КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ №4. Тема 1.2. Нормативный аспект культуры речи
ЛЕКЦИЯ №3 Тема 1.2. Нормативный аспект культуры речи. Изучив материалы, Вы сможете: -познакомиться с нормативными аспектами культуры речи, -выяснить специфику речевого взаимодействия людей, -определить сходство и различие между языком и речью, -убедиться в значении речи в общении между людьми, -узнать о нормах речевой культуры.
Язык и речь тесно связаны между собой, но они не тождественны. Нельзя поставить знак равенства между языком и речью. Язык является инструментом речи, механизмом ее возникновения. Речь, как результат мыслительной деятельности человека, управляет языком, заставляя его действовать в соответствии с решением мозга. Функция речи вытекает из ее тесной связи с психологией и психологическими свойствами человека. Речь, как сложнейшая психологическая деятельность человека, имеет следующие функции: 1. Коммуникативная – содержание и формы общения с людьми. 2. Психологическая – передача и восприятие психологических свойств человека. 3. Интеллектуальная – связь с мышлением. Речь – инструмент мышления. Речевая деятельность – это форма социальной активности человека и форма проявления общественной сути человека. Главными характеристиками речи являются сознательность и целенаправленность. Действия, поступки, деятельность человека – все это обнаруживается в речи и воспринимается через речь. Функции языка исторически сложились и закрепились. Они следующие: -коммуникативная, -организация знаний, -номинативная, -религиозно-культовая, -эстетическая, -психолого-терапевтическая, -эмоционально-чувственная.
С помощью языка организуется устная и письменная речь. При рассмотрении устной речи мы сталкиваемся с понятием фонетическая система языка. Фонетическая или звуковая система языка имеет следующее строение: - Фонема – отдельный (один) звук, - слог – два или более фонем, - фонетическое слово – объединение слогов единством ударения, - речевой такт – объединение фонетических слов с помощью единой интонации, - фраза, - устная речь. При рассмотрении письменной речи мы сталкиваемся с понятием морфологическая или знаковая система. Она имеет следующее строение: - морфа – один отдельный знак; - морфема – минимальное количество морф, имеющее содержательный смысл; - морфологическое слово; - предложение – сумма морфологических слов; - текст. Общность происхождения, исторически закрепившаяся, объединяет языки в группы или семьи. Это объединение стало возможно в силу определенных причин. Первая – исторически закрепившаяся территориальная общность людей. Вторая – морфологические и фонетические особенности языка. Третья – исторические, социально-экономические и политические изменения и потрясения, происходящие в мире.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |