Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь обучения и развития

Важным является вопрос о взаимосвязи обучения и развития психики. Среди ученых нет однозначной точки зрения на эту проблему, можно выделить несколько направлений:

1. Развитие совершается спонтанно, само собой, в соответствии со своей внутренней логикой, обучение и воспитание должно следовать за развитием («идти в хвосте развития»). Такой точки зрения придерживаются Ж. Пиаже, Инельдер и др. Учитель должен считаться с уровнем развития ребенка, которого он достиг, и приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития.

Идея спонтанного развития, высказанная Ж. Пиаже, основывается на результатах его исследований, которые показали, что существуют строго определенные стадии развития. При этом результаты исследований В.В. Давыдова показывают, что умственные операции, которые, по мнению Пиаже, могут быть сформированы строго в определенном возрастном промежутке, могут быть сформированы раньше при соответствующем обучении.

2. Отождествление обучения и развития. Этой позиции придерживались Э. Торндайк, Дж. Уотсон, полагая, что обучение и развитие совершаются параллельно, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

3. Обучение не зависит от развития / обучение ведет за собой развитие. Дж. Брунер, например, полагает, что любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет. Важна методика обучения.

Л.С. Выготский и Л.В. Занков подчеркивают ведущую роль обучения и воспитания в развитии. Обучение всегда должно идти впереди развития. Л.С. Выготский выделил 2 уровня развития детей:

1. Зона актуального развития (ЗАР) (имеющиеся на данный момент особенности психических функций ребенка, то, чего в своем психическом развитии ребенок достиг к моменту обучения). Выявить уровень актуального развития ребенка можно, определив характер тех заданий, с которыми ребенок справляется самостоятельно, без помощи взрослого.

2. Зона ближайшего развития (ЗБР) (то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества с взрослым под его непосредственным руководством, с его помощью; это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого).

Б.С. Волков, И.В. Волкова (2008) отмечают, что зона ближайшего развития динамична, имеет определенное структурное строение, и предлагают представлять зону ближайшего развития в виде пространственной модели, в центре которой располагается уровень актуального развития.

 

Рис. 4. Пространственная модель зоны ближайшего развития

 

Опираясь на исследования А.Я. Ивановой, А. Буастоманте, Г.А. Варданяна, И.А. Корепановой и др. в эту пространственную модель Б.С. Волков, И.В. Волкова (2008) включают (рис. 4):

1) обучаемость;

2) способность к переходу от развернутой к сокращенной форме выполнения действия;

3) уровень выполнения действия в форме: моторной, громкоговорящей, умственной и т.п.;

4) минимальную компетентность, наличие необходимых предварительных знаний и умений;

5) ЗБР – сотрудничество со взрослым, 6) ребенок в сотрудничестве со сверстником принимает на себя рациональные формы поведения – все то, что приобретено в общении со взрослым, в том числе роль критика, контролера, лидера, организатора. Ребенок, учитывая точки зрения других, отстаивает собственную позицию. Ребенок рефлексирует то, что было приобретено в общении с взрослым;

7) будущий актуальный уровень.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема причинной обусловленности психического развития | Основные закономерности психического развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.