Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I.5. Этапы развития науки





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

I.4. Категориальный аппарат.

Категориальный аппарат зависит от методологической основы. По мнению Б.М. Кедрова по “сформированности категориального аппарата определяется состояние и уровень науки”. Различные авторы не однотипно подходят к данному вопросу. Так например, К.К. Платонов ,наряду с общепсихологическими категориями выделяет, так же, и частнопсихологические :

Общепсихологические Частнопсихологические

категории категории

1. психическое отражение;

2. психические явления; психические процессы;

психические состояния;

свойства личности;

3. сознание переживания;

познание;

отношение;

личность

деятельность

развитие психики.

М.Г. Ярошевский выделяет :

1. Образ (гештальтпсихология);

2. Действие (бихевиоризм);

3. Мотивация (З. Фрейд);

4. Общение

5. Индивид-Личность.

Пять категорий М.Г. Ярошевского обобщенно представлены в трех категориях у А.Н. Леонтьева:

1. Деятельность (суперкатегория);

2. Сознание;

3. Личность.

По мнению Б.Ф. Ломов а следует выделить следующие категории:

1. Отражение;

2. Деятельность

3. Личность;

4. Общение.

В то время как А.В. Петровский выделяет категории:

1. Коллектива;

2. Личности;

3. Деятельности.

Таким образом, мы видим, что категориальный аппарат определяется позицией автора, тем, что он исследует.

Научные идеи и теории не являются спонтанным творением ума. Они рождаются и преобразуются под воздействием потребностей общества, социальной практики.

В истории психологической мысли, предмет которой — человек, влияние на нее социальных процессов выступает особенно рельефно. Проблема души неизменно являлась средоточием острейших идейных контроверз. Так обстояло дело во все эпохи.

Выделим основные этапы становления психологии как науки:

I этап — психология как наука о душе. Такое представление психологии было дано 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.



III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 столетии. Задачи психологии состоят в наблюдении за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались.

IV этап — психология как наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики.

Как уже говорилось, психология тала самостоятельной дисциплиной, когда в естественнонаучном опыте были открыты психодетерминанты как особые факторы организации и регуляции жизненных отношений индивида с миром. Выявление их не сводимости к другим починным факторам породило представление о замкнутом ряде психических причин. Действительное же значение и влияние этих психических детерминант выступает только в их взаимосвязи с природными и социальными процессами. От успехов в познании этих процессов зависит и продвижение психологической мысли к новым рубежа.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.