Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интериоризация и мотивационная сфера школьного возраста (7-11)

Вед деятельность на этом этапе является учебная деятельность. Никакое эффективное педагогическое взаимодействие со школьником не возможно без учета его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьника могут стоять разные причины. Особенности мотивационной сферы на этапе младшего школьного возраста 7-11 лет заключается в том, что формируются учебно-познавательные мотивы. В их основе лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитиии. Это интерес к содержат стороне учебной деятельности, к тому что изучают, интерес к процессу деятельности, способу деятельности: как достигать результатов, как решать задачи. Мл школьник должен быть мотивирован не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Это мотив собственного роста ребенка, его самосовершенствования. К окончанию периода у ребенка должно появиться новообразование – чувство компетентности.

 

Интериориза́ция на этапе среднего школьного возраста, подростков (11-13)

У подростков возникает потребность в самоутверждении в своей самостоятельности и индивидуальности. Возникновение конфликтных отношений со взрослыми, негативизм, упрямство, бунт против взрослых – отличительные черты подросткового возраста. Мотивация - общение со сверстниками. Вероятность возник акцентуации в характере подростка. Появляются ассоциальные формы поведения. Потребность - формирование «Я концепции». Развитие мотивационное сферы подростков в направлении – формирования адекватной самооценки, развития логического мышления, самоконтроля и планирования деятельности. Формирование положительной «Я-концепции». Новообразование – чувство взрослости.

 

Интериориза́ция на этапе ранней юности 15-17 лет

Изменяется учебная мотивация. Начинаем рассматривать учебу как базу для подготовки к будущей профессии. На всю учебную деятельность оказывать влияние сила мотивации выбора той или иной профессии. Юноши и девушки обращены в будущее и рассматривают его через призму профессиональную. Высокая позитивная мотивация может компенсировать недостающие компетенции и способности. Мотивы выбора профессии являются важными факторами, которые обуславливают дальнейшую успешность профессионального развития. Поэтому развитие мотив сферы должно осуществляться в следующем направлении: формирование волевой саморегуляции, развитие абстрактно-логического мышления, формирование научного мировоззрения, самовоспитание, смосовершенствование.

Стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельность на этом этапе. Нужен хороший средний балл в аттестате и приходится подтягивать все предметы.

Новообразование –самоопределение.

Строение потребностно-мотивационной сферы

Три варианта ответов на извечный вопрос: «Как построена потребностно-мотивационная сфера человека» (один ответ не отрицает другой, т.к. это просто разная логика рассмотрения ситуации).

1) Первый ответ на вопрос – это проблема выделения базовой мотивации. Проблема выделения базовой мотивации была впервые поставлена Уильям Мак-Дауголл. Мотивы – это внутренние побудители организма.

1. Первый компонент – познавательный. Когда человек испытывает склонность к чему-то: человек, животное, или человек как животное – это называется избирательность восприятия (ИВ). 2. Второй: аффективный, эмоциональный. Эмоциональный импульс (ЭИ) – это ядро инстинкта, и если инстинкты – базовые потребности, то и эмоциональные тоже будут базовыми. Мак-Дауголл: Инстинкт – любопытство, эмоция – удивление. Пищевой и половой потребности ([основные]) – рост и размножение – эмоциональных импульсов подобрать не смог. Список разный – 20 или 12 инстинктов. 3. Третья составляющая базовой потребности – волевой (моторный) компонент. Он выражается как? Готовность к действию (ГД) или, другими словами,– наличие механизмов (в организме), предназначенных для реализации инстинкта. Триединство инстинкта: избирательность восприятия, эмоциональный импульс и готовность действовать. Лоренц брал только третью часть. Он говорит: остальное меня не интересует. Это трудно изучать – восприятие, эмоции. Вот готовность к действию можно изучать. Лоренц описал превращение базовой потребности (или базового инстинкта) в производный. Раз есть базовый, значит есть производные. Или, другими словами, если есть первичные, есть и вторичные. Импринтинг – это доопределение инстинкта по Лоренцу, что мы уже знаем. Кого из знакомых нам исследователей мы сюда присоединим? Два направления: 1. Классический бихевиоризм. (Т.к. в бихевиоризме тоже выделяют первичные потребности; их именуют словечком драйв (по-русски, это будет «позыв», но, считается, лучше сказать пищевой, половой драйв). Это – первичные потребности. Они преобразуются путем обусловливания, научения, во вторичные.). 2. Классический психоанализ. У Фрейда тоже есть первичная, жизненная, либидозная энергия, которая преобразуется в культурное русло путем сублимации. Сублимация – это слово, которое на русский лучше не переводить. Переведешь – окажется вытеснение. Вытеснение по-русски имеет два значения: можно вытеснить вниз, т.е. подавить; а в данном случае – сублимация – это вытеснение вверх – это высвобождение природной энергии. И путем сублимации появляются другие. У Фрейда понятие базового заменяет слово «влечение». Влечение порождает многие другие потребности. Природная энергия в нормальном варианте порождает культ ценности путем высвобождения или сублимации.

2) Второй ответ - выделение ситуативной мотивации. Курт Левин. Первое понятие – мотивационное поле, в нем есть субъекты и объекты. Базовые потребности, конечно, есть, но Левин от них отвлекается. Как только человек оказывается в ситуации (какой-то), то у него возникает квазипотребность (это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). В мотивационном поле кроме субъекта есть предметы – объекты – и они обладают валентностью (требовательный характер объекта - в сказке об Алисе. Пирожок кричит: «Съешь меня!» Пузырек кричит: «Выпей меня!»). Валентность [может быть] положительной или отрицательной, но какая-то валентность быть должна. Эффект Зейгарник демонстрирует нам силу квазипотребности.

3) Третий ответ - потребности разделяют по способу их удовлетворения. Этот ответ принадлежит гуманистическим психологам - Олпорт, Маслоу, Роджерс. Олпорт. Выделяет два способа удовлетворения потребностей. [Вернее,] не то, чтобы два, а второй. Первый – для всех очевиден: снятие напряжения. Потребность создает напряжение. Снять до конца трудно, поэтому у Олпорта термин «редукция напряжения». Снизил напряжение. И этому механизму соответствуют все физиологические потребности. Возникло напряжение, сбросил его, и потом оно опять накапливается. «Но,– говорит Олпорт,– есть потребности, которые удовлетворяются другим способом: потребности в развитии». Исходной точкой развития явл. противоречие. Формально: эти потребности второго типа – метапотребности (от Мас­лоу) - стремятся к напряжению. Это странное стремление к противоречию. Потребности второго типа стремятся к развитию, т.е. стремятся к поддержанию напряжения. Иерархия потребностей по Маслоу. Внизу – удовлетворение снятием напряжения (физиологические нужды). А наверху - потребность удовлетворяется [стремлением] к нарушению равновесия – потребность к самоактуализации. Перефразируя Евангелие, Маслоу [говорит]: «не хлебом единым жив человек, когда хлеба в избытке». (2. Потребность в безопасности, 3. Потребность в принадлежности социальному целому, 4. потребность в самоуважении, 5. потребность в познании себя, 6потребность в гармонии / эстетическая потребность)

 

 

№14 БИЛЕТ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интериоризация у дошкольников (до 7) | Эмоции и чувства; их роль в регуляции деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.