Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, учебной недели, учебного года

В прикладной психофизиологии есть ключевое понятие - работоспо­собность. Работоспособность являет­ся интегральным показателем фун­кционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организа­ции учебного процесса, его соот­ветствие возможностям ребенка, его эффективность. Динамика работо­способности позволяет увидеть, какой «ценой» достигается тот или иной педагогический результат. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенст­вуется по мере возрастного развития структурно-функциональной органи­зации мозга.

«Работоспособность - это способ­ность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качествен­ном выполнении умственной или фи­зической работы» (М.В. Антропова).

Уровень работоспособности зави­сит от многих факторов: физиологи­ческих (функциональная зрелость организма, функциональное состоя­ние, состояние здоровья и т.п.), пси­хологических (самочувствие, эмоцио­нальное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организа­ции деятельности, время дня, года и т. п.).

Работоспособность как интеграль­ная характеристика функциональ­ного состояния отражает его измене­ния в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание закономернос­тей динамики работоспособности позволяет рационально построить учебный процесс, снизить функцио­нальное напряжение организма и повысить эффективность работы.

Существуют общие закономерно­сти динамики работоспособности, в которой выделяется несколько пери­одов: врабатывание, устойчивый пе­риод (период оптимальной работос­пособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утом­ление. Схематически динамику рабо­тоспособности можно представить так (рис. 32):

Рис.32. Кривая динамики работоспособности

Учет физиологических закономер­ностей работдспособности позволит обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и ус­тойчивую работоспособность, т. е. со­здать психологически обоснованные и валеологически целесообразные ус­ловия организации учебного процесса.

Сегодня, как никогда, актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Макси-мовича: «...сильное и неумеренное на­пряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».

Проверь себя

1. Каковы основные принципы физиологи­чески обоснованного построения педагоги­ческого процесса?

2. Назовите и охарактеризуйте фазы фи­зиологической адаптации ребенка к обучению в школе.

3. Каковы основные проявления социаль­но-психологической адаптации и их инди­видуальные особенности?

4. Как облегчить адаптацию ребенка к шко­ле? Гигиенические требования к режиму дня.

5. Что должен учитывать педагог, чтобы по­строить учебный процесс в соответствии с фун­кциональными возможностями ребенка?

6. Что такое работоспособность? Инди­видуальные типы работоспособности.

7. Охарактеризуйте общие закономерно­сти динамики работоспособности.

8. Что такое утомление? Его признаки.

9. Какие факторы определяют динамику работоспособности и продолжительность ее отдельных фаз в течение учебного дня, неде­ли, года?

10. Какие характеристики урока оказыва­ют существенное влияние на работоспособ­ность и функциональное состояние ребенка во время занятий? Обоснуйте необходимость их правильного сочетания для обеспечения благоприятного эффекта.

Глава 7. Психофизиология школьных трудностей

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психофизиологические аспекты адаптации к школе | Трудностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.