КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л.С. Выготский о психическом развитии человека в онтогенезе и филогенезе
Лекция 6. Онтогенез психики и личности человека с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Лев Семенович Выготский (1896–1934) Лев Семенович Выготский – выдающийся отечественный психолог, чьи работы оказали огромное влияние на становление не только российской, но и всей мировой психологии. У. Крэйн (2007) отмечает значительный интерес современных западных психологов к работам Л.С. Выготского. Отмечая огромный вклад Выготского в решении проблемы создания интегративной теории развития, которая рассматривала бы и внутренние, и внешние факторы как одинаково важные, У.Крэйн пишет: «Выготскому удалось достигнуть поставленной цели лишь отчасти. Он успел набросать только контуры интегративной теории развития, когда в возрасте 38 лет его жизнь оборвалась в результате заболевания туберкулезом. Тем не менее многие психологи полагают, что если нам когда-нибудь удастся построить единую теорию развития, она будет возвышаться на заложенном Выготским фундаменте». (Крэйн У., 2007, с. 268) Идеи Л.С. Выготского составляют основу современной отечественной психологии развития и возрастной психологии. К работам, содержащим основные положения научного подхода Л.С. Выготского относятся «Проблема культурного развития ребенка» (1928), «Инструментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930), «История развития высших психических функций» (1930-1931), «Мышление и речь» (1933-1934) и др. К вопросам, изучавшимся Выготским, относятся проблема происхождения и развития высших психических функций, строения и развития сознания, проблема специфики психического развития человека, проблема метода исследования психического развития человека, взаимосвязь обучения и развития. Помимо этого Л.С. Выготского интересовал анализ социально психологического содержания искусства, этой проблеме посвящен его фундаментальная работа «Психология искусства». Лев Семенович работал так же над изучением вопросов дефектологии. Теория, разработанная Л.С. Выготским и его соратниками получила название культурно-исторической (в некоторых источниках – социально-исторической). В основу своей научной деятельности Л.С. Выготский положил диалектический метод, как подчеркивал А.Н. Леонтьев, «диалектика всегда составляла характерную черту его мышления». В 1927 г. Л.С. Выготский вместе с группой сотрудников (А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем, Л.И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории – теорияразвития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами – знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л.С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием». По мнению Е.Е. Сапоговой, сегодня выражение «культурно-историческая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе, но мы должны по-иному понимать смысл этого выражения, так как во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством. «Поэтому, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-генетической». «Интерактивно-» – потому что он рассматривает реальное взаимодействие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и сознание, а «генетической» – потому что реализуется принцип развития». (Сапогова Е.Е., 2005) Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции че ло века: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности». Основные законы психического развития, сформулированные Л.С. Выготским: * Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве). * Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой). * Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. * Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Согласно Л.С. Выготскому, два типа психического развития – биологическое (созревание) и историческое (культурное), – представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. Культурное развитие человека обнаруживает себя в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития (язык, письмо, система счисления и т.д.). Культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции. Орудие, знак, встраиваясь в деятельность человека, изменяет способ действия. Овладение человеком орудийной деятельностью, системой знаков, речью в историческом плане привело к полной перестройке, трансформации всего строя трудовых операций, и, что еще важнее, всего строя психологических операций. Появление способности к использованию знаковой системы, способность к символизации - причина возникновения и развития таких высших психических функций, как словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление, речь, воображение и др. Благодаря знаку психические функции приобретают 2 главных свойства: произвольность и осознанность. Знак играет огромную (возможно, на некоторых этапах развития главную) роль в психическом развитии человека – как филогенетического, так и онтогенетического. Благодаря использованию орудий и знаков внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность, внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризируется, переходит во внутренний план, план умственного действия). Ребенок в овладении своим поведением (развитии произольности) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т.е. извне, помощи особой культурной техники знаков.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 6993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |