила элиты, допускается в правящую группу; ü элиты едины в подходе к главным ценностям социальной системы и к сохранению самой системы; ü государственная политика отражает не требования масс, а господствующие интересы элиты. Перемены в политике осуществляются чаще изнутри, чем революционным путем; ü правящие элиты слабо подвержены прямому влиянию со стороны равнодушной части граждан. Формирование элиты в современном обществе происходит путем использования различных форм отбора: делегирование, призвание или назначение, самоусовершенствование. Селекция кандидатов в состав правящей элиты происходит па основе представлений, мотивов, которые имеют общий для данной элиты характер. М. Вебер сформулировал четыре типа мотивов:
1. традиционный, предполагающий выдвижение лиц из твоей социальной группы; 2. эмоциональный, основывающийся на личных, субъективных симпатиях — антипатиях; 3. оценочно-рациональный, включающий «долженствующие принципы и взгляды»; 4. деловой, характеризующий объективные способности человека.
Несмотря на усилия, предпринимаемые в отдельных странах по сохранению целостности элиты, социологами замечается тенденция к большей самостоятельности отдельных субэлит — военной, экономической. Это связано скорее всего с временными тактическими интересами субэлит, особенно в период предвыборных камланий. Например, экономические субэлиты все чаще и чаще подчеркивают свою независимость путем неучастия в избирательном блоке с какой-либо партией вообще. Иногда они вносят определенные суммы в фонды кандидатов оппозиции, чтобы гарантировать защиту своих интересов к том случае, если оппозиционная партия придет к власти на очередных выборах. Переход от «закрытого», тоталитарного к «открытому», демократическому обществу в России, совершающийся на наших глазах, поставил довольно сложную проблему, связанную с возможностью совмещения «функционирующей элиты и функционирующей демократии». Открытое» общество, к которому мы сегодня стремимся, являет собой ту благодатную почву, на которой может произрастать такая же «открытая», а не замкнутая правящая элита. В этом обществе должно быть присутствие такого важного феномена, как высокая социальная мобильность «по горизонтали и по вертикали». Свободный доступ в правящую элиту представителей всех категорий населения — важнейший признак открытости данного общества. Совместимость существования правящей элиты и демократии обеспечивается широким участием в представительстве и защите интересов всех классов и социальных групп населения. «Выживаемость» самой демократии зависит в конечном счете от политической и нравственной ответственности элиты, от ее достоянного воспроизводства за счет притока лучших представителей из всех сфер общественной жизни. В демократическом обществе возможно и необходимо существование множественности элит, отношения между которыми строятся на основе компромисса и согласия. Россия уже пережила одновариантный, безальтернативный период в своем развитии. Силовое навязывание правящей группировкой «единственного и неповторимого» пути вынуждает оппозиционные и центристские политические блоки изменять свое отношение к политике властных структур. Это проявляется не только в более категоричном формулировании отдельных пунктов своих предвыборных программ, но и в действиях, побуждающих власти сделать то, что они не сделали бы никогда. Сегодняшняя правящая элита в России носит переходный характер, как и само общество. Ее состав представляет собой «лоскутное» одеяло без признаков какого-либо рисунка. В ней — демократы и консерваторы, радикалы и твердолобые, коммунисты и христиане, начинающие предприниматели и директора госпредприятии, политизированные актеры и независимые профессора-консультанты. В современной политической мысли широко распространены концепции плюрализма элит. Ее авторы отрицают существование политической элиты как единой относительно сплоченной привилегированной господствующей группы. В современном обществе власть распределена между разнообразными институтами и группами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Различия между элитой и простыми гражданами относительны, граждане могут входить в состав элиты, участвовать в процессе принятия решений. Поэтому элиты не являются главным субъектом политики, большее значение имеют группы интересов. Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического обоснования современных демократий.
В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на следующие виды: наследственные (аристократия), ценностные (лица, занимающие престижные и влиятельные общественные и государственные позиции), властные (непосредственные обладатели власти), функциональные (профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию). Среди элит различают: правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство. Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его "кухонный кабинет", или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью взаимодействия и насчитывающее обычно 200-400 человек. К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых "субэлитой", - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.
В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важные вопросы при этом: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность? В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты: антрепренерская и система гильдии. Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, т. е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться прежде всего на собственную изобретательность, остроумие, активность. Электоратом, т.е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии. В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президент США Р. Рейган до избрания на этот пост был актером, а не профессиональным политиком, и не имел ни юридического, ни экономического, ни политического образования. Путин – работник службы разведки, безопасности. Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.
Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к претенденту на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или партий. Система рекрутирования закрытая. Отбор кандидатов осуществляется узким кругом руководящих работников партии, движения, корпорации. Система гильдии очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. Тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Элементы данной системы отбора элиты характерны и для демократических стран, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д. Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее особенность заключалась в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. Парадокс состоит в том, что марксизм отрицает элитарность и элиты в социалистическом обществе как проявление неравенства. Однако на практике в России была создана система власти, основывавшаяся на неравенстве, правда, не экономическом, а политическом. Советская номенклатурная элита имела жесткую иерархию (соподчиненность).
Современная политическая социология признает лидером того, кто выступает с политической инициативой, берет на себя ответственность за своих соратников, за судьбу страны, а взамен получает доверие и поддержку населения. Политика опирается на лидеров различного масштаба: местного, регионального, государственного и осуществляется через их деятельность. Такое понимание политического лидерства основано на учете ряда важнейших проявлений данного феномена. Во-первых, это влияние на других людей, причем не эпизодическое или частичное, а постоянное. Во-вторых, это управленческий статус - социальное положение, связанное с принятием властных решений, с организацией коллективного поведения. В-третьих, это особого рода предпринимательство, происходящее на политическом рынке, где политические программы обмениваются на руководящие должности. В-четвертых, это символ общности и образец политического поведения группы, способной реализовать ее интересы с помощью власти. Таким образом, лидерство имеет два аспекта: формально-должностной статус, закрепленный в нормах и правилах, обеспечивающий реальную власть. Неформальный статус, обеспечиваемый личными качествами человека и признанием его особого положения со стороны общества или какой-либо группы. В истории нередки случаи, когда в политической карьере отдельных личностей эти аспекты чередуются. При всех различиях политические лидеры имеют и некие общие черты и свойства, выделяющие их из массы людей. Особенно заметно совпадение таких качеств, как политическая инициативность, готовность нести ответственность за политические действия, свои и своих последователей, политическая интуиция, позволяющая чувствовать, улавливать, предвидеть то, что нельзя заранее знать или высчитать, способность убеждать, увлекать людей с помощью интеллектуальных или эмоциональных средств. Разумеется, сочетание и сила проявления этих качеств у всех разные. Также много зависит от непосредственного окружения лидера, которое может усиливать или ослаблять его потенциальные возможности. Особенно сильное воздействие на лидера оказывает структурированное окружение с развитыми бюрократическими или общепризнанными нормами: оно способно даже навязать ему определенный тип поведения.
Существует несколько теорий, пытающихся осмыслить природу политического лидерства. Их не надо абсолютизировать. Каждая из них, акцентируя внимание на одних важных моментах явления, недооценивает или вовсе упускает другие. Отметим наиболее характерные из этих теорий. Теория черт создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам-героям. Суть этой теории в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности: острый ум, твердая воля, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, компетентность, готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности. Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает ситуационная теория. Она исходит из относительности и множественности феномена лидерства. Лидер - это функция определенных обстоятельств. Конкретная ситуация оказывает огромное влияние на отбор политических лидеров, их поведение и решения. Приоритет в объяснении феномена отдается не личным качествам людей, а требованиям объективных обстоятельств. В русле этой оценки идет широкое распространение популизма в мировой политической практике, в том числе российской. Конкретное содержание популизма может быть самым разнообразным, но общими чертами его являются: - социальная демагогия; - реклама программы разрешения всех проблем общества; - готовность применить насилие, не считаясь с законом; - уравнительность в распределении благ.
Психологические теории объясняют природу лидерства психологическими особенностями личностей, предрасположенных к лидерству, с одной стороны, и толпы, готовой к подчинению, - с другой. В рамках этих концепций выявлен тип личности, предрасположенный к авторитарности. Для такой личности власть является психологической потребностью, реализацией собственных целей через навязывание своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими доставляет такому человеку особое наслаждение. В истории было немало властителей такого типа. Интерактивные теории - попытка комплексного анализа явления лидерства. При таком подходе учитываются четыре важнейшие момента: индивидуальные черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; состав его окружения; механизм взаимоотношения лидера и его последователей. Интерактивный подход расширяет масштаб анализа лидерства, но все равно не является универсальным, т. к. явление лидерства более многообразно.
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяются множество типов лидерства. Многие исследования опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером: - традиционное лидерство, основанное на обычаях, традициях и привычке последователей к подчинению (к таким лидерам принадлежат вожди племени, монархи); - рационально-легальное лидерство, осуществляемое на основе законов и в рамках законов (это лидеры демократического общества); - харизматическое лидерство, основанное на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя (харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи). Данная классификация лидерства очень проста и удобна, но ограничена в применении. В основе первого типа лидерства лежит привычка, в основе второго - разум, третьего - эмоции. М.Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейший движитель, генератор обновления общества в кризисные периоды, так как харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В периоды относительно спокойного развития общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь харизматического типа сменяется традиционным лидером, который в свою очередь уступает место реформатору-законодателю.
Современные политологи выделяют ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам: умение воздействовать на людей эмоционально и вызывать симпатии у масс, выдающиеся коммуникативные способности и имидж сильных людей, способных добиваться любых целей и находиться в состоянии психологического комфорта при повышенном внимании со стороны общества. В современной политологии нередко используют классификацию, которая разделяет лидеров по имиджу и создает четыре собирательных образа лидера: - "знаменосец", "великий человек": его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы (В.И.Ленин); - "служитель", который всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени (Л.И.Брежнев); - "торговец": он способен привлекательно преподнести свои идеи, убедить в их преимуществе, заставить "купить" эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению (В.В.Жириновский, Б.Е.Немцов, Г.А.Явлинский); - "пожарный": его отличает умение ориентироваться на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента; его действия определяются конкретной ситуацией (Б.Е.Ельцин). На основе эмоционального отношения последователей к своему лидеру выделяют три типа лидеров: - "патриарх", в отношении которого члены общества испытывают одновременно чувство любви и страха; - "тиран", в отношении которого у граждан доминирует чувство страха; - "идеальный" - характеризуется чувством симпатии к нему со стороны большинства социальных групп. Имеются и другие классификации, например, выделяют лидеров правящих и оппозиционных, кризисных и рутинных. Но данные классификации по мнению многих исследователей спорны, т.к. в чистом виде практически не встречаются.
Значительный интерес представляет изучение стилей лидерства. Стиль лидерства - это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Традиционно выделяются два стиля лидерства: авторитарный и демократический. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете интересов и мнений всех членов организации, их участии в управлении. Конечно, все эти характеристики условны. В реальности они обычно сочетаются в разных пропорциях. Функции лидеров весьма разнообразны. В сжатом виде они обычно сводятся к своевременному учету общих потребностей, формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию. Это формальные функции, характеризующие основные этапы осуществления социальной роли лидера. Но имеется и содержательная характеристика функций лидера: - интеграция общества; - нахождение и принятие оптимальных политических решений; - социальный арбитраж, защита масс от беззакония, контроль за поддержанием порядка; - коммуникация власти и масс, предотвращение процесса отчуждения граждан от политического руководства; - мобилизация масс на реализацию политических целей, обеспечение прогресса общества; - легитимация строя - эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах, где ни исторические традиции, ни демократические процедуры не оправдывают характера власти. Именно в таких обществах складывается культ личности - крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли лидера в истории. Истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, которая претендует на монопольное обладание истиной, непогрешимость и универсальность. Следует подчеркнуть, что социальная значимость и функциональность лидера зависят от уровня политической сознательности и активности масс. В обществе с сильными демократическими традициями малореальны волюнтаризм, диктаторство и больше оснований для правового политического процесса.
Личностно-деловые качества лидера помогают выполнять или, наоборот, не выполнять в полном объеме функциональные обязанности. В арсенале оценочных суждений о личности лидера насчитывается более 100 различных положительных качеств. Среди них: · подготовленность — общее и профессиональное образование, компетентность, практический и жизненный опыт; · морально-политические качества — принципиальность, трудолюбие, чувство долга, убежденность, чуткость; · характерологические качества — общительность, уравновешенность, скромность, решительность, твердость; · деловые качества — дисциплинированность, требовательность, организаторские способности и т. д.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |