Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций




Ценовая конкуренция - борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Развитие товарного производства обусловило изменение форм конкуренции в зависимости от степени воздействия фирм на условия реализации своей продукции на рынке.

 

 

 

Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
ß ß
Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции. Существует свободный вход на рынок и выход. Свойственна классической модели рынка. Фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, и, соответственно, ведут конкурентную борьбу. Ограничен вход на рынок продукции. Распространена в современных моделях рынка.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок. Модель совершенного рынка основывается на том, что его главные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами. Основой рационального хозяйствования фирм (предприятий) является принцип экономичности, имеющий два аспекта:

 

· используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат — пользу, доход (принцип максимума);

· желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств (принцип минимума).

Рынки совершенной конкуренции — это рынки, где соблюдаются следующие основные условия:

· число участников сделок (продавцов и покупателей) вели­ко, потенциально бесконечно;

· продукция является однородной;

· решения об экономическом выборе одного индивида не зависят от решений других индивидов и не влияют на них. Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей;

· покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии рынка в целом, прежде всего о ценах в любой его части. Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

· отсутствуют барьеры для свободного входа и выхода из рынка. Осуществляется полная мобильность ресурсов. У участников рынка отсутствуют стимулы для слияний.

Совершенно конкурентная фирма — это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ори­ентиру, заданному извне — рыночной цене. Таким образом, условием равновесия совершенно конкурентной фирмы независимо от того, прибыльна она или убыточна, будет являться равенство предельных издержек предельному доходу, совпадающему с ценой. Прибыльная фирма не уйдет с рынка. Другое дело — фирма убыточная. Здесь возможны варианты. Фирма может работать с убытками тогда, ко­гда покрывает хотя бы переменные издержки. Для анализа этой ситуации необходимо сравнить валовый доход с валовыми (общими) издержками. Валовые (общие) издержки равны сумме постоянных и переменных издержек. Если валовый доход возмещает переменные издержки и частично постоянные, то очевидно, что такой фирме выгоднее находиться на рынке и продолжать производство. Если валовый доход не возмещает переменные и постоянные издержки, то в этой ситуации фирма должна уйти с рынка.В зависимости от соотношения цены и средних издержек различают четыре типа фирм.

1. Предельная фирма. Для такой фирмы цена равна миниму­му средних переменных издержек. На графике (рис. 4.1 а) линия цены проходит через «точку бегства фирмы с рынка».

2. Запредельная фирма. Для нее цена на продукцию ниже средних переменных издержек. На графике (рис. 4.2 б) линия цены проходит ниже «точки бегства фирмы с рынка» (А`).

3. Допредельная фирма с нормальной прибылью. В данном случае имеется в виду, что цена на продукцию такой фирмы обеспечивает предпринимателю доход, позволяющий удерживать его в данной сфере деятельности. На графике (рис. 4.3.в) линия цены проходит выше «точки бегства фирмы с рынка», но ниже минимума средних общих издержек.

4. Допредельная фирма с экономической прибылью. У такой фирмы цена на продукцию покрывает все издержки и обеспечивает излишек. На графике (рис. 4.4.г) линия цены выше точки минимума средних общих издержек.

 

 

 

Несовершенная конкуренция:

1. Чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара и услуги, контролируя всю, или большую часть производства. (Частный случай – монопсония, то есть монополия покупателя).

2. Олигополия - образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Обратная ситуация носит название олигопсонии. (Частный случай – дуополия, когда монополию образуют два продавца товара).

3. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.