КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек, индивид, личность, индивидуальность
Воля Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей 4'ункции две другие — активизирующую и тормозящую. воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю. не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность.
Личность – человек, каким создало его общество. Индивидом рождаются, личностью становятся в обществе, индивидуальность отстаивают. Соотношение природного и биологического. 3 подхода · Биологизаторский (в личности все обусловлено биологией) · Социологизаторский · Ситуационизм Если исходить из биологизаторского подхода (вслед за Фрейдом), то задача общества пытаться обуздывать истинкты, ставить личность в какие-то рамки. Если считаем, что табула расса, то общество эту доску заполняет. А если из позиции ситуационизма, то организовывать ситуации. Структура личности (по Платону): 1. Подструктура направленности (убеждения, мировоззрения, потребности, личностные смыслы, интересы, установки) 2. Подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) 3. Подструктура форм отражения (особенности познавательных процессов, ощущение, восприятие, память, внимание, мышление) 4. Подструктура конституциональных биологически обусловленных свойств (скорость протекания нервных процессов, баланс возбуждения и торможения, устойчивости и неустойчивости, половые свойства, возрастные и тд) Более подробно остановимся на 1. Компоненты нравственного развития личности: · владение знаниями норм и правил поведения · убеждения · нравственные чувства · нравственное поведение Стадии нравственного развития (Кольберг) 1. Преднравственный уровень (до 10 лет). Оценивает поступки как плохие или хорошие только с точки зрения результатов 2. Конвенциональный. Ориентация на мнение группы. С 10 до 13-14 лет. При этом эти нормы не оцениваются 3. Постконвенциональный (в хорошем случае с 13-14 лет). Осознание человеком самим своих нравственных принципов, не зависимо от мнения группы. Бифуркация Зона (пространство) ответственности личности (Бенсан) – то, что человек считает необходимым делать при любых обстоятельствах, как бы ему не было тяжело и то, что он считает невозможным делать не при каких обстоятельствах. Социальные взаимодействия в ходе обучения и образования: помощь и противодействия.
Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием. Сознание - способность познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек как биологическое существо характеризуется особой телесной организацией: высокоразвитый мозг, прямохождение, наличие приспособленных к труду рук. Человек - существо общественное, и это один из самых существенных его признаков. Общественная жизнь, общественные отношения, общественный труд изменили природную организацию предка человека, подчинив себе его биологическую, телесную организацию: появились новые функции руки как органа труда, прямохождение как необходимость освободить передние конечности для трудовых и познавательных действий, появление речи как средства взаимодействия индивидов в обществе. Человек многогранен, поэтому он служит объектом изучения как естественных, так и общественных наук. Индивид - факт принадлежности к человеческому роду. Индивид часто используется как синоним понятия «человек». Личность — социальное существо, включенное в общественные отношения, являющееся деятелем общественного развития и выполняющее определенную общественную роль. Понятие личности несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный, психически больной, который не в состоянии самостоятельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении им какой-либо социальной роли, личностями не являются. Субъективно, для индивида, личность выступает как его «Я», (образ «Я», «Я-концепция») - система представлений о себе, создаваемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности. Роль - это социальная функция личности: роль матери, роль отца, роль директора школы, роль студента и т. д. Социальная роль — это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. (Под термином «ожидание» подразумеваются права и обязанности). Кроме прав и обязанностей социальная роль связана с определенными видами социальной деятельности, а также всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, общество не одобряет такую социальную роль как преступник). Важно отметить, что одобряется или не одобряется не конкретная личность, а, прежде всего, определенный вид социальной деятельности. В действительности каждый индивид выполняетне одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игрокомсборной по футболу и т.д. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть мужчиной или женщиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важным является позиция личности. Позиция личности - это система ее отношений. Наиболее существенными отношениями личности являются следующие: • к обществу и людям; • к материальным условиям жизни; • к себе; • к собственным обязанностям; • к общественным обязанностям; • к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют, прежде всего, нравственный облик личности, ее социальные установки. Отношения различаются не только по их направленности на объект, но и по уровню их осознанности. Принято различать отношения малоосознанные и глубокоосознанные. Глубокоосознанные - это принципиальные отношения, которые определяются внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности. Малоосознанные - например, мимолетные чувства симпатии или антипатии. Еще одна характерная сторона личности - ее индивидуальность. Индивидуальность — неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования как при изучении психологии личности, так и в других направлениях психологии.
Психологическая структура личностиЭлементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью. В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |