Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

В центре концепции Ж. Пиаже – положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию – индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию – индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т.е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интеллекта - это процесс вызревания, смены операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов. По Пиаже, мысль – это сжатая форма действия.

По мнению Пиаже, интеллект не является чистой доской, на которой могут быть записаны знания, или зеркалом, отражающим воспринимаемый мир. Если получаемые человеком сведения, перцептивные образы или субъективные переживания соответствуют структуре его интеллекта, то эти сведения, образы и переживания «понимаются» или, на языке Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, он отвергает ее (а в случае, когда его структура готова в качестве составной части к изменению, она приспосабливается к новой информации). (Крайг Г., 2000, с. 75)

По мнению Пиаже, чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними. Познание и развитие интеллекта не отделимы друг от друга, посколькуисточник знаний лежит не в самих объектах, не в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом, которые первоначально для субъекта не разделены.

Субъект генетически наделен приспособительной активностью. Интеллект – частный случай структурирования действительности субъектом в ходе активного приспособления. К основным свойствам субъекта относятся:

1) функции (как биологически присущие организму способы взаимодействия со средой; основные функции субъекта – организация и адаптация);

2) схемы действия (схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия, это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном осуществлении в разных обстоятельствах)

3) структура действия (структура – это саморегулирующаяся умственная система, система понятий).

Основные направления развития детского мышления:

- от реализма (см. выше) к объективности

- от реализма к релятивизму (от представлений о качествах вещей как о чем-то абсолютном к пониманию относительности оценок вещей и явлений)

- от логических ошибок и противоречий в суждениях к обратимости мысли (развитию осознания самих мыслительных операций)

- от эгоцентризма к объективной оценке, децентрации (осознанию субъективности восприятия, пониманию чужих точек зрения)

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.

1. Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чувствительных и двигательных структур - сенсорных и моторных способностей. Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

2. Период конкретных операций (2-11 лет).

В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о сохранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6-7 лет, и стадию конкретных операций (6-7 – 11- 12 лет).

2.1. Дооперациональная стадия (2 – 6-7 лет)

Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий.

 

 

Стадии развития интеллекта по Пиаже (Сапогова Е.Е., 2005)
Период Подпериод Стадии Возраст
I. Сенсомо- торный интеллект А. Центрация на собственном теле     В. Объектива-ция практического интеллекта 1. Упражнение рефлексов 2. Первые навыки и первые круговые реакции 3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции   4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта 5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств. 6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции 0-1 мес. 1-4,5 мес.   4,5-8-9 мес.     8-9-11-12 мес.   11-12-18 мес.     18-24 мес.
II. Репрезен- тативный интеллект и конкретные операции А. Предопе- раторный интеллект     В. Конкретные операции 1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие 3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления 4. Простые операции (классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие) 5. Система операций (система координат, проективные понятия) 2-3-6,4 года     4-5-6 лет   5,6-7-8 лет     8-9-10 лет     9-10-11-12 лет
III. Репре- зентативный интеллект и формальные операции А. Становле- ние формальных операций   В. Достиже-ние формальных операций 1. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика   2. Структура «решетки» и группа четырех трансформаций (INRC*) 11-12-13-14 лет     от 13-14 лет

 

* I — прямая операция; N —обратная операция; R — операция реципрокности; С — коррелятивная операция или отрицание реципрокности.

 

 

2.2. Стадия конкретных операций (6-7 – 11-12 лет)

Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения.

3. Период формальных операций (11-12 – 14-15 лет).

В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.

Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Феномены детского мышления, открытые Ж. Пиаже | Л.С. Выготский о психическом развитии человека в онтогенезе и филогенезе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.