КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции психологии развития
Психология развития как наука выполняет функции описания, объяснения, прогноза, коррекции. Применительно к такой области исследования, как исследование психического развития, эти функции становятся научными задачами, т.е. общими целями, которых наука стремится достичь. 1. Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К настоящему времени изучение пока еще очень многих явлений в психологии развития находится на уровне описания. 2. Объяснение развития предполагает выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко), вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения) или вообще отсутствовать. Она может быть одинарной (что встречается очень редко) или множественной (что обычно и имеет место при изучении развития). 3. Прогноз развития предполагает выявление тех возможных последствий для развития индивида, к которому может привести существующий уровень развития и актуальные условия развития человека. При прогнозе же исследование начинается с описания наступивших изменений, при этом они рассматриваются как причина возможных изменений, описание которых нужно составить. Прогноз развития всегда носит гипотетический (предположительный) характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. Смысл прогноза развития, таким образом, заключается в предсказании хода и результатов развития на основе уже установленных причинно-следственных связей. 4. Коррекция развития предполагает управление развитием через изменение возможных причин. Так как развитие – ветвящийся процесс, имеющий узлы качественных и линии количественных изменений, возможности коррекции теоретически неограниченны. Ограничения в возможностях коррекции развития связаны с несовершенными возможностями описания, объяснения и прогноза, которые поставляют информацию о характере происходящих процессов и природе объекта в целом. Возможности прогноза и коррекции развития играют наиболее важную роль в решении прикладных задач психологии развития и возрастной психологии. Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции становится модель или теория развития. И.В. Шаповаленко (2004) выделяет следующие теоретические задачи возрастной психологии: - изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; - периодизация психического развития в онтогенезе; - изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); - установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; - исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |