Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Предмет психологической науки




ОГЛАВЛЕНИЕ.

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

I.1. Объект и предмет психологии.

I.2. Методологическая основа психологии.

I.3. Основные принципы психологии.

I.4. Категориальный аппарат.

I.5. Этапы развития науки.

II. МОЗГ И ПСИХИКА.

II.1. Строение нервной системы.

II.2. Кора больших полушарий мозга.

II.3. Работа нервной системы человека. Рефлекторная деятельность мозга.

III. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

III.1. Развитие психики в филогенезе.

III.2. Сознание человека и его характеристики.

Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ.

IV.1. Индивид, личность, индивидуальность.

IV.2. Биологическое и социальное в структуре личности.

IV.3. Активность личности человека.

IV.4. Мотивация как проявление потребностей личности.

V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

V.1. Понятие о деятельности.

V.2. Cтруктура деятельности.

V.3. Виды деятельности.

Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

VI. ОЩУЩЕНИЕ.

VI.1. Понятие об ощущении.

VI.3. Общие закономерности ощущений. Общие свойства ощущений.

VII. ВОСПРИЯТИЕ.

VII.1. Понятие восприятия и его физиологические основы.

VII.2. Основные особенности восприятия.

VIII. ВНИМАНИЕ.

VIII.1. Общая характеристика внимания.

VIII.2. Качества внимания.

VIII.3. Виды внимания и их характеристика.

IX. ПАМЯТЬ.

IX.1. Общее понятие памяти.

IX.2. Физиологические основы памяти.

VIII.3. Процессы памяти.

IX.4. Виды памяти.

X. МЫШЛЕНИЕ.

X.1. Определение мышления.

X.2. Виды мышления и их классификация.

X.3. Мышление как процесс решения задач.

X.4. Мышление как высшая психическая функция.

XI. ВООБРЖЕНИЕ.

XI.1. Воображение как фактор поведения (Р.Г. Натадзе).

XI.2. Виды воображения.

XI.3. Этапы творческого воображения.

Раздел четвертый. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ.

XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.

XII.1. Общее понятие об эмоциях и чувствах.

XII.2. Виды чувств.

XII.3. Чувства и личность.

XIII. ВОЛЯ.

XIII. 1. Воля как характеристика сознания.

XIII. 2. Анализ волевого действия.

XIII.3. Теории воли.

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ.

XIV.1. История учений о типах темперамента.

XIV.2. Темперамент - биологический фундамент личности.

XIV.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

XIV.4. Темперамент и личность.

XV. ХАРАКТЕР.

XV.1. Понятие о характере.

XV.2. Типология характеров.

XV.3. Формирование характера и пути его воспитания.

XVI. СПОСОБНОСТИ.

XVI.1. Понятие о способностях и их природе.

XVI.2. Задатки как природные предпосылки способностей.

XVI.3. Качественная и количественная характеристики способностей.

XVI.4. Развитие способностей.

 

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

I.1. Объект и предмет психологии.

I.2. Методологическая основа психологии.

I.3. Основные принципы психологии.

I.4. Категориальный аппарат психологии.

I.5. Этапы развития науки.

 

I.1. Объект и предмет психологии.

Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.

Каждый человек отличается чем-то от других: один интересуется музыкой, другой — спортом, один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим. Все это — восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера - явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).

Помимо психических процессов и психических свойств личности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния называются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течении этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, и т. д.).

Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).

Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

Таким образом, психологияэто наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Предмет исследования — это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-истрического развития способ освоения объекта.

Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений не в отличии от предметов других наук, а в соотношении с ними, которое требует своего исследования.

Объект науки, определяется как область объективной действительности, выражаясь словами Ф. Энгельса, это определенная форма движения материи, определенный круг явлений, развивающихся или функционирующих согласно своим собственным внутренним закономерностям, т.е. объект — это то, на что направлена данная наука.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.