Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические регуляторы труда




ТРУД КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литература

1. Бодров В.А. Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.

2. История советской психологии труда: хрестоматия. – М., 1983.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М., 1998.

4. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: учеб пособие. – М., 1992.

5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестоматия). – М., 1995.

6. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917 – 1957): Учеб пособие /Под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

7. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Е.А. Климова. – М.: издательский центр «Академия», 2004.

8. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

9. Шпильрейн И.Н. Трудовой метод в изучении профессии. Тексты. История советской психологии труда /Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. – М., 1983.

 


Е.А. Климов разбил психические регуляторы труда на три группы:

I) Образобъекта (предмет труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):

1) чувственный образ (сенсорный, перцептивный),

Взаимодействуя с объектом человек, взаимодействует не с ним, а его отображением.

В ходе биологической эволюции и исторического развития, во-первых, органы чувств человека специализировались и выделяют, «выхватывают» их внешней среды нечто неопределенное (ухо чувствительно к периодическим колебаниям воздуха, но «глухо» к тому, к чему чувствительны глаз или нервные окончания в слизистой оболочке носа и пр.); во-вторых, сообразно опыту, культуре, образованию, профессиональной принадлежности разные люди выделяют и усматривают в среде очень разные целостности; в-третьих, тот или оной субъективный образ возникает только при активности субъекта. Например, специалист-товаровед, дегустатор, попробовав яблоко, воспринимает огромный набор признаков его вкусовых качеств («пресное», «горьковатое», «кислое», «кисло-сладкое», «вино-сладкое и пр.), консистенции («плотная», «рыхлая», «мучнистая», «тающая» и пр.), в тоже время неподготовленный в профессиональном отношении человек воспринимает лишь нерасчлененный, диффузный образ («вкусно» - «невкусно», «приятно» - «неприятно»).

2) репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения),

3) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий).

II) Образ с убъекта:

4) актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях),

5) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» - я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества).

Человек планирует и выстраивает свою профессиональную деятельность с учетом не только внешних обстоятельств и вероятных ожидаемых событий, но и своих личных качеств, функциональных состояний. Так, отдавая себе отчет в степени утомления, человек регулирует свою рабочую нагрузку, изыскивает возможности для кратковременных пауз и тем самым сохраняет оптимальный или хотя бы минимальный уровень работоспособности.

Развитое самосознание – одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности в рении трудовых задач, связанного с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков. (Например, рабочий, зная, что, увлекаясь скоростью обработки материала, может сделать ошибку, периодически напоминает себе об этом и избегает ошибок именно в труде. В труде он природную торопливость компенсирует (возмещает) самоконтролем).

Образы самосознания – одно из необходимых условий нахождения человеком себя в профессиональной сообщности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии. Выраженное профессиональное самосознание, положительное эмоциональное отношение к профессиональной деятельности – важный критерий подготовленности специалиста.

Одна из задач психологии труда – изучение структуры и динамики профессионального самосознания как важнейшего регулятора труда и построения профессиональной карьеры.

III) Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.