КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Партийная система общества
Под партийной системой общества следует понимать ту часть политической надстройки, которая, формируясь вследствие образования политических партий, включает в себя: — все партии, выступающие причиной генезиса и субъектами развития политических отношений в обществе; — отношения между самими партиями, с одной стороны, а с другой — между партиями, классами, социальными группами, общественно-политическими организациями, государствам; — выработанную партиями политическую идеологию, надстраивающуюся над обыденным сознанием всех категорий населения, которая, входя в качестве специфического элемента, в политическую систему, детерминирует соответствующие качественные изменения и элементов, и всей системы. В свое время сущностные характеристики партийной системы в нашей литературе выявлялись на основе формационного подхода: в капиталистическом обществе существуют партийные системы со своими типологическими особенностями; в социалистическом — совершенно иные партсистемы, сущность и содержание которых определялись ведущей ролью рабочего класса и его партии. Всякое отклонение от этого стереотипа подвергалось резкой критике в научных кругах стран социализма. Примером тому может служить позиция польского социолога Е. Вятра, который в 60—70-х годах попытался с учетом международного опыта дать свою «универсальную» классификацию буржуазных и социалистических партсистем. Она сводилась к следующему:
· двухпартийная система, в которой имеется относительное равновесие двух политических партий, поочередно осуществляющих власть; · система доминирующей партии — относительно устойчивое господствующее положение одной сильной партии над всеми остальными; отсутствие коалиционного правительства и невозможность его создания ввиду слабости других партий; · система руководящей партии, состоящая из двух и более партий в условиях социализма. Ее основные черты: руководящее положение компартии в политической системе общества; осуществление власти всеми существующими партиями на совместно выработанных принципах межпартийного сотрудничества; отсутствие организованной политической оппозиции в лице одной или нескольких партий;
М. Дюверже считал, что все партии, независимо от того, в какой стране они действуют, составляют партийную систему на основе относительно стабильных связей; что партсистемы являются результатом взаимодействия многообразных и сложных факторов, одни из которых присущи данной конкретной стране, а другие носят всеобщий характер; что они определяются формами и способами сосуществования политических партий. К всеобщим факторам относятся: социально-экономические, идеологические и технические. При этом утверждалось, что главенствующими факторами являются технические, а именно — избирательная система. Представительство социально-классовых интересов и идеология отодвигались на второй план. Подлинная демократия, отождествляемая с многопартийностью, определяется через «свободу для народа и для каждой части народа». Сама же свобода — привилегия не по рождению, должности и образованию. Она есть для всех, кто имеет определенный уровень жизни, общее образование, социальное равенство и обеспечивает политическое равновесие в обществе. Многопартийная система, таким образом, обеспечивая каждой «доле» народа минимум свободы, выступает и как -сбалансированность, и как источник и определенный образ этой сбалансированности. Однопартийная система, являясь чертой переходного периода и основой для формирования авторитарного режима, создает одновременно положительные социальные и экономические предпосылки для возникновения и развития политической свободы. М. Дюверже отрицательно относится к беспартийным режимам, ибо они консервативны, увековечивают элитарное правление. Дж. Сартори, который предлагает ввести две качественные характеристики для всех партий, стремящихся попасть в функционирующую структуру партсистемы: 1. коалиционный потенциал малых партий, т. е. «способность — неспособность» этих партий присоединиться к правящему большинству; 2. потенциал угрозы, т. е. партии постоянной оппозиций, исключенные при расчете правящих коалиций, должны учитываться в той мере, в какой они вынуждают правящие партии совершенствовать свои приемы и способы конкурентной борьбы за власть. Сюда же относится и «антисистемная оппозиция», присущая крайне поляризованной партсистеме. Многопартийная поляризованная система обладает следующими качественными признаками: 3. наличие двухсторонних оппозиций «слева и справа» от правительства. Они взаимно исключают друг друга и находятся в состоянии постоянного конфликта; 4. центральное положение занимает одна или несколько партий. При этом механизм поляризованного плюрализма называется многополярным; 5. поляризация, когда система находится в состоянии резкого идеологического размежевания; 6. преобладание центробежных тенденций над центростремительными, вследствие чего ослабляется центр; 7. наличие крайне безответственных оппозиций в лице экстремистских политических партий; 8. стремление всех партий превзойти друг друга в обещаниях, не отвечая за их выполнение; 9. атомизированная система, когда нет никакой необходимости в точном подсчете партий, ибо достигается порог, за которым количество партий не имеет существенного значения. Взаимодействие партий в системах квалифицируется как механическое. Что же касается наиболее оптимального варианта, то к нему можно отнести партсистему умеренного плюрализма, где отсутствуют антисистемные организации и двухсторонняя оппозиция. В зарубежной литературе существуют и другие сущностные и квалификационные характеристики партсистем. В нашей литературе: У Б. А. Стародубского партсистема выступает как отражение соотношения и расстановки действующих в стране партий и сил. Отношения между существующими партиями в обществе проявляются на четырех уровнях: социальном, электоральном, парламентском, правительственном.53 В. Б. Евдокимов выделяет четыре типа: неполяризованная, поляризованная коалиционная, с одной господствующей партией, с двумя господствующими партиями.54 Другие авторы различают партсистемы с точки зрения их способности устанавливать в обществе социальную и политическую стабильность. Р. С. Ким характеризует два типа: несбалансированную и сбалансированную. Под первой он понимает такую, в которой «одна из партий или несколько партий стремятся к монопольному положению, оставляя другие в роли союзника, партнера в диалоге». Сбалансированная предполагает равноправие всех партий, независимо от их численности, ориентированных на взаимное уравновешивание в системе властных отношений. Только такая партсистема «способна принести в общество стабильность». А. П. Бутенко, под партийной системой, идентифицируя ее с многопартийностью, понимает такую форму общественного управления, выработанную человеческой цивилизацией, при которой борьба нескольких политических партий за государственную власть выступает как механизм использования расхождения интересов, инакомыслия и разномнения в целях общественного прогресса. Наибольшее распространение получила следующая типология:
1. Партийные системы капиталистических государств 1.1. Альтернативная система, в которой по крайней мере один альтернативный коллектив политиков организован в виде политической партии или политических партий и имеет реальные шансы заменить коллектив, правящий в данный момент; в рамках этой группы могут иметь место: 1.1.1. Система многопартийной раздробленности, в которой ни одна партия или группа партий не имеет явного преобладания, а власть осуществляется коалициями, изменяющимися по составу. 1.1.2. Двухблоковая система, в которой существуют несколько политических партий, но они делятся на два постоянно соперничающих политических блока. 1.1.3. Двухпартийная система, где хотя и существуют более мелкие партии, но подлинное соперничество за власть происходит между двумя самыми крупными партиями системы. 1.2. Неальтернативные системы, в которых либо конституционные принципы, либо фактическое соотношение сил приводит к тому, что нет подлинного соперничества между политическими партиями за власть; в рамках этого могут иметь место: 1.2.1. Система кооперации партий, характеризующаяся блокированием главных политических партий и фактическим исчезновением действенной оппозиции. 1.2.2. Система партий национального соглашения (или доминирующей партии), в которой хотя и существуют многочисленные политические партии, соперничающие па выборах, но одна партия постоянно доминирует над всей политической системой и безраздельно осуществляет власть, а другие партии действуют либо как критики правительства, либо как представители отдельных групп интересов, имея четко ограниченную и, как правило, локализованную базу влияния. 1.2.3. Ограниченные партийные системы, в которых существуют различные политические партии и между ними осуществляется соперничество за политическое влияние, но власть находится в руках одной политической силы — чаще всего армии, заявляющей, что она независима от партий и стоит над ними. 1.2.4. Однопартийная система, исключающая существование других политических партий, кроме правящей. 2. Партийные системы социалистических государств 2.1. Однопартийная система, в которой согласование интересов классов и общественных слоев осуществляется в рамках одной партии, партии рабочего класса, и где эта партия постоянно является руководящей силой по отношению ко всем другим общественным и политическим организациям. 2.2. Система партии-гегемона, в которой гегемония одной пар-тин, партии рабочего класса, основывается на том, что другие существующие в рамках системы политические партии, как и остальные общественно-политические организации, признают ее руководящую роль; в этой системе коммунистическая партия осуществляет руководство многопартийной коалицией партий, стоящих на принципах социализма, а другие политические партии не допускаются к участию в политической системе.
Это «многообразие» есть постоянный поиск рациональности в самом существовании и функционировании партсистемы — почему она нужна сегодня, завтра, послезавтра, а не только — что она из себя представляет вообще. Если согласиться с тем, что партийная система есть механизм согласия или конкуренции между существующими в обществе политическими партиями по поводу завоевания и использования государственной власти, то возникает следующий вопрос — зачем нужны «согласие или конкуренция»? Сама власть — не конечная, а промежуточная цель каждой партии. С ее помощью партии реализуют свои заранее разработанные программы, в которых заложены целевые установки и задачи. Сотрудничество или конкуренция закладываются в содержание партийной системы для того, чтобы данное «соотношение» проявилось в политической, общественной системе на ином уровне — уровне рационального и нерационального взаимодействия всех составляющих политическую надстройку. Они являются переменными величинами. В многопартийной системе, где несколько партий имеют шанс получить места в законодательных и исполнительных органах, на первоначальном этапе предвыборной гонки за места приоритет остается за конкуренцией. На этом этапе все соперничающие партии проявляют свои способности, интеллектуальный потенциал в борьбе за власть. Временное согласие может присутствовать между партиями, не могущими в одиночку преодолеть процентный барьер. Конкуренция выявляет элементы «похожести — непохожести» политических партий, их реальный, а не закамуфлированный политический образ. Выигравшие в результате соперничества, партии формируют коалиционное правительство, в котором приоритетное место отдается согласию, сотрудничеству, ибо от них зависит как устойчивость самого правительства, так и всей общественной системы. Сотрудничество характеризуется рациональной величиной в том случае, если представители всех партий в органах власти с помощью компромиссных соглашений достигают выработки и проведения единой эффективной политики как внутреннего, так и внешнего характера. В результате развитие общества происходит на основе предсказуемости и стабильности. Рациональность такого «движения» носит слишком идеальный характер. В политической практике представители партий зачастую не находят компромиссных решений на уровне властных органов, и первоначальная рациональность превращается в нерациональную междоусобицу с непредсказуемыми последствиями: распускается парламент, уходит в отставку правительство, объявляется референдум и т. д. Вся общественная система подвергается «испытаниям на прочность». То есть множество партий, участвующих в завоевании и разделении власти, с точки зрения представительства разнообразных интересов, рационально и в идеальном варианте приводили бы к уменьшению возможностей социального напряжения или конфликта в обществе. Однако при отсутствии компромиссного взаимодействия по ключевым проблемам развития на уровне властных структур это «множество», представляющее в полном объеме «народную волю», приводит к неэффективной политике и носит нерациональный характер. При наличии в обществе двух сильных конкурентоспособных партий, самостоятельно формирующих свои правительства, социальная и политическая картина имеет другую конфигурацию. В данном случае интересы классов и социальных групп на уровне властных структур «урезаются» в пользу двух партий, и тем самым сознательно лимитируется «народная воля». С этой точки зрения система двух постоянно соперничающих между собой партий нерациональна. Она рациональна с точки зрения устойчивости правительственных структур, эффективности политики, стабильности общества. Однопартийное правительство не связано в принятии решений мнением представителей других партий. Оно может реагировать в информационно-пропагандистском плане лишь на «демарши» оппозиционной конкурирующей партии. Снижение эффективности проводимой политики, ослабление электоральных связей происходят в условиях однопартийного режима, в котором власть осуществляется одним лицом или коллективным органом, игнорирующим право и представительные учреждения. Вовлечение в систему управления представителей других институтов, как правило, сочетается с опорой на бюрократический и полицейский аппарат, на меры принудительного и насильственного характера. Одна партия — это политическая опора вождя, диктатора; это возникновение и «расцвет» тоталитарного правления. В свое время в советском обществе все теоретические силы обществознания были брошены на обоснование укрепления в возрастания руководящей роли единственной партии рабочего класса, которая «выражала интересы всех классов и слоев и цементировала морально-политическое единство советского народа». Сегодня известно, что из этого вышло. Итак, однопартийная система — это своего рода иррациональная система, в которой воля вождя олицетворяется с «народной волей». Представленное выше может быть проинтерпретировано как определенные требования и задачи конкретно-социологического, конкретно-политического и конкретно-исторического изучения партийной системы любого общества в ее становлении, функционировании и развитии. Овладение этого рода знанием открывает возможность перехода к изучению вклада всех партий, составляющих партсистему, в преобразование и развитие системы политических отношений данного общества, т. е. отношений партий к государству, к иным общественно-политическим организациям, самих межпартийных отношений, а также каждой партии к своему классу, к другим классам и социальным группам и т. д. Партийные системы имеют постоянную тенденцию к эволюции, направление которой зависит от многих слагаемых объективного и субъективного характера. К первым прежде всего относится флуктуация социальной базы политических партий и, как следствие этого, — неопределенность, одинаковость их программ. Ко вторым следует отнести разочарование, скепсис, неверие большинства избирателей в способности и умение ведущих партий находить реальные пути выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Примером тому может служить «американский феномен» в 1992 г., когда кандидатом в президенты страны, наравне с представителями двух основных партий — республиканской и демократической, был выдвинут независимый претендент, не представлявший какую-либо партию и собравший значительное количество голосов электората.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |