Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативное поведение руководителя

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммуникативные процессы играют большую роль в орга­низации управленческой деятельности, поскольку ее «субъект-субъектный характер» предполагает постоянные связи между руководителем и подчиненными. В понятии «коммуникация» различают ряд аспектов.

1. Коммуникативная функция как одна из основных и специ­
фических функций управления в целом.

2. Коммуникативное поведение руководителя направлено
на реализацию этой функции; особую роль играет вербальное
поведение.

3. Коммуникативные явления и закономерности, психологи­
ческие эффекты, появляющиеся в ходе межличностных кон­
тактов.

4. Собственно коммуникативные процессы, которые явля­
ются психологическими механизмами обеспечения общения.

Первый из них рассматривался в гл. 10, теперь необходимо дать характеристику трех других аспектов.


Психология вербального поведения — обширная и само­стоятельная область управленческой психологии, сопостави­мая по объему с психологией управленческой деятельности в целом. Общение и деятельность — два основных и «равно-мощных» понятия, характеризующих процесс управления и поведение руководителя в нем. Коммуникации — это внешняя сторона управления, его непосредственная практика, а поэтому они более доступны изучению.

Для психологической характеристики управленческой дея­тельности основное значение имеет не внешняя сторона ком­муникаций, а психические процессы, явления и закономерно­сти, лежащие в их основе и обеспечивающие коммуникативное поведение руководителя.

Наибольшее значение с практической и теоретической точек зрения имеют правила и требования, соблюдение которых яв­ляется основой эффективного коммуникативного поведения руководителя. Неэффективные коммуникации — одна из глав­ных причин плохого руководства.

Сфера коммуникативного поведения руководителя подраз­деляется на несколько основных видов: параллельные комму­никации, сопровождающие выполнение других функций и за­дач; беседы и переговоры; организация и проведение деловых совещаний; публичные выступления руководителя; речевые ис­полнительские действия как форма воздействия на подчинен­ных с целью организации их деятельности. Существуют также невербальные формы коммуникации — мимика, пантомима и письменные (деловые письма). Каждый их этих видов предъяв­ляет специфические требования к речевому поведению руково­дителя.

Основные требования предъявляются к общей культуре ре­чи. Важнейшее среди них — соблюдение лингвистических норм.


Неотъемлемый компонент культуры речи — информационная насыщенность сообщения, которое должно быть предварительно сформулировано в идеальном плане, а затем в вербальном.

Эффективность коммуникации заключается в лаконичности и структурной простоте построения фраз.

Ошибки речи — отсутствие эмоциональной окраски и ее гипертрофирование; необходима гармония содержания вы­сказывания и меры его эмоциональной насыщенности.

Такое же требование предъявляется к сочетанию вербаль­ных и невербальных средств коммуникации.

Коммуникации необходимо строить с учетом их целевой на­правленности; по содержанию они должны соответствовать той задаче, для которой осуществляются.

Важное требование культуры речи — ее адекватность осо­бенностям адресата.

Сочетание всех этих требований — одно из условий комму­никативной компетентности руководителя, которая наиболее полно проявляется при проведении бесед и переговоров. При этом следует соблюдать и специфические правила: установле­ние контакта с первых этапов беседы; тщательная подготовка к разговору (четкость своих целей, тактики своего поведения); умение слушать; уважение и внимание к партнеру; не делать поспешных выводов; не занимать оборонительно-пассивную позицию; не вступать в спор без необходимости; помнить о по­следствиях, к которым может привести беседа.

Эти требования правомерны и в ходе деловых совещаний. Выделяют пять основных этапов: начало совещания, передача основной информации, аргументация, нейтрализация или опро­вержение встречных аргументов, принятие решения. Им соот­ветствуют пять основных принципов проведения деловых сове­щаний — для каждого основного этапа:

1) привлечь внимание участников к проблеме, мотивировать
необходимость их участия в обсуждении;

2) пробудить личный интерес участников к наиболее эффек­
тивному решению обсуждаемой проблемы;


3) максимально аргументировать все высказывания;

4) прежде чем опровергать чужие аргументы, следует попы­
таться раскрыть их действительные причины;

5) учитывать интересы участников совещания при выработ­
ке окончательного решения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальные различия управленческих решений | Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.