Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты политических отношений




 

Государство. Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоор­ганизацию общества. Это, прежде всего, институты и органы управле­ния, руководства и координации политической жизни. Центральным, или осевым, институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство.

Концептуально понятие "политическая система" шире понятия "государство" и позволяет включать феномены и процессы, не всегда отождествляе­мые с собственно государством. Но без государства нет политической системы, оно должно быть в центре вни­мания политологического исследования.

Государство - концентрированное воплощение идеи полити­ческого. Вокруг государства группируются остальные по­литические институты, борьба между различными социально-поли­тическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управле­ния. Государство по своему существу призвано обеспечить целост­ность и единство институтов и агентств, выполняющих разнообраз­ные функции управления. Например, политические партии, избира­тельная система, система представительства и т.д. немыслимы взя­тые сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отно­шения власти и контроля в обществе.

Государство призвано защищать и реализовывать интересы всех социальных и политических сил, таким образом, оно выражает все­общий интерес, или всеобщую волю. В самом государстве централь­ное место занимают парламент, правительство, административный аппарат, суд, прокуратура и т.д.

Высшие органы государственной власти в лице главы государ­ства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей подсистемы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональ­ными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной струк­турно-функциональной определенностью, установленной консти­туцией.

Высшие органы государственной власти обладают определенной самостоятельностью по отношению друг к другу. Это вытекает из са­мого принципа разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. В этом качестве каждая из трех ветвей власти выступает как самостоятельная система.

Следует отметить, что в современных условиях традиционное де­ление высших органов государственной власти на властвующие и управляющие претерпевает существенные изменения. Речь идёт прежде всего о расширении властных полномочий исполнительной власти. Правительство, хотя юридически продолжает считаться выс­шим органом управления, одновременно приобрело статус и функ­ции одного из высших органов государственной власти, то есть ста­ло волеформирующим политическим учреждением. В соответствии с ныне действующими конституционными нормами правительство имеет широкие полномочия для вынесения важнейших политичес­ких решений, связывающих и законодателя. У него появился ряд новых функций, относящихся к так называемому политическому планированию, оно вторгается в сферу законодательства, разраба­тывая и формулируя многие законопроекты, которые затем проходят через парламент.

Политические и общественные объединения. Немаловажное место в политической системе занимают партии и связанные с ними организации, объединения, союзы, механизмы реализации политического процесса и т.д. Более обоснованной в этом вопросе пред­ставляется позиция Г. Алмонда. Он проводил различие между двумя уровнями политических структур: институциональными и ассоциативными. Причем государство и его институты составляют первый, а партии - второй уровень. Партии во многом определяют жизнеспособность и функционирование политической системы. В тоталитар­ной системе единственная господствующая партия органически и не­разрывно сливается с государством, так что выделить институциональный и ассоциативный уровни здесь невозможно. В целом совре­менные политические системы немыслимы без партий и связанных с ними институтов.

Также политичес­кая система включает различные общественно-полити­ческие организации, комитеты политического действия, институты и механизмы принятия решений, такие, например, как институты корпоративизма.

 

Государственно-административный аппарат. Во всех индустриально развитых странах частью формирования и эволюции политических систем и государства стали процессы разви­тия и консолидации государственно-административного механизма и бюрократического аппарата. Именно с помощью бюрократического аппарата, как считал Вебер, были преодолены негативные последствия сословного порядка и передачи феодальной власти по наследству. Один из атри­бутов бюрократического аппарата - класс чиновников, оплачивае­мый из государственной казны.

Важнейшая функция правительства - управление государствен­ным аппаратом, который осуществляет все властные функции, играет главную роль в разработке и формулировании основных целей государства, в определении путей и средств их осуществления. Через государственный аппарат реали­зуются государственное регулирование и управление экономически­ми и социальными процессами.

По существующим дан­ным, в государственном аппарате индустриально развитых стран за­нято до 8% населения.

Огромная административная организация, созданная для реше­ния сложных проблем современной жизни, постепенно завоевывает определенную автономию от законодательной и судебной ветвей власти и нередко оказывается в состоянии самостоятельно формули­ровать и практически осуществлять политический курс в тех или иных сферах жизни. Особенность государственно-административного аппарата состоит в том, что он носит постоянный характер.

 

Характерные особенности перерождения бюрократического аппарата в России таковы:

· формализм: отрыв аппарата (формы) от своих корней (со­держания), обособление исполнительных ин­станций от воли и интересов членов общества. Базис этой черты - гипертрофия относительной автономности аппарата, стимулируе­мая сбоями в системе отчета и контроля;

· волокита: преднамеренное затягивание ведения дел ввиду либо непреднамеренной несостоятельности (профессиональная непри­годность), либо умышленного вымогательства. В первом случае — неумение, во втором — чрезмерное умение использовать служеб­ное положение;

· казенщина: выполнение работы по видимости, с соблюдением всяческих нюансов и в ущерб существу дела;

· волюнтаризм: самоутверждение чиновника на службе, извлечение личных выгод (покровительство, попечительство, обструкция, обогащение и т. д.) осуществляется посредством досконально отработанной системы, включающей столь изысканные мероприятия, как проволочки, искажения, толкова­ния, перетолкования, разъяснения с намеками, инспирации не состыковок законодательных и подзаконных актов, создание беспо­рядка в документообороте, хранение под сукном бумаг и т. п.;

· мздоимство: получение дополнительного — сверх оклада (казенного жалованья) вознаграждения (дохода) за исполнение прямых служебных функций;

· лихоимство: вымогательство благ, привилегий (вознаграж­дений) за выполнение или невыполнение профессиональных обя­занностей;

· коррупция: воздействие на чиновников или чиновничество через подкуп, шантаж, обещание дополнительных привилегий, не­запланированных благ, побочных доходов с целью трансформации служебных действий в интересах узких групп лиц и вопреки за­просам общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.