КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, объект, задачи
Функции управленческой деятельности 1. Предмет, объект, задачи психологии управления. 2. Категории персонала управления. 3. Понятия о методах исследования. 4. Психология управления в системе научных дисциплин. 5. Функции управления. В настоящее время, как в целом социальном, так и в частности, в научном пространстве управление понимается как профессия, которой посвящают себя специалисты - профессионалы, обладающие высокой общетеоретической, а также специальной подготовкой и постоянно накапливающие в ходе собственной управленческой деятельности эмпирический материал для дальнейшего теоретического анализа и самоанализа. Большое значение имеют здесь личностные качества, психологическая подготовка управленца, а также знание им общей психологии и психологии управления. Современный руководитель любого уровня прежде всего должен решить для себя следующие задачи: – овладеть теоретическими основами рационального управления - наукой управления; – уметь использовать ее на практике, творчески воплощать положения этой науки в конкретной управленческой ситуации и деятельности в целом. Так работает механизм взаимодействия теоретических знаний и практического опыта в личности профессионала на протяжении всей его управленческой карьеры. Как и любая другая наука управление имеет свой объект и предмет. Объектом психологии управления является та часть социальной реальности, которая подвержена управленческому влиянию со стороны субъекта управления, и в процессе воздействия на которую и во взаимодействии с которой вырабатываются и осуществляются психологические механизмы управленческой деятельности. Предметом науки управления являются управленческие отношения, а это отношения: ● между субъектом и объектом управления; ● между членами организациями, находящимися на одном и том же иерархическом уровне; ● между различными организационными подразделениями в пределах единой структуры. Предмет психологии управления – психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности людей и межличностного взаимодействия в организации. Его можно определить как психологические аспекты управленческих отношений, которые конкретизируются в различных уровнях проблематики психологии управления (см. схемы 1, 2, 3). Схема 1 Психологические аспекты деятельности субъекта управления
Схема 2 Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления
Схема 3 Психологические аспекты взаимодействия руководителя и подчинённых
Управленческая профессия обладает следующими психологическими особенностями, которые отличают ее от других видов социально-значимой деятельности: v очень большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии; v связанный с этим характер ответственности, обладающий многоплановой, многовекторной направленностью (за принятие решения, за верный и продуктивный контроль над исполнителями, перед исполнителями, за результат, мотивационную сферу, распределение поощрений и т.д.); v неалгоритмический, творческий характер деятельности, особенно, когда она осуществляется в информационном вакууме, в условиях переменчивой, часто конфликтной обстановки; v прогностическая, футурологическая природа решаемых управленческих задач; v значительная роль коммуникативной функции; v выработка ценностно-нормативной системы, кодекса взаимоотношений между членами организации в ходе совместной деятельности и общения; v обдумывания механизмов проективной разрядки, снимающих конфликтность и напряженность внутри коллектива; v знание конкретных деталей и способность увидеть их значимость для функционирования общего целого; v высокая психологическая напряженность, связанная с постоянными поисками источников информации, большой ответственностью за принимаемые решения. Как мы видим, управленческая деятельность - это сложным образом организованный вид трудовой деятельности по осуществлению функций управления в организации с целью сохранения ее структуры, ее совершенствования, развития, рациональных преобразований, приводящих в движение прогрессивные компоненты целого. Цель управленческой деятельности состоит в обеспечении целенаправленной и скоординированной деятельности организации по решению стоящих перед ней задач. Цель же психологии управления как научной дисциплины - сформировать теоретический багаж управленца-руководителя обогатить его знаниями, касающимися психологической стороны управленческой деятельности, интегрировать эти знания в личность самого руководителя, т.е. «нарисовать» его «психопортрет». Цель эта конкретизируется в следующих задачах нашего предмета: – разъяснить руководителю категориальный и инструментальный аппарат психологии управления; – ознакомить управленца с важнейшими психологическими механизмами, которые неминуемо будут задействованы в процессе его практической деятельности; – ознакомить с основными теоретическими положениями современной психологии управления, а также с направлениями их практического применения в управленческом процессе; – обучить умению влиять на деятельность и поведение сотрудников; – способствовать овладению навыками делового общения. Управленческая деятельность производится персоналом управления. Существует три его основные категории: Ø руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления); Ø специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления); Ø служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления). Понятие о методах исследования Метод (от греч. µelodos - путь исследования, основы познания) - термин, достаточно распространенный литературе, но не имеющий строго определенного, общепринятого значения. Обычно под научным методом имеют ввиду сумму некоторых общих научных подходов и приемов, позволяющих исследователю добиться результата. Методы психологии управления, как уже было сказано, сходны с методами других наук (социологии, психологии, социальной психологии). В разной научной литературе представлены разные методы. Нам хотелось бы выделить методы опроса, а также метод изучения документов. Метод опроса представляет собой наиболее разработанный метод исследования. Существуют следующие виды опросов: По содержанию деятельности исследования – анкетный опрос; – интервью; – экспертный опрос (опрос лиц, компетентных в интересующих исследователя вопросах); – социометрический опрос (метод количественных измерений и анализа структуры взаимоотношений в малых социальных группах. Хорош для выставления диагноза межличностных отношений. Например, перед вами группа работников из 30 человек. Вопрос в том, с кем бы вы хотели продолжить работу, если Вы сами формируете группу для важного экспериментального исследования. Участники напротив пишут баллы от 29 до 0).
По форме контакта – индивидуальный (интервью, экспертный); – групповой (анкетирование и социометрический); – устный / письменный; – сплошной или выборочный (в масштабе общества); – свободный или формализованный.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |