Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура возраста по Л.С. Выготскому

Л.С. Выготский сформулировал важнейшие в определении возрастных этапов понятия – понятие социальной ситуации развития и понятие новообразования.

Социальная ситуация развития, поЛ.С. Выготскому, – это складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста неповторимое отношение между человеком и окружающей его социальной действительностью, это исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Социальная ситуация, ее основные черты определяют путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.

Новообразование, по Л.С. Выготскому, – это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

(В дальнейшем эти понятия будут проанализированы и дополнены последователями Л.С. Выготского)

К концу каждого возрастного этапа внутри социальной ситуации развития складываются фундаментальные противоречия развития, которые «взрывают» эту ситуацию изнутри, приводят к скачку в развитии, возникновению новообразований. (Примером такого противоречия может служить ситуация, формирующаяся в психическом развитии дошкольника: к концу этого возрастного периода сформировано уже достаточно много предметных умений, но в ребенок не имеет возможности их реализовать во «взрослой» деятельности).

Возраст, согласно Л.С. Выготскому, о – это объективная категорию, включающая три характеристики: 1) хронологические рамки отдельного этапа развития, 2) специфическая социальная ситуация развития, складывающаяся на конкретном этапе развития, 3) качественные новообразования, возникающие под ее влиянием.

В периодизации психического развития Л.С. Выготский выделяет чередующиеся стабильные и критические периоды. Существование этих периодов обусловлено действием диалектических законов развития: в стабильные периоды (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Выготский предлагал выделять т.н. центральное новообразование в каждом возрастном периоде. Оно является главным и как бы ведущим для всего процесса развития, определяет перестройку всей личности ребенка. Центральное новообразование выводит личностное развитие ребенка на качественно иной, более высокий уровень, в то время как вокруг него располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов.

Опираясь на понятие центрального новообразования, Л.С. Выготский называет центральными линиями развития в определенном возрасте те процессы развития, которые непосредственно связаны с основным новообразованием, другие, частичные процессы, изменения, происходящие в данном возрасте, он считает побочными линиями развития. Роль различных линий развития со временем изменяется (опять же, в силу действия диалектических законов развития – закона перехода количественных изменений в в качественные и закона единства и борьбы противоположностей), и это приводит к тому, что линии развития, бывшие в предыдущем возрастном периоде побочными, становятся центральными в этом возрастном периоде, и наоборот.При переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой. (Сапогова Е.Е., 2005)

Со временем сами новообразования не остаются неизменными, они видоизменяются, отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего (стабильного) возраста, включаясь в их состав, трансформируясь в них.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Л.С. Выготский о психическом развитии человека в онтогенезе и филогенезе | Идеи Л.С. Выготского о связи обучения и развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 16319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.