КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, учебной недели, учебного года
В прикладной психофизиологии есть ключевое понятие - работоспособность. Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенка, его эффективность. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой «ценой» достигается тот или иной педагогический результат. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга. «Работоспособность - это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы» (М.В. Антропова). Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.). Работоспособность как интегральная характеристика функционального состояния отражает его изменения в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет рационально построить учебный процесс, снизить функциональное напряжение организма и повысить эффективность работы. Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление. Схематически динамику работоспособности можно представить так (рис. 32): Рис.32. Кривая динамики работоспособности Учет физиологических закономерностей работдспособности позволит обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т. е. создать психологически обоснованные и валеологически целесообразные условия организации учебного процесса. Сегодня, как никогда, актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Макси-мовича: «...сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит». Проверь себя 1. Каковы основные принципы физиологически обоснованного построения педагогического процесса? 2. Назовите и охарактеризуйте фазы физиологической адаптации ребенка к обучению в школе. 3. Каковы основные проявления социально-психологической адаптации и их индивидуальные особенности? 4. Как облегчить адаптацию ребенка к школе? Гигиенические требования к режиму дня. 5. Что должен учитывать педагог, чтобы построить учебный процесс в соответствии с функциональными возможностями ребенка? 6. Что такое работоспособность? Индивидуальные типы работоспособности. 7. Охарактеризуйте общие закономерности динамики работоспособности. 8. Что такое утомление? Его признаки. 9. Какие факторы определяют динамику работоспособности и продолжительность ее отдельных фаз в течение учебного дня, недели, года? 10. Какие характеристики урока оказывают существенное влияние на работоспособность и функциональное состояние ребенка во время занятий? Обоснуйте необходимость их правильного сочетания для обеспечения благоприятного эффекта. Глава 7. Психофизиология школьных трудностей
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |