Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные особенности современной российской политической системы




 

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демок­ратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источни­ком власти в России является народ, кроме того, в по­ложении о том, что эту власть сам народ и осуществ­ляет как непосредственно, так и через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность Российского государства прояв­ляется и в том, что его граждане равноправны и об­ладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государ­стве установлена выборность органов законодатель­ной власти и представительных органов местного са­моуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика Российского государства в качест­ве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою оче­редь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В со­ставе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральны­ми органами государственной власти, осуществ­ляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответ­ствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей тер­ритории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законо­дательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального зна­чения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее предста­вительного и законодательного органа — Федерально­го Собрания, состоящего из двух палат – Совета Фе­дерации и Государственной Думы.

Для России с ее огромными территориями, с мно­жеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим усло­виям, с большим разнообразием исторических и наци­онально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и сво­бод человека и возложения на государство обязан­ности соблюдать и защищать права и свободы челове­ка и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Кон­ституцией и законами, причем в рамках предусмотрен­ных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «республиканская форма правления» ха­рактеризует государство, в котором все высшие ор­ганы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными пред­ставительными учреждениями. Республиканская фор­ма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика от­личается от монархии, где главой государства являет­ся, как правило, лицо, получающее прерогативы госу­дарственной власти по наследству (король, царь, им­ператор и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Гла­вой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на пять лет, а предста­вительным и законодательным органом – Федераль­ное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представите­лей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государ­ственная Дума - избирается населением сроком на че­тыре года.

Государственная власть в Российской Федера­ции осуществляется на основе разделения на зако­нодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей, закрепленный в об­щей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Прези­дента, Федерального Собрания, Правительства и су­дов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предпо­лагает их конструктивное взаимодействие.

Так, обособление функции принятия законов и наде­ление соответствующими полномочиями Федерально­го Собрания (федеральные законы принимаются Госу­дарственной Думой и одобряются Советом Федера­ции) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторич­ного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны проти­воречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во ис­полнение Конституции, федеральных законов и нор­мативных указов Президента.

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные сооб­ражения, а также посторонние влияния, требования и указания, — основа правосудия, судебной деятель­ности.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.