Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Воля

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В соответствии с этим принято выде­лять в качестве конкретизации указанной выше общей 4'ункции две другие — активизирующую и тормозящую. воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению миро­воззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю. не обусловленную никакими внешними социальны­ми обстоятельствами. Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Пав­лову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно­сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность.

 

Личность – человек, каким создало его общество. Индивидом рождаются, личностью становятся в обществе, индивидуальность отстаивают.

Соотношение природного и биологического. 3 подхода

· Биологизаторский (в личности все обусловлено биологией)

· Социологизаторский

· Ситуационизм

Если исходить из биологизаторского подхода (вслед за Фрейдом), то задача общества пытаться обуздывать истинкты, ставить личность в какие-то рамки.

Если считаем, что табула расса, то общество эту доску заполняет.

А если из позиции ситуационизма, то организовывать ситуации.

Структура личности (по Платону):

1. Подструктура направленности (убеждения, мировоззрения, потребности, личностные смыслы, интересы, установки)

2. Подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки)

3. Подструктура форм отражения (особенности познавательных процессов, ощущение, восприятие, память, внимание, мышление)

4. Подструктура конституциональных биологически обусловленных свойств (скорость протекания нервных процессов, баланс возбуждения и торможения, устойчивости и неустойчивости, половые свойства, возрастные и тд)

Более подробно остановимся на 1. Компоненты нравственного развития личности:

· владение знаниями норм и правил поведения

· убеждения

· нравственные чувства

· нравственное поведение

Стадии нравственного развития (Кольберг)

1. Преднравственный уровень (до 10 лет). Оценивает поступки как плохие или хорошие только с точки зрения результатов

2. Конвенциональный. Ориентация на мнение группы. С 10 до 13-14 лет. При этом эти нормы не оцениваются

3. Постконвенциональный (в хорошем случае с 13-14 лет). Осознание человеком самим своих нравственных принципов, не зависимо от мнения группы.

Бифуркация

Зона (пространство) ответственности личности (Бенсан) – то, что человек считает необходимым делать при любых обстоятельствах, как бы ему не было тяжело и то, что он считает невозможным делать не при каких обстоятельствах.

Социальные взаимодействия в ходе обучения и образования: помощь и противодействия.

 

 

 

 

 

 

Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознани­ем. Сознание - способность познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное обра­зуют нерасторжимое единство.

Человек как биологическое существо характеризуется особой телесной организацией: высокоразвитый мозг, прямохождение, наличие приспособленных к труду рук.

Человек - существо общественное, и это один из самых существенных его признаков. Общественная жизнь, обществен­ные отношения, общественный труд изменили природную организацию предка человека, подчинив себе его биологическую, телесную организацию: появились новые функции руки как ор­гана труда, прямохождение как необходимость освободить пе­редние конечности для трудовых и познавательных действий, появление речи как средства взаимодействия индивидов в обще­стве.

Человек многогранен, поэтому он служит объектом изу­чения как естественных, так и общественных наук.

Индивид - факт принадлежности к человеческому роду. Индивид часто используется как синоним понятия «человек».

Личность — социальное существо, включенное в общест­венные отношения, являющееся деятелем общественного разви­тия и выполняющее определенную общественную роль. Понятие личности несколько уже, чем понятие «человек». Новорожден­ный, психически больной, который не в состоянии самостоя­тельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении им какой-либо социальной роли, личностями не являются. Субъективно, для индивида, личность выступает как его «Я», (образ «Я», «Я-концепция») - система представлений о себе, создаваемая ин­дивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности.

Роль - это социальная функция личности: роль матери, роль отца, роль директора школы, роль студента и т. д. Соци­альная роль — это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного ин­дивида, их субъектом является не индивид, а общество. (Под термином «ожидание» подразумеваются права и обязанности). Кроме прав и обязанностей социальная роль связана с опреде­ленными видами социальной деятельности, а также всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (напри­мер, общество не одобряет такую социальную роль как преступ­ник). Важно отметить, что одобряется или не одобряется не кон­кретная личность, а, прежде всего, определенный вид социаль­ной деятельности. В действительности каждый индивид выполняетне одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игрокомсборной по футболу и т.д.

Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть мужчиной или женщиной), другие приобрета­ются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не оп­ределяет деятельность и поведение каждого конкретного ее но­сителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется це­лым рядом индивидуальных психологических особенностей ка­ждого конкретного носителя данной роли. Поэтому обществен­ные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем кон­кретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску».

Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важным является позиция личности. Позиция личности - это система ее отношений. Наиболее суще­ственными отношениями личности являются следующие:

• к обществу и людям;

• к материальным условиям жизни;

• к себе;

• к собственным обязанностям;

• к общественным обязанностям;

• к трудовым обязанностям.

Эти и некоторые другие отношения характеризуют, пре­жде всего, нравственный облик личности, ее социальные уста­новки.

Отношения различаются не только по их направленности на объект, но и по уровню их осознанности. Принято различать отношения малоосознанные и глубокоосознанные. Глубокоосоз­нанные - это принципиальные отношения, которые определяют­ся внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности. Малоосознанные - например, мимолетные чувства симпатии или антипатии.

Еще одна характерная сторона личности - ее индивиду­альность. Индивидуальность — неповторимое сочетание психо­логических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - лич­ность человека неповторима в своей индивидуальности.

Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не­похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, дру­гих - малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуаль­ной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объек­том исследования как при изучении психологии личности, так и в других направлениях психологии.

 

Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восприятие | Понятие об ощущении и его физиологической основе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.