Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности

Все формы коммуникативного поведения руководителя ос­нованы на определенных закономерностях и феноменах, воз­никающих в процессе коммуникации. Обозначены они поняти­ем коммуникативных явлений. Основные из них: заражение, внушение, убеждение, подражание; каждое имеет свои специ­фические закономерности.

Заражение — процесс передачи от одного человека к друго­му эмоционального состояния (преимущественно на неосозна­ваемом уровне). Наиболее типичен этот эффект для больших аудиторий.

Внушение определяется как процесс воздействия на психи­ческую сферу человека, связанный с преднамеренным сниже­нием критичности и сознательности восприятия им информа­ции и ее реализации в действиях, с отсутствием ее активного понимания, анализа и связи с прошлым опытом. Содержание внушенной информации плохо поддается осмыслению и кор­рекции, приобретая вид «внушенных поведенческих устано­вок». Эффективность внушения зависит от авторитета сугге-стора («внушающего»).

Убеждение строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию. Это воздействие интеллектуаль­ное, тогда как внушение — эмоционально-волевое.

Подражание — активное воспроизведение чужого поведе­ния. Существует несколько основных типов подражания: логи­ческое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подра-


жание. Это — один из основных механизмов конформистско­го поведения.

Психологические механизмы всех этих явлений связаны с существованием специфических коммуникативных психиче­ских процессов и качеств личности, которые ими обусловлены. Это — процессы эмпатии, аттракции, идентификации, рефлек­сии и др.

Прежде чем их характеризовать, необходимо определить по­нятия, описывающие собой общий коммуникативный кон­текст, в котором они развертываются.

1. Коммуникативный цикл — это последовательность ряда
основных коммуникативных действий. Структура его сходна в
целом с общей структурой коммуникации (гл. 10), но включает
в себя дополнительные компоненты:

— возникновение коммуникативной мотивированности —
побуждения к началу коммуникативного акта и выбора его
формы;

— «вызов» партнера;

— «отказ» от вызова;

— прием «вызова»;

— передача информации;

— окончание связи адресантом и специфические операции,
означающие окончание контакта и инициацию ответного вы­
сказывания адресатом;

— возможные прерывания связи адресатом;

— получение обратносвязевой информации от адресата и ее
интерпретация;

— коррекция первоначального сообщения и завершение
коммуникативного цикла или его повтор (если первоначальные
цели коммуникации не достигнуты).

2. Коммуникативное состояние — это обобщающее поня­
тие, характеризующее меру и полноту включенности личности
в коммуникацию, ее возможности и активность в ней. Это и го­
товность приема влияний со стороны других индивидов, обес-


печивающая настройку личности на коммуникацию — рецеп­тивную установку.

3. Коммуникативная компетентность — это способность
устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

4. Коммуникативные способности обеспечивают высокий
уровень эффективности взаимодействий. Причина этого —
личностные качества и особенности, а не приобретенные зна­
ния и умения. В состав этих способностей входят экстраверти-
рованность, открытость (когнитивная в том числе), эмоцио­
нальность, проницательность и др. Главная роль в обеспечении
коммуникативной способности как интегративного качества
принадлежит коммуникативным процессам, смыкающимся так
тесно с коммуникативными способностями, что их можно рас­
сматривать и как процессы, и как качества личности. Основны­
ми из них являются следующие.

Эмпатия (от греч. empathea — сопереживание) — проник­новение в эмоциональные состояния человека, эмоциональное понимание. Иногда рациональное и эмпатическое понимание противоречат друг другу; возникающее при этом чувство неоп­ределенности контакта с коммуникантом вызывает недоверие к нему. По мере увеличения прошлого опыта возрастает эффек­тивность процессов эмпатии. Житейский эквивалент эмпатии — проницательность.

Идентификация — уподобление себя другому человеку. Тесно связаны с ней процессы проекции и децентрации. Чело­век, идентифицируя себя с кем-либо, переносит на него некото­рые свои черты. Идентификация поэтому никогда не бывает полной и объективной.

Атрибуция была рассмотрена в главе 15.2 как процесс при­чинного объяснения поступков и высказываний других людей. Данный процесс лежит в основе интеллектуального объясне­ния поведения других, их рационализированной интерпрета­ции.

Аттракция — процесс, обеспечивающий формирование эмоционального отношения к партнеру по коммуникации. В


результате этих процессов складывается частично стереотипи-зированная система социальных установок. Обозначаются они понятием социально-коммуникативных аттитьюдов. Человек общается со своими представлениями о других людях.

Аффилиация — потребность человека быть включенным в какую-либо группу (в широком смысле) и одна из причин кон­тактного коммуникативного поведения (в узком смысле).

Фасцинация (от англ. fascination — очарование) — сложный коммуникативный процесс, выступающий как определенная система специфических действий. Это — создание контекста, «обрамления» коммуникативной информации, помогающего ее лучшему восприятию (например, слухов).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативное поведение руководителя | Рефлексивные процессы в управленческой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.