Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема причинной обусловленности психического развития




Проблема причинной обусловленности (детерминации) психического развития всегда являлась основной проблемой психологии развития. Вопрос о том, что же является движущей силой развития психики, был сформулирован еще в рамках философии, которая предлагала две крайние точки зрения на эту проблему: 1) решающую, определяющую роль в психическом развитии человека играют биологические силы (факторы, связанные с наследственностью); 2) главным фактором, определяющим ход и результат развития, являются социальные условия развития (культурные, средовые факторы).

Позиция, основанная на идее о внутренних, природных факторах как ведущих в психическом развитии, получила название «Нативизм», ее связывают с именем французского философа XVIII в. Ж.Ж. Руссо (1712-1778).

 

Жан Жак Руссо (1712 – 1778)

 

Руссо полагал, что развитие подчиняется естественным законам, нет необходимости управлять им извне, дети нуждаются лишь в минимальном воздействии со стороны взрослых. Идея о том, что развитие организма подчиняется генетически заложенным закономерностям, проходит ряд биологически заданных этапов, в рамках которых ничего нового в нем появится не может, ни совершенствование, ни эволюция невозможны, получила в биологии название «преформизм» (от лат. prаeformo – «заранее образую»).

Рис. 1. Идея преформизма. Иллюстрация из книги Севера Пинеуса "De virginitatis notis graviditate de partu", 1639.

 

Были у этой идеи сторонники и среди философов и психологов. Нативисты-преформисты полагали, что знания, умения, навыки заложены в структуре организма человека, являются врожденными, считали наследственность ведущим фактором психического развития человека. Таким образом, развитие в рамках данного подхода рассматривается как созревание и рост. Преформированное развитие – это такой тип развития, при котором заранее предопределены стадии и этапы, изменения, которые произойдут с тем или иным феноменом, заранее задан результат, которого достигнет феномен в итоге своего развития (например, внутриутробное развитие).

 
 

Джон Локк (1632 – 1704)

 

Один из основателей эмпирико-сенсуалистической теории познания Дж. Локк (1632-1704), британский философ и педагог, выдвинул идею о том, что никакие знания и навыки не даны человеку от рождения, новорожденный ребенок подобен «чистой доске» (tabula rasa) и готов воспринимать окружающий мир с помощью своих чувств посредством рефлексии (внутренний опыт). «Девять десятых людей становятся такими, какие они есть, благодаря воспитанию» (Локк Дж., «Мысли о воспитании», 1693). Тип развития, этапы и стадии которого не заданы генетически, результат которого не предопределен, назван непреформированным (например, историческое развитие общества). Развитие путем последовательных новообразований, когда путь развития заранее не предопределен, назван в биологии эпигенезом (от греч. еpigenesis – «надрождение», «надобразование»).

Эволюционный биолог К. Уоддингтон (1957) предложил понятие «эпигенетический ландшафт» (рис. 2) для описания развития как процесса, имеющего некий определенный конечный пункт, но вариативные пути протекания.

 

Рис. 2. «Эпигенетический ландшафт» К. Уоддингтона

 

Таким образом, метафора «эпигенетического ландшафта» подразумевает, что достичь определенного итога развития можно разными путями и с разной скоростью; организм можно сравнить с шаром, который катиться вниз с горы, при этом на его пути могут появляться различные впадины и холмы (ландшафт), которые существенно влияют, изменяют маршрут движения.

Л.С. Выготский, автор культурно-исторической концепции развития высших психических функций, считал психическое развитие одновременно и преформированным, и непреформированным. Преформированным (детерминированным сверху) развитие психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского, является, поскольку конечный итог развития, те идеальные формы, которые в итоге могут быть сформированы в психике, уже существуют в обществе, культуре на данном этапе в виде конкретных исторических условий, уровня материальной и духовной культуры общества, формах практической и теоретической деятельности. Непреформированным же психическое развитие ребенка является, поскольку содержание, формы и уровень достижений не заданы наследственной программой (отсутствует предопределенность снизу).

В целом, большинство зарубежных теорий развития могут быть разделены на три основных подхода: 1) биогенетический, 2) социогенетический, 3) идея конвергенции двух факторов развития.

Биогенетическое направление в качестве главной движущей силы психического развития определяет биологический фактор, наследственную программу. К данному направлению могут быть отнесены: теория рекапитуляции (С. Холл и Д. Болдуин), теория трех ступеней развития (К. Бюллер), теория созревания А. Гезелла, нормативный подход Л. Термена и др. В основе теории рекапитуляции, одной из наиболее ранних психологических теорий психического развития, лежит биогенетический закон Э. Геккеля, согласно которому онтогенез (развитие индивида) является кратким повторение филогенеза (история развития вида). В теории рекапитуляции предполагалось, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития человечества. При этом последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, поэтому ничего изменить в ходе индивидуального развития нельзя.

 

Стенли Холл (1844 – 1924)

 

Идея С. Холла была развита Гетчинсоном, который выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка: 1) период дикости (от рождения до 5 лет; стремление к копанию в земле, собирательству); 2) период охоты и захвата добычи (от 4 до 12 лет; характерен страх перед чужими, жестокость, игры в пленных, засады, прятки и т.п.); 3) период пастушества (от 9 до 14 лет; проявляется нежность к животным, стремление строить хижины, шалаши т.п.); 4) земледельческий период (от 12 до 16 лет; проявляется в любви к садоводству); 5) промышленно-торговый период (начинается с 14 лет и продолжается и во взрослости; любимые занятия связаны с деньгами и товарами – обмен, продажа, торговля). В качестве механизма перехода от одной стадии к другой С. Холл называл игру. Важно отметить, что основной особенностью теорий относящихся к этому направлению, является то, что ребенок, его психика рассматривается как пассивный объект, основным фактором развития является наследственная программа.

Социогенетическое направление в качестве движущей силы развития рассматривает среду, внешние условия развития. К этому направлению могут быть отнесены теории Б. Скиннера, теория развития С. Бижу и Д. Баера, теория Р. Сирса, идеи представителей французской генетической психологи (А. Валлон и Р. Заззо) и др. Спектр идей, представленных в теориях данного направления, достаточно широк, общим является то, что в рамках данного подхода, как и в рамках предыдущего, ребенок рассматривается как пассивный объект, результат развития психики фактически мало зависит от его собственной активности.

Идея конвергенции двух факторов была предложена В. Штерном. Согласно этому принципу, и социальный, и биологический факторы важны в равной степени для психического развития ребенка и определяют две его стороны, при этом обе стороны развития (созревание наследственно данных способностей и черт характера и развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция (сближение). При этом В. Штерн подчеркивал, что необходимо учитывать сензитивные периоды (периоды внутренней готовности к эффективному восприятию и усвоению внешних воздействий) в психическом развитии. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии. Так, Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием наследственности и на 20% влиянием среды.

Вильям (Уильям) Луис Штерн (1871 – 1938)

 

Некоторые авторы (например, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000) относят теорию конвергенции двух факторов развития В. Штерна к биогенетическому направлению, считая, что данная теория представляет по своей сути концепцию наследственной предопределенности психического развития, в которой социальные факторы представляются лишь условиями, позволяющими реализовать наследственные особенности психического развития. Е.Е. Сапогова (2005) же отмечает, что В. Штерну принадлежит идея о том, что главную роль в психическом развитии принадлежит собственной активности ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей создается для реализации наследственных факторов.

Активность (деятельное состояние организма как условие его существования и поведения) является важным фактором психического развития индивида. Н.А. Бернштейн считал активность важнейшей и определяющей чертой всех живых систем. Н.А. Бернштейн писал: «Жизнедеятельность каждого организма есть не уравновешивание его со средой… а активное преодоление среды, определяемое… моделью потребного ему будущего» (цит. по Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 416 с. – с. 22). Источником активности является состояние динамического неравновесия внутри системы (человек) и между системой и средой.

 

Рис. 3. Факторы психического развития

 

В.А. Аверин (2003) предлагает рассматривать активность как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.