Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения




Развитие как количественно-качественное изменение

Развитие как качественное, структурное изменение

Развитие как универсальное изменение

Такое понимание развития предполагает, что в ходе развития одинаковые изменения должны наблюдаться у людей разных культур, вероисповеданий, уровня развития. Это требование невыполнимо.

В данном случае о пределение развития связано с пониманием объекта как системы.Таким образом, развитие понимается как существенное улучшение структуры объекта. Однако, такое определение сохраняет недостатки определения развития как совершенствования, к тому же в данном понимании развития как структурного изменения объекта исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.

Идея связи качественных и количественных изменений присутствует во всех вариантах определений. Она правомерна, поскольку ограничиваясь толькоколичественными изменениями, мы делаем шаг назад в понимании развития, а исключая количественные изменения из определения развития, теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качественные изменения.

Некоторые авторы полагают, что между изменениями, следующими друг за другом, существует тесная связь (Г.-Д. Шмидт), и развитием следует считать только изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений») (А. Фламмер) (идея эволюционной преемственности изменений).

 

В целом развитие – сложная, интегральная категория, изменения, происходящие в развитии, могут быть:

1) количественными/качественными,

2) непрерывными/дискретными, скачкообразными,

3) универсальными/индивидуальными,

4) обратимыми/необратимыми,

5) целенаправленными/ненаправленными,

6) изолированными/интегрированными,

7) прогрессивными (эволюционными)/ регрессивными (инволюционными).

Исследователи связывают развитие с такими феноменами, как рост, созревание, дифференциация, научение, социализация, импринтинг. Эти категории на разных этапах жизни в той или иной степени описывают процессы развития.

Рост. Рост представляет собой отдельный аспект хода развития, одномерное количественное рассмотрение процессов развития. Рассматривать развитие в аспекте роста, значит ограничиться исследованием чисто количественных изменений, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются всего лишь с точки зрения приращения их объема.

Созревание. Под биологическим созреванием понимаются все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста.

К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития – созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д. Исходя из психофизического единства человека, т.е. связи соматических и психических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли психическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созреванием как внутренне регулируемый процесс созревания.

Источником изменений считают созревание, когда влияние внешних факторов (прошлый опыт, научение, тренировка) на изменения отсутствует (минимально), при этом изменения, связанные с созреванием, соответствуют следующим требованиям: 1) аналогичность возникновения и протекания; 2) возникновение в строго определенном возрасте; 3) нагоняемость; 4) необратимость.

Дифференциация. В узком смысле дифференциация означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого (например, деление клетки и образование тканей и органов). Дифференциация ведет к росту структурной сложности, а также к вариативности и гибкости поведения (в том числе и в плане увеличения многообразия и специализации отдельных структур и функций). В широком смысле дифференциация обозначает просто общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и структурирования психических функций и способов поведения.

Научение – это обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения (обретение знаний, запоминание, усвоение мотивов, установок, ценностей и т.д.). В психологии под научением понимают все более или менее продолжительные изменения поведения, происходящие на основе опыта, упражнения или наблюдения. При этом научение включает в себя как освоение новых форм поведения, так и изменение репертуара уже имевшихся форм.

Научение в какой-то степени противоположно созреванию, поскольку источником изменений в случае научения является среда, а не генетическая программа.

Импринтинг (запечатление) – процесс непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного (реже – продолжительного) воздействия конкретного образца. Данный термин чаще применяют в зоопсихологии для объяснения феноменов моментального усвоения каких-либо форм поведения, запоминания и узнавания материнской особи и т.п. В психологии развития человека данную категорию также используют для объяснения некоторых явлений, например, усвоения родительских моделей поведения, отрицательных черт характера детьми и т.п. Однако, в ряде случаев данные явления могут быть объяснены и действием других механизмов.

Выделяют 6 основных признаков импринтинга: 1) своеобразное закрепление заданных образцов реакций с системой стимулов внешней среды; 2) возможность воздействия внешнего мира ограничивается генетически детерминированным возрастным отрезком (критический, или сенситивный период); 3) однажды произошедшее запечатление внешне стабильно и даже необратимо; наступившее запечатление устойчиво к новым воздействиям; 4) посредством запечатления «выучиваются» видоспецифические, а не индивидуальные признаки объекта-стимула; 5) связь поведенческого образца с определенным объектом-стимулом вовсе не требует функциональной дееспособности или внешних выражений поведения во время фазы запечатления; 6) эффекты запечатления воспроизводятся не только в ответ на подкрепление или уменьшение мотива, но и на пищу, тепло, тактильные раздражители.

Социализация (культурный социогенез) – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения,общественно одобряемые формы поведения,необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

В понятии социализации выделяют две стороны. Первая – это социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая – социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам, идеалам.

В современной психологии социализация рассматривается как общее название для гипотетического процесса социального научения, который характеризуется взаимной интеракцией лиц, зависящих друг от друга или имеющих друг к другу отношение.

Помимо того, что развитие может быть описано с помощью разных процессов, его можно рассматривать по-разному в плане его протяженности во времени. Так, можно говорить об изменениях на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях.

Филогенез (развитие вида) – это предельная временная дистанция, включающая всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез (развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез ) – это часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез (индивидуальное развитие) – это временная дистанция длиной в человеческую жизнь (начинается с момента зачатия и завершается концом жизни). Изменения отдельных индивидов (или определенных их групп) в ходе онтогенеза составляют существенную часть предмета психологии развития.

Микрогенез (актуальный генез) – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задач) и т.п. (Эти процессы рассматриваются общей психологией, для психологии развития они важны в аспекте преобразования микрогенеза в онтогенез ).

В плане развития психики человека говорят также о развитии отдельных психических функций. В данном случае речь идет уже не о временной дистанции развития. Функционалгенез (функциональное развитие психики) – развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями, образами. Функционалгенез психики – составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Важно различать также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативное развитие предполагает, что: 1) речь идет об общем, присущим большинству людей данного возраста характере изменений (статистическая норма развития); 2) речь идет о норме развития как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Таким образом, предметом психологии развития можно считать психическое развитие, понимаемое как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий узлы качественных изменений, преемственно следующих друг за другом, и линии количественных изменений, связывающие их между собой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.